Теперь о масштабах сталинских репрессий. Кое-какие данные можно найти в открытой печати. В воскресенье, 11 ноября, в гостях у Владимира Познера на Первом канале был известный юрист, депутат Государственной думы, Андрей Макаров. И он говорил о миллионах расстрелянных. Он в 1992 г. выступал обвинителем в заседаниях Конституционного Суда РФ, рассматривавшего так называемое "Дело КПСС". Он был членом комиссии, готовившей это дело и рассматривавшей соответствующие архивные материалы. Он сказал, что было рассмотрено 98 тысяч документов, из них опубликовано только 1,5 тысячи, и публикации эти особого интереса у народа не вызвали. Это отсутствие интереса – характерная черта нашего общества.
Но что говорить о миллионах, это даже вообразить невозможно, отдельные люди и их трагедии там и не просматриваются. Расскажу о некоторых моих личных встречах. В отделе, где я работала в группе переводчиков-референтов (наш отдел называли «кладбище слонов»), и я о нем много писала в воспоминаниях в этом ЖЖ, из десяти сотрудников пятеро были бывшие зеки. Из пяти не сидевших – у двоих были репрессированы отцы. Из бывших зеков трое были репрессированы в 37-38 гг. Это наш заведующий, венгерский коммунист, архитектор по образованию. После поражения Венгерской революции в 1918 году, он уехал во Францию, работал там по специальности, потом в 1936 году участвовал в войне в Испании. После победы Франко приехал в СССР, здесь работал в мастерской братьев Весниных. А когда Сталин расправлялся с деятелями Коминтерна, которые по понятным причинам ему очень мешали, наш заведующий попал на 20 лет в лагеря. Две женщины, наши сотрудницы, были репрессированы за то, что не донесли на своих мужей. Муж одной из них руководил ОСОАВИАХИМом, чем занимался муж второй, я не знаю. Два наших сотрудника, Николай и Трифон, были репрессированы после войны. О Николае я много писала в этом ЖЖ. Он был нашим разведчиком, шпионил за союзниками, был нашим представителем в американской миссии в Сеуле. После войны его арестовали, как и всех, кто шпионил за союзниками. Я полагаю, считалось, что если человек долго общался с американцами, то он не смог устоять перед их обаянием, стал человеком ненадежным, и лучше его изолировать.
Трифон происходил из богатой купеческой семьи, в 1912 году уехал в Берлин учиться, считалось, что техническое образование лучше всего получить в Германии. Окончив институт, он получил там приглашение на работу от крупной фирмы, и остался. В войну, как Тимофеев-Ресовский (Зубр) был интернирован. После войны Сталин всех русских, проживающих за рубежом, пригласил вернуться на Родину, многое обещал. Из тех, кто поверил обещаниям и вернулся, большая часть прямо на границе была из пассажирских вагонов пересажена в столыпинские и отправлена далеко на северо-восток. О таких возвратившихся эмигрантах снят фильм «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым в главной роли. Там Сергей Бодров очень хорошо сыграл молодого парнишку, полюбившего взрослую замужнюю женщину и совершающего ради этой любви безумные поступки. Наш Трифон проехал всю страну от границы до Воркуты в столыпинском вагоне. В лагере его допрашивали, в частности, спросили: «мы не спрашиваем, как Вы относились к Советскому Союзу, то, что Вы не пытались вернуться, говорит само за себя, но вы ничего о нас не знали, а теперь, когда вы увидели нашу страну, как Вы оцениваете перемены?». Тришка сказал: «Я видел только то, что можно увидеть из окна столыпинского вагона, но я в восхищении». Когда я работала, Тришки уже не было в штате. Он приходил взять работу на дом и пообщаться с Николаем, они вместе сидели. Любил рассказывать политические анекдоты. Я говорила: «Трифон Николаевич, зачем вы рассказываете Николаю эти анекдоты, вы же понимаете, что за них вы оба можете на 8 лет загреметь», а он отвечал: «Да что нам с Николаем 8 лет, мы их стоя отсидим».
Когда в 2004 году я лежала в кардиологии 23-ой больницы, у нас в палате интенсивной терапии из шести женщин у троих - у меня, Вероники и Ирины - были репрессированы отцы. У меня и Вероники расстреляны, отец Ирины отсидел, был реабилитирован как и все, за отсутствием состава преступления, и вернулся. Читатель пишет, что в его доме никого не репрессировали, я не верю в существование такого дома. Вы могли не знать, они приезжали тихо, ночью, людей увозили в закрытых машинах-фургонах, на которых было написано «Хлеб» или «Молоко», осиротевшие семьи скрывали факт репрессий, говорили, что человек уехал в командировку или завербовался на Север или ушёл из семьи.
Читатель
Отсюда я делаю вывод, что репрессированные родители сегодняшних известных деятелей культуры, если судить по детям, были людьми незаурядными, видны гены, хорошая кровь. Сталин тщательно уничтожал всех, кто хоть сколько-нибудь возвышался над средним уровнем.
Продолжение следует.
а у аксенова отец по-моему не был расстрелян, он сидел лет 20 и ошибочно считался расстреляным
...Мой дед в 41-м попал в окружение и вместе с однополчанами они сдались на милость временных победителей. Деду вскоре удалось вернуться в родную деревню, где его сразу вынудили надеть на рукав белую повязку полицая.
После войны, так как было доказано, что дед в карательных операциях не участвовал, и ни одной смерти на его счету нет, ему дали всего 10 лет лесоповала. Он их честно отсидел-отработал и вернулся домой с кучей (по меркам тогдашнего среднего смоленского колхоза) заработанных на том лесоповале денег, на которые - на зависть соседям - немедленно отстроил новый дом.
А другие односельчане, которые всё это время честно работали за эфемерные палки-трудодни, такого себе тогда не могли позволить.
...Я к тому, что сложно мазать те времена либо однозначно в белое, либо однозначно в чёрное. Оно всё в оттенках. И по-прежнему всё это так сложно...
Вся страна была, как огромный лесоповал, почитайте "Братья и сестры", - по-моему, лучшей книги о советской деревне не написано.
Для великого кормчего не было никаких сложностей в управлении страной.
И я затруднюсь сказать, кому в то время было проще - деду-зэку на лесоповале или его ни разу не судимой жене с двумя детьми в родном колхозе.
Об этом не первый раз слышу/читаю.
А сколькие люди не успели родить детей, попав в эти жернова?
И, главное, размножался-то кто? Те, кто доносил, арестовывал, допрашивал, охранял.
Обидно. Какие гены потеряла нация...
Не все, кто размножились - негодяи. Но негодяям и приспособленцам было намного проще.
Гены пропали не только из-за расстрелов. Никто точно не скажет, сколько погибло в лагерях, а сколько до этих лагерей не доехало...
Мы были этим летом в Соловецком монастыре. А прошлым летом - на месте СухонЛага. Страшно.
Как это ваши-то гены не пропали, а ну всепокайтеся.
Лично про меня - пожалуйста. Родители моего деда были арестованы в 37. В 46 они вернулись, через полгода их снова арестовали. Больше их никто не видел. Из всей семьи уцелели двое - мой дед и его младший брат - их в 37 отослали без документов в деревню к дальней родственнице. Дед не дал свою фамилию своим детям, он официально их не признавал (но воспитывал), чтобы не поставить под удар.
Тётя родилась в 37. Она хорошо помнит ужас 39 года, когда для каждого члена семьи был собран "тревожный чемоданчик", дома говорили шёпотом, а когда в дверь стучали - первым делом доставли документы и чемоданчики, а потом проверяли - кто пришёл. Как не спали по ночам, просыпаясь от звука проезжающей машины.
Дед моего мужа был репрессирован дважды: в 35 году семью раскулачили и выслали с Алтая без вещей в Тюменскую область, в 41 его арестовали и отправили в штрафбат. Дома осталась больная туберкулёзом жена с 3-мя маленькими детьми. Зимой 42 он погиб под Сталинградом.
Есть в моей семье и номенклатурщики идейные. Не арестовывали, но доносили наверняка. Они этим не гордились и не рассказывали. Знаю косвенно. Они себя за это не простили. Надеюсь, Бог их простил.
А дети этих "номенклатурщиков" точно так же скажут про ваших дедов: "за что посадили, непонятно, но воры и предатели были наверняка".
И кто прав?
Вы их память шельмуете, смею заметить, а они память ваших дедов -- нет.
Кто из вас лучше?
Но сколько уже можно счёты сводить.
Страну под нож пустили, все немалые завоевания СССР растоптали в пыль, а всё пляшете на могиле человека, который по-настоящему поднял Россию с колен, а не как сейчас.
Мы с 85 года УЖЕ потеряли людей и территорий больше чем в войну, и это и ближе во времени и страшнее.
Просто жертвы людоедов Ельцина и Горби и их дети-внуки в бложеках не пишут, а в могиле лежат или побираются.
В отличие от сытеньких и жырненьких "жертв сталинизма", обязанных ВСЕМ советскому государству.
Ельцин и Горбачёв, несомненно, натворили делов, но то, что случилось с Советским союзом, к сожалению, не могло не случиться. Очень, очень горько и обидно за это.
Опять же, я не умаляю заслуг Сталина в том, что касается "поднял Россию с колен".
Я плохо понимаю, что происходило в моей стране в начале прошлого века. Мне не понятно, почему страна, кормившая хлебом полмира (опять же, не без заслуг тирана-Столыпина), оказалась в разрухе и нищете.
Мне просто жутко даже представить себе, сколько людей прошло через тюрьмы и лагеря. А сколькие оттуда не вернулись... А сколькие оттуда попали напрямик в штрафбаты... И ведь кто-то действительно, за идею - были люди против советской власти. А были такие, которые пытались спасти от голодной смерти своих детей. А были и такие, на жилплощадь или должность которых позарились...
И никто не был от этого застрахован.
А ведь это не просто в КПЗ посидеть.
Это климатические условия весьма суровые, это изнурительный физический труд - несомненно, на благо родины, и это - несмываемое клеймо на всю семью. Сын врага народа - это никогда не знаешь, кто, когда и как припомнит...
Впервые издан в Софии в 1936 году.
Автор в 34м оказался в лагере в Карелии с сыном и братом (все - спортсмены-единоборцы) за попытку побега из СССР. Не смирились и смогли-таки бежать через финскую границу...
Написано потрясающе, камня на камне не оставляет от пустобрехов, льющих слезы по "мудрому Сталину".
Edited at 2012-11-17 05:11 (UTC)
Адвокат Макаров, учавствовавший в заседаниях Конституционного Суда РФ, рассматривавшего так называемое "Дело КПСС", ссылался на данные О.Г. Шатуновской. "Шатуновская — бывший член Комитета партийного контроля при ЦК КПСС и Комиссии по расследованию убийства С.М. Кирова и политических судебных процессов 30-х годов во времена Н.С. Хрущева. В 1990 г. в «Аргументах и фактах» были опубликованы ее воспоминания, где она, ссылаясь на некий документ КГБ СССР, впоследствии якобы таинственно исчезнувший, отмечала: "...С 1 января 1935 г. по 22 июня 1941 г. было арестовано 19 млн. 840 тыс. «врагов народа». Из них 7 млн. было расстреляно. Большинство остальных погибло в лагерях" (из того же Земскова "Политические репрессии в СССР (1917—1990)", господа, ознакомтесь пожалуйста с этой научной статьёй).
Никаких 98 000 документов адвокат не читал, да и Шатуновская тоже. Прискорбно то, что к этому времени подлинная статистика была уже опубликована 3 года во вполне солидных СМИ и научных изданиях. Не заинтересовала эта статистика не народ, а, в первую очередь, журналистов и общественных деятелей, так как архивные данные отчетности ОГПУ-НКВД-МВД-МГБ были не так сенсационны, как громкие цифры Солженицына (66 миллионов только погибших + 44 млн. погибших в войне "от неряшливого ее ведения"), Р. Медведева (40 млн. репрессированных, правда историк оговаривал, что большая часть репрессированных осталась в живых).
Сталин тщательно уничтожал всех, кто хоть сколько-нибудь возвышался над средним уровнем.
Не согласен, красиво написано, но не убедительно. Именно из-за такой веры в Сталинскую вездесущность и демонический ум его до сих пор почитают миллионы. Можно подумать что вождь народов обладал каким-то универсальным, точным мерилом, при помощи которого мог замерять насколько человек возвысился над средним уровнем, а так же насколько у человека хороши гены и кровь. Мы пытаемся найти логику в репрессиях, а её не было. Одна революцонная целесообразность и классовая борьба. Одолел Трофим Лысенко в дискуссии генетиков (Сталин, кстати эту дискуссию инспирировал, а не напрямую поддержал Лысенко) и полетели головы несчастных учёных. Кстати на сессиях ВАСХНИЛ большинство учёных поддержали Лысенко, чуяли конъюктуру.
Не справедливо по отношению к оставшимся в живых и не репрессированным, здоровые гены и кровь равномерно распределены во всём народе, а у людей знатного происхождения они как раз частенько хромают.
Edited at 2012-11-17 21:15 (UTC)