Энгелина Борисовна Тареева (tareeva) wrote,
Энгелина Борисовна Тареева
tareeva

Categories:

Ответы на комментарии к последним постам. Постмодернизм. 6.

Дорогие друзья! Вы пишете, что вам не настолько интересен постмодернизм, чтобы читать такие длинные и скучные посты и просите меня оставить эту тему. Но я ведь начала эту «разборку» тоже в ответ на ваши вопросы. Не могу прервать на полуслове. Постараюсь закруглиться поскорее. Потерпите еще один-два поста и все-таки просмотрите их, хорошо бы получить комментарии по существу. Мне писали личные письма геи, не те, которые требуют разрешения гей-парадов, а те, которые осознают свое отличие от большинства как трагедию. Письма были очень печальные. Спрашивали «Откуда мы такие взялись?». Я жалела их и старалась утешить. А потом подумала, что же я отписываюсь? Нужно изучить вопрос и ответить по существу: откуда взялись и пр. Я изучила вопрос и стала ждать следующих писем, чтобы ответить по существу. Но писем больше не было. Я не жалею, что изучала. Я прочла много интересного, важного и неожиданного, что несколько изменило мой взгляд на пол. Жаль только, что мне теперь не с кем этим поделиться. В случае с постмодернизмом я сразу решила не отписываться, не делиться своим ощущениями и впечатлениями, а опереться на солидную теоретическую базу, так что продолжим постмодернизм.

Начну с цитаты, как это делают постмодернисты.

«Постмодернизм расстается с большими идеологиями, по терминологии Жана-Француа Лиотара, «сверхповествованиями», претендующими на целостное мировоззрение, на объяснение всего (такими, как христианство, марксизм, фрейдизм, традиционный либерализм) и переводит культуру в состояние идейной эклектики и фрагментарности».

Нужны ли действительно человеку религия, идеология и попытки объяснить все, или это ему мешает? У меня ощущение, что такой вопрос действительно существует, и что он остается открытым. Идеологии и религии не только объединяют, но и разъединяют. Войны велись под религиозными и идеологическими знамениями, а войны – это плохо. Неизвестно, к чему может привести отсутствие религии и идеологии и попыток все объяснить, и возможно ли это вообще. Человек с тех пор, как стал человеком или с тех пор, как его создал Бог, начал задавать вопросы природе. Это и отличает его от животных. Ева и Адам вкусили от древа познания, и с этого началось человечество. Можно ли представить себе человека без веры, убеждений и стремления к познанию? Ближе всего к этому человек потребительского общества, который самореализуется не создавая, и не познавая, а потребляя. Но при таком способе самореализации человечество весело и свирепо уничтожает свою среду обитания, самою планету.

Я когда-то давно читала рассказ, не помню даже автора, рассказ был опубликован в сборнике научной фантастики, не исключено, что автор Рей Бредбери. Я расскажу суть этого рассказа, как помню. В этом рассказе люди стоят в очереди к какой-то двери – это дверь в будущее. Перед дверью помещена картина, кажется, «Мадонна» Рафаэля, а может быть другая картина, равная этой по художественному уровню, я точно не помню, какая именно. В дверь пропускают по одному, и условия пропуска – плевок на картину. Герой рассказа – подросток – стоит в очереди, и его одолевают сомнения. Он, как и современные подростки, мало что знает о Рафаэле и не читал книг, но все-таки решиться плюнуть ему почему-то не просто. Очевидно, что в будущем победили постмодернисты, о которых автор рассказа не знал, их еще не было. Их появление – ответ рассказчику – провидцу. Их мир – мир оплеванной Мадонны Рафаэля.
Все, что прежде считалось основой культуры: исследования природы, человеческой личности, поиски истины, религии и идеологии, великие произведения искусства – постмодернисты осознают как ненужное (природы нет, личности нет, истины нет) или как агрессивное и призывает к освобождению от дискурса, от текста и даже от языка. Без языка обойтись невозможно, но можно не следовать рабски его нормам и правилам его применения в разговоре и письме, освободиться хотя бы от них. Говорить и писать правильно теперь не модно. Это признак косности, отсталости. Об этой тенденции говорила и профессор Тер-Минасова в первой лекции, возобновившейся в новом сезоне передачи «Academia» на канале Культура. В этом свете тексты в нашем ЖЖ «Интеллигентская штучка» , в которых вы , дорогие читатели, находите ошибки, нужно рассматривать не как не совсем грамотные, а как модные.

Хочется поговорить еще о восприятии постмодернизма современными молодыми людьми. Искусство и литература постмодернистов сознательно вторичны, для них характерны цитатность, пародийность, ироничность, они намертво привязаны к искусству и литературе прошлого. Но молодые люди, столкнувшиеся сейчас с постмодернизмом, не знают культуры прошлого, не знают того, что пародируется, что иронически переосмысливается. Они воспринимают постмодернистов, как оригинальных авторов и ищут в их произведениях смыслов, которые авторы в них не закладывали, и находят эти смыслы.  У меня есть друг-буддист, который считает Пелевина буддистским писателем. Ему для этого достаточно самого названия романа «Чапаев и пустота». Пустоту постмодернистов, которая сквозит за знаками, не означающими никакой реальности, мой друг воспринимает как пустоту в буддизме, с которой она имеет мало общего, поскольку бесплодна. Это похоже на восприятие романа «Мастер и Маргарита» иностранцами и молодыми людьми. В этом романе , кстати некоторые считают его предтечей постмодернизма, с чем, впрочем, трудно согласиться, основной объем текста занимают фельетоны на темы, современной автору литературной жизни Москвы.
Те, кто не знает этой жизни и, тем более, не догадывается о реальных прототипах героев Булгакова, ищет в фельетонах глубокий философский смысл, не может же его не быть в целых страницах текста романа о Христе, Воланде, Мастере, и находят этот смысл. «Мастера и Маргариту», похоже, ждёт судьба «Гамлета» и «Дона Кихота». Родная мать, вернее, родные отцы, не узнали бы своих героев в спектаклях и фильмах, созданных потомками, я не имею в виду постмодернистов. Гамлет и Дон Кихот стали носителями идей, которыми нагрузили их потомки, а не Шекспир и Сервантес.

Tags: постмодернизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments