?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Сегодня – день рождения Некрасова. Продолжение-4
tareeva

Я больше всего люблю тот период «Современника», когда в журнале работали Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. К сожалению, этот период был непродолжительным. Я люблю этих троих, каждого по отдельности и особенно всех вместе, а Добролюбов - вообще мой главный любимец. Так как вряд ли у меня будет возможность написать отдельный пост о Добролюбове, я хочу воспользоваться тем, что упомянула его в посте о Некрасове, где невозможно было его не упомянуть, и написать здесь о нём немножечко подробнее.

Добролюбов прожил очень короткую жизнь, умер в 25 лет (1836–1861), но успел сделать столько, что мы с вами вот уже более полутора столетий его помним и вот сегодня говорим о нём. Жизнь Лермонтова тоже была короткой, он прожил всего на 2 года больше, чем Добролюбов, и успел стать вторым по значимости поэтом России. Но творческий путь Лермонтова был вдвое длиннее, чем у Добролюбова. Он был поэт, а поэты начинают рано. В 17 лет Лермонтов уже писал стихи, равные тем, что были написаны в зрелые годы, а Добролюбов стал тем Добролюбовым, которого мы знаем по его статьям, только после 1857 года. Добролюбов был по происхождению «из поповичей», как тогда говорили. Его отец был священник и отдал сына в духовную семинарию. Николай был очень хорош собой, красив нежной девичьей красотой. Говорили, что он похож на красивую девушку. Но, конечно, не по этой причине он стал всеобщим любимцем в семинарии. Он был добрым, отзывчивым, скромным, отличался примерным поведением, прилежанием, усердием, рвением к наукам. Вот, может быть, этот интерес к науке, стремление к знаниям действительно отличали его от массы семинаристов. Всё, чему учили в семинарии, Николай принимал с полным доверием. Он был религиозен. В 1853 году он окончил семинарию и поехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Духовную академию.

И вот по приезде в Петербург с ним что-то случилось, произошло что-то такое, что перевернуло всю его жизнь. Что именно и как произошло, об этом я нигде не смогла прочесть. Я не нашла этому объяснения. Возможно, была какая-то встреча с каким-то человеком, какой-то разговор, который вдруг изменил его мировоззрение, мировосприятие, внезапно открыл ему что-то, чего он прежде не замечал и не понимал в жизни. И открыл ему также что-то в нём самом. Во всяком случае, он раздумал поступать в Духовную академию и решил поступить в Педагогический институт. Программа Педагогического института тогда мало отличалась от программы университета, и состав профессоров был блестящий. Там в частности преподавали: Ф.Лоренц, Н. Благовещенский, И.Срезневский. Сам Добролюбов считал, что в 1854 году с ним произошло то, что он назвал «подвигом переделывания» себя. С этого времени Добролюбов начал разделять радикальные антимонархические и антикрепостнические воззрения. В 1855 году он начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания. В 1857 году Добролюбов блестяще окончил Педагогический институт. В 1856 году произошло его знакомство с Н.Г.Чернышевским, дружба с которым продолжалась до конца жизни Добролюбова и многое в его жизни определила. С 1857 года он руководил критико-библиографическим отделом «Современника», с 1859 года вёл сатирический отдел «Свисток».

В предыдущих постах мы с вами говорили о Добролюбове как о литературном критике, говорили о том, что жанр якобы литературной критики Добролюбов, Чернышевский и их единомышленники использовали в сущности для написания публицистических статей. Говорили о эзоповом языке, который они использовали. Мы все с вами знаем такие статьи Добролюбова, как «Луч света в тёмном царстве», «Когда же придёт настоящий день», потому что они входили в программу советской школы. Статью «Луч света в тёмном царстве», посвящённую пьесе Островского «Гроза», все знали лучше, чем саму пьесу, и придавали ей большее значение, чем пьесе. Актрисы, игравшие Катерину в Малом театре, во МХАТе и других, старались играть «добролюбовскую Катерину».

Когда я училась в МГУ, то в театральной студии университета, которой руководил актёр МХАТа Топорков, как раз репетировали «Грозу». Я ходила на все репетиции, хотя членом театральной студии не была. И я видела, что главным руководством к действию и для Топоркова, и для всех участников спектакля является статья Добролюбова. Но у Добролюбова была ещё и особая сфера интересов, не имеющая отношения к литературе. Быть может, это связано с тем, что он окончил именно Педагогический институт. Его остро интересовали вопросы обучения и воспитания, которые, кстати, тогда широко обсуждались в обществе. Он написал об этом несколько серьёзных статей, в частности: «О значении авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «Учитель должен служить идеалам». Добролюбов считал, что одна из главных задач школы – воспитать в учащихся чувство собственного достоинства, без которого нет гражданина, поэтому был противником телесных наказаний. Здесь он и Чернышевский расходились во взглядах с нашим великим хирургом Николаем Ивановичем Пироговым, у которого на телесные наказания был свой особый взгляд. Добролюбов писал об этом взгляде, что учеников можно сечь,

«Но не тем сечением обычным,
Как секут повсюду дураков,
А таким, какое счёл приличным
Николай Иваныч Пирогов».

Добролюбов был поэтом, и я ценю его поэтическое творчество. Он мастерски владел стихом, переводил Гейне. Я приведу одно его стихотворение, не из самых известных, написанное на смерть Тараса Григорьевича Шевченко.

Не предавайтесь особой унылости:
Случай предвиденный, чуть не желательный.
Так погибает по божией милости
Русской земли человек замечательный
С давнего времени: молодость трудная,
Полная страсти, надежд, увлечения,
Смелые речи, борьба безрассудная,
Вслед за тем долгие дни заточения.

Всё он изведал: тюрьму петербургскую,
Справки, допросы, жандармов любезности,
Всё – и раздольную степь Оренбургскую,
И ее крепость. В нужде, в неизвестности
Там, оскорбляемый каждым невеждою,
Жил он солдатом с солдатами жалкими,
Мог умереть он, конечно, под палками,
Может, и жил-то он этой надеждою.

Но, сократить не желая страдания,
Поберегло его в годы изгнания
Русских людей провиденье игривое.
Кончилось время его несчастливое,
Всё, чего с юности ранней не видывал,
Милое сердцу, ему улыбалося.
Тут ему бог позавидовал:
Жизнь оборвалася.

Добролюбов вёл образ жизни аскетический, жил бедно, снимал самое дешёвое жильё. Не думаю, чтобы Некрасов платил своему ценному сотруднику совсем уж нищенскую зарплату. Значит, он тратил деньги не на себя. Он не считал для себя возможным жить на широкую ногу как Некрасов и при этом живописать страдания народа, ужасаться этим страданиям, сочувствовать им. Он считал, что нужно жить так, как живёт народ. При мысли о голодных ему как-то кусок в горло не лез. Некрасов однажды зашёл к нему и поразился убогости обстановки, бедности. Он пришёл в редакцию и сказал: «Я и вообразить не мог, что он так живёт!»

Нельзя не сказать о личной жизни Добролюбова, о которой ходило много толков. Было бы странно, если бы у молодого человека, ещё и красавца, да ещё сторонника теории «разумного эгоизма», не было бы личной жизни, не было бы женщины. Мы тогда бы Бог весть что о нём подумали. У Добролюбова была женщина, он жил с ней в гражданском браке, любил её, посвящал ей стихи. Эта женщина была из тех, кого называют «падшими женщинами». Некоторые считали такую жизнь Добролюбова безнравственной. Я об этом прямо противоположного мнения. Я считаю, что любовь к падшей женщине, к отверженной, и то, что именно её он сделал музой своей поэзии, вполне соответствует нравственным принципам ревдемократа Добролюбова. Высоким нравственным принципам.

Но, по мнению Добролюбова, революционер должен всего себя отдать делу революции, погибнуть за неё.

Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

Тогда слово «безупречно» произносилось с выраженным звуком «ё», упрёк – безупрёчно.
Демократическая революция – это общая цель, а погибнуть – это отдельная цель, личная. Некрасов написал о нём:

Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Добролюбов заболел чахоткой. Он работал сверх сил, за один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий, а значительную часть написанного по цензурным условиям не удалось опубликовать. Он жил в тяжёлых условиях, в которые себя добровольно поставил – всё это, наверное, способствовало появлению болезни. Болезнь быстро развивалась. В 1860 году с целью лечения он уехал за рубеж. Жил в Швейцарии, Германии, Франции, Италии. В июле 1861 года вернулся на родину безнадёжно больным. Он тяжело умирал. До самой последней минуты был в сознании. В соседней комнате безвыходно сидел Н.Г.Чернышевский. По воспоминаниям А.Я.Панаевой, за несколько дней до смерти Н.А.Добролюбов произнёс: «Умирать со знанием, что не успел ничего сделать… Ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть! Хоть бы ещё года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное… Теперь ничего, ничего!» Вот такого скромного мнения он был о себе, о своей деятельности. Такой это был человек. Если бы какой-нибудь ясновидящий тогда сказал ему, что в 2018 году мы будем его помнить, его будут изучать в школах, он бы не поверил. А мы помним и изучаем. Есть музей Добролюбова, памятники Добролюбову. Его именем названы улицы и переулки в разных городах на территории всех бывших республик Советского Союза. Есть библиотеки имени Добролюбова, учебные заведения имени Добролюбова, на улице Добролюбова в Москве находится общежитие студентов Литературного института имени А.М.Горького.

Мы ещё не сказали, что Николай Александрович Добролюбов похоронен в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с могилой Белинского. Именно с появлением могилы Добролюбова там начали складываться «Литераторские мостки».
Вот ведь люблю Николая Александровича Добролюбова всей душой, а текст получился сухой, казённый. Видно, нет у меня дара заразительно выражать свои чувства, так, чтобы трогать сердца. А может быть, дело в том, что я ещё в плохой форме, болезнь не отпускает. Мне бы написать об этом раньше, когда я была здоровой, когда сила была. Ну уж что вышло, то вышло. И получилось длинно. Я думала, что половина поста будет о Добролюбове, а дальше о Некрасове, ведь Некрасов - наша главная тема. Но придётся всё-таки ставить Добролюбова отдельным постом. А Некрасов в этом посте тоже будет. Мы прочтём его стихотворение, которое он написал на смерть Добролюбова.

Памяти Добролюбова

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами...
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно...
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Продолжение следует.


Для тех, кто хочет поддержать блог, вот реквизиты моего счёта в Сбербанке

ПАО СБЕРБАНК
БИК 044525225
КОРРСЧЁТ 30101810400000000225
НОМЕР СЧЁТА 42306810138310113934
ТАРЕЕВА ЭНГЕЛИНА БОРИСОВНА


А вот два других способа:

paypal.me/tareeva1925
money.yandex.ru/to/410017240429035


  • 1
Видно, нет у меня дара заразительно выражать свои чувства, так, чтобы трогать сердца.
Очень хороший текст. Душевно.

Уважаемая Энгелина Борисовна!
Не наговаривайте на себя - Вы очень умеете "заразить" человека своим интересом к кому-либо или чему-либо. Я уже массу всего интересного перечитала и открыла для себя по Вашим "наводкам", и думаю, что я такая не одна. Завтра (сейчас у нас уже ночь глубокая) обязательно прочту все перечисленные Вами статьи Добролюбова о воспитании. Спасибо Вам огромное-преогромное!

И ничуть не сухо описан он, а как раз наоборот. Спасибо огромное и за него. Тоже "пролистанный" мною автор, надоевшая хрестоматия по литературе, бездарная учительница", прошел мимо, не задев меня совсем. Так что впервые я читаю такой подробный биографический очерк, и этот человек мне безумно нравится.

Лучшее чтение о личности и личной жизни Д. - роман Чернышевского "Пролог" (которого никто не читает).
Поэт Добролюбов был посредственный (не считая некоторых сатирических стихотворений), зато публицист выдающийся. И нельзя сказать, что он только "пользовался" жанром критики по цензурным соображениям. Гончаров и Островский высоко оценили его статьи об "Обломове" и "Грозе", т.е. увидели в них именно критику.
А его ехидный разбор "Униженных и оскорбленных" как дважды два доказывает, что эта вещь (вероятно, худшая у Достоевского) - полный художественный провал.

По-моему, здесь опечатка. Статья Добролюбова называется не "Всероссийские люди, разрушаемые розгами", а "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами".

Edited at 2019-01-05 03:06 (UTC)

Уважаемый semenspokojnyj, большое спасибо, что сказали про опечатку. Опечатка позорная. Так получается потому,что я диктую по телефону, а тот, кому я диктовала, не расслышал.

Обычная опечатка, ничего позорного. Тем более, что в таком варианте что-то есть - розги действительно разрушают людей.

Спасибо большое! Энгелина Борисовна, я прямо противоположного мнения о ваших способностях зажечь, заинтересовать темой.
Знаете, есть безошибочный способ понять, хороша ли книга о ком-то, кого нет уже давно.
Я это поняла, когда читала о Цветаевой, о Достоевском, о Толстом.
Если книга делает для вас человека живым -она хороша.
Так вот, ваши рассказы, ваши блестящие эссе несомненно делают живыми тех, кого мы в живых не застали, вот сегодня это Добролюбов. Еще раз спасибо.

Тоже очень люблю Добролюбова...Открыла его заново, когда дети "проходили" в школе его "Луч света в темном царстве". Еще и живу в Нижнем Новгороде, в центре города - а здесь многое связано с его именем - места, где он жил, где учился...Добролюбов рано потерял мать - она умерла после родов пятого (могу ошибиться) ребенка и ей не было и 40 лет. Вскоре умер и его отец от холеры - и дети остались сиротами, Добролюбов был старшим, он уже учился в Петербурге и еще и поэтому он жил в стесненных условиях и с минимальными средствами.Очень подробные и теплые воспоминания о нем оставила жена Панаева, она же опекала Добролюбова и даже опекала младших его братьев, которые учились в Петербурге, даже по-моему и после смерти Добролюбова она заботилась о его братьях.Я не нашла подтверждения истории о том, что Добролюбов любил падшую женщину и тем более жил с ней в гражданском браке. Панаева упоминала о том, что Добролюбов симпатизировал младшей сестре жены Чернышевского, но семья же Чернышевского его и отговорила от этих отношений и девушку отправили в Саратов, якобы - она не то чтобы глупа, но по своему уровню далека от Добролюбова и ему этого не надо. В переписке Добролюбова я находила такие строки, где Добролюбов с завистью писал о своих друзьях, как к нему приехал давний товарищ со своей женой, и как товарищ с женой вместе стали читать и обсуждать на равных какую-то статью - и вот этому Добролюбов и завидовал, он мечтал просто о таких отношениях, где женщина была бы и его единомышленником.Вот это для него было бы счастьем. И о таких отношениях он мечтал.Но...как это часто в жизни бывает...не случилось.

В школе я писал реферат по Гончарову и читал различные статьи критиков о нём, Писарева с тех пор я запомнил, а вот Добролюбова почему-то нет, хотя не мог не читать его статью, если она была посвящена творчеству Гончарова. Может быть был не согласен. А вот стихи на смерть Добролюбова помню прекрасно. Кстати, Набоков, как раз на Добролюбова особо не распространяет свою агрессию.

Ваше восхищением Явлинским читать и то интересней, чем ваше эссе о Достоевском.
пустой человек, средней руки писатель с тараканами в голове. Критик - не профессия, на мой взгляд. Этим прикрываются дармоеды, которые ничего делать не умеют.

Эк вы припечатали! Только не совсем понятно, кого именно. Сначала упомянули Достоевского (наверно, имели в виду всё-таки Добролюбова), потом перешли на профессию критика. Если Добролюбов прожил всего 25 лет, но его помнят до сих пор, это что-то да значит. Критика очень нужна всякому творцу - писателю, актёру, режиссёру, без неё они варятся в собственном соку, теряют представление о своих успехах и ошибках. Хороший критик, умеющий толково разобрать произведение, встречается не так уж часто, это своего рода талант. Попробуйте разобрать с толком и без ругани хотя бы этот пост Э.Б. - ничего у вас не получится.

Сегодня сочельник.
Вы не православная?

При чём тут сочельник? В огороде бузина, в Киеве дядька.

Это так по-христиански! Пусть и не в сочельник, но очень достойно христианина.

P.S. Надеюсь следующий пост не о Герцене будет:)

  • 1