Энгелина Борисовна Тареева (tareeva) wrote,
Энгелина Борисовна Тареева
tareeva

Categories:

Исторические «загогулины». Загогулина вторая. Два Сталина. Часть вторая. Миф Сталин.

Мы не будем говорить, какие качества Сталина позволили ему подняться на вершину власти, и как, и почему ему удалось это сделать. Во всяком случае, это произошло. Он расправился с конкурентами, действительными и воображаемыми, и провозгласил себя преемником Ленина. Культ Ленина тоже создал Сталин, при Ленине его не было. Но Сталин понимал, что стоять нужно на чем-то прочном и культ Ленина стал несокрушимо прочным фундаментом культа Сталина. Величие культа Ленина блюли не менее тщательно, чем величие культа его преемника. 


Тот час же заработала мощная пропагандистская машина. Пропаганда пронизывала все, всю жизнь человека от родильного дома до кладбища.
 
Принято считать, что был процесс зомбирования, и что в результате этого процесса удалось создать зомби. Я думаю иначе. Зомби подчиняется как автомат, не испытываю эмоций. Здесь было иначе. Миф о Сталине создала не казенная пропаганда, его не спустили сверху. Миф о Сталине создал сам народ, конечно с помощью официальной пропаганды, опираясь на ее риторику, лексику и лживую статистику. Поверив, что у него появился великий вождь, и нуждаясь в нем (об этом разговор особый), народ, я позволю себе сказать, великий (ну уже хотя бы по количеству, а количество здесь имеет значение) и талантливый, сам не отдавая себе в этом отчета, стал создавать великий миф, стал ваять кумира. Каждый вложил в него лучшее, что было в нем самом, отдал ему свои лучшие качества, а также то, чего в нем самом не было, но он что он хотел бы видеть в том, кому отныне он будет верить, и за кем будет идти.
 
Нужно сказать, что и сам Сталин мастерски помогал процессу создания кумира. Его особые способности, о которых говорил Вольф Мессинг, очень ему пригодились. Он умел в случае надобности выглядеть не собой, а кем-то прямо противоположным. Он обманул Леона Фейхтвангера, который говорил о нем, как о человеке с народными корнями, близким народу «они (народ) сделаны из того же материала, что и он (Сталин), им понятны его доводы». Фейхтвангер много пишет о народности Сталина. Обманул Бернарда Шоу, Герберта Уэллса. Единственный человек, который разглядел Сталина и сумел увидеть его потемкинские деревни был Андре Жид, и за это он конечно достоин уважения. Когда он ехал в СССР, он был настроен несравненно более просоветски, чем писатели, которых я назвала выше. Он говорил, что если нужно будет за СССР отдать всю кровь по капли, он сделает это. Уехал он от нас, уже совсем в другом настроении и с другими взглядами. Кажется, Э. Радзинский пустил в оборот выражение «театр Сталина». Это очень точно сказано. Вскоре после перестройки по телевизору много показывали советской хроники, и часто была возможность видеть Сталина на трибуне Мавзолея Ленина. Его поведение отличалось от поведения остальных. Он никогда не стоял, невыразительно глядя на проходящие колонны. Он кивал, улыбался, тыкал в кого-то пальцем, а так как колонны шли сплошняком в несколько рядов, то каждому казалось, что Сталин показывает именно на него. Стоя на мавзолее, он активно участвовал в шествии. Существует точка зрения, что это был не он или не все время он. Действительно, это физически очень трудно, выстоять всю демонстрацию. Но если подменял двойник, то вероятно, он получал от Сталина точные инструкции, как держаться.
 
Если Сталину нужна была чья-нибудь симпатия, то он выбирал самый точный пусть получения этой симпатии и, я думаю, никогда не ошибался. На сказке Горького «Девушка и Смерть», одном из самых слабых ранних произведений (я люблю Горького, я и сейчас могу его читать) Сталин сделал надпись: «Эта штука сильнее, чем „Фауст“ Гёте (любовь побеждает смерть)». Можно себе представить, что значила эта надпись для старого больного писателя, которого, возможно, уже посещали сомнения относительно сохранности его дара.

Нас эта надпись очень интересовала. Что это было? Это могла быть прямая грубая лесть. Это могло значить, что у Сталина плохой литературный вкус (кстати, доказательств обратного я не встречала) и это могло значить, что Сталин не читал «Фауста» Гете, во всяком случае полностью, но слушал оперу «Фауст» Гуно. Тогда его высказывание можно было бы хоть как-нибудь понять. Эта надпись Сталина в нашем студенческом кругу вошла в поговорку и всех смешила. У нас все писали и читали друг другу написанное. И выслушав новое произведение, кто-нибудь непременно глубокомысленно произносил: «Старик, это штука…» И все хохотали. Это высказывание употреблялось не только в связи с литературой. Когда у молодого талантливого поэта случился роман (очень серьезный) со старой некрасивой женщиной (фамилии называть не буду – вы их знаете), я спросила у своей подруги, родственницы героини романа, как это могло случиться, как ей удалось охмурить беднягу? То услышала в ответ: «Эта штука сильнее, чем „Фауст“ Гёте». А подробности я вам сейчас расскажу. 

Как выглядел культ Сталина хорошо описывает Фейхтвангер, я процитирую его, потому что сейчас это невозможно себе представить. Но Фейхтвангер не считает, что культ навязан сверху. Он воспринимает его как проявление искренних народных чувств. Вот, как он об этом пишет:

«Культ Сталина. Эта шутка имеет очень серьезную почву. Поклонение и безмерный культ, которыми население окружает Сталина, - это первое, что бросается в глаза иностранцу, путешествующему по Советскому Союзу. На всех углах и перекрестках, в подходящих и неподходящих местах видны гигантские бюсты и портреты Сталина. Речи, которые приходится слышать, не только политические речи, но даже и доклады на любые научные и художественные темы, пересыпаны прославлениями Сталина, и часто это обожествление принимает безвкусные формы.

Примеры. Вот несколько примеров. Если на строительной выставке, которой я восхищался выше, в различных залах установлены бюсты Сталина, то это имеет свой смысл, так как Сталин является одним из инициаторов проекта полной реконструкции Москвы. Но по меньшей мере непонятно, какое отношение имеет колоссальный некрасивый бюст Сталина к выставке картин Рембрандта, в остальном оформленной со вкусом. Я был также весьма озадачен, когда на одном докладе о технике советской драмы я услышал, как докладчик, проявлявший до сих пор чувство меры, внезапно разразился восторженным гимном в честь заслуг Сталина».
Все что сделал сам народ в непосильных трудах и муках, в тяжелых условиях, он поставил в заслугу Сталину, добровольно и с радостью. Отдал ему все свои достижения и все свои человеческие достоинства.
Tags: Сталин. Мои впечаления.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments