Энгелина Борисовна Тареева (tareeva) wrote,
Энгелина Борисовна Тареева
tareeva

Category:

Исторические «загогулины». Загогулина вторая. Два Сталина. Часть 1. Продолжение. (13) Музыка

Сталинская политика в области музыки ничем не отличалась от политики в отношении литературы. Здесь только меньше было репрессий и расправ. В нашей стране одновременно жили и работали 2 величайших гения – Шостакович и Прокофьев. Их исполняли во всем мире. Величайшие дирижеры считали за честь работать с этой музыкой. Наше государство, я думаю, гордилось своими гениями, но в нашей стране им жилось несладко. Они постоянно подвергались проработкам за формализм, за то, что народ их не понимает. Об опере Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (1936) была разгромная редакционная статья в газете «Правда» от 28 января 1936 года. Статья называлась «Сумбур вместо музыки!» и подвергала оперу Шостаковича за «антинародный», «формалистический» характер. 

В 1941-1942 годах году Шостакович в Ленинграде написал 7-ую симфонию. Нельзя было не понять, нельзя было притвориться, что не понимаешь значения этой музыки. В ней была отражена, в ней звучала борьба, которая в это время стала содержанием жизни человечества, которая решала его судьбу. 

Из Википедии:
История создания
Сочинялась композитором в 1941—1942 годах. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда).
Финал симфонии, завершенный в феврале 1942 года, композитор дописывал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года.
Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде
9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижером оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг.
Оркестр
Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.
В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта.
[Исполнение
Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиа удары в филармонии были зажжены все люстры…
Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий…
Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему:
Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…
Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.


Мы привели этот кусок из Википедии просто, чтобы показать, что никакие заслуги перед Отечеством и человечеством, никакой подвиг, никакой гений не могли защитить творца от капризов сталинской политики в области музыки. 11 февраля 1948 года страна взяла в руки "Правду", где величайшим художникам ХХ столетия Д.Шостаковичу и С.Прокофьеву, а также ведущим отечественным композиторам А.Хачатуряну, В.Шебалину, Г.Попову, Н.Мясковскому были предъявлены обвинения в "формалистических извращениях, антидемократических тенденциях в музыке, чуждых советскому народу и его художественным вкусам". 
Практически с этого момента исполнение Шостаковича и Прокофьева было запрещено.
Я была на собрании Московской консерватории, где обсуждалось это Постановление. Один за другим на сцену выходили преподаватели – известные музыканты – и поддерживали это Постановление.•Говорили такие слова: «Наконец-то мы дождались светлого праздника», «Этот день нужно сделать красным днем календаря», «Больше нам не придется мучить наших студентов и мучиться самим, пытаясь понять и исполнить этой формалистический бред» и пр. в том же духе. Ни один человек не выступил в защиту Шостаковича и осуждаемых композиторов, также, как я думаю, в зале было немного людей, которые бы не понимали об искусстве кого уровня идет речь. Мне говорили, сама я этого не слышала, так это было в Ленинграде, что в защиту музыки Шостаковича выступил великий дирижёр Мравинский Е.А. Он сказал, что не представляет своего творчества без музыки Шостаковича. Он всегда старался первым исполнить каждое новое произведение этого великого композитора и в дальнейшем собирается поступать также. Мне очень жаль тех, кто не слышал Мравинского (не в записи). Не только слышать, смотреть, как он дирижирует, было наслаждением. Оркестр отзывался на каждое движение фаланги его пальца – это была одна душа. 

От высокого жанра я хочу спуститься к песням. Я имею в виду советскую эстрадную лирическую песню, именно лирическую. У нас было много прекрасных песен, и они были очень востребованы. Лирическая песня – это был единственный уголок частной жизни. Можно было петь о любви, о страдании, о счастье, о красоте природы. Это был единственное место, где душа была жива и свободна, ничем не задавлена. Да простит мне, Господь, чудовищное кощунство, но роль лирической песни в СССР несколько напоминает роль католической церкви в Советской Польше. Именно тем, что там можно было жить личной частной жизнью, и что душа была свободна. Теперь, в связи с изменением ситуации в стране и эстрадная песня совсем изменилась. Песня, которая возвышает душу, воспевает высокие чувства не востребована. Попса никогда не обращается ни к интеллекту, ни к душе. Если в советское время лирическая песня нужна была для того, чтобы человек почувствовал себя личностью, а не винтиком, то попса служит расчеловечиванию человека.

Tags: Сталин, случай из жизни
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ответы на комментарии. Продолжение-3

    Дорогие мои, я продолжаю болеть, состояние не улучшается, поэтому ничего нового и интересного я не могу. И чтобы не нарушать график выхода постов,…

  • Ответы на комментарии. Продолжение-2

    Дорогие мои, я вам не рассказала и не собиралась рассказывать, а теперь поняла, что придется все-таки рассказать, иначе будет непонятно, что…

  • Ответы на комментарии. Продолжение

    Я написала, что не отвечаю на комментарии, может быть, уже месяц, а может, и больше, но собираюсь на все комментарии ответить. Хотела начать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments