?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Ответы на комментарии к моей переписке с читателем. Продолжение.
tareeva
Я хочу ответить на комментарий rdavid. Вот комментарий:
“Всё, что вы пишите, меня увлекает.
Оно гармонирует с «Подстрочником» Лилианны Лунгиной, который меня потряс (не новыми фактами о жизни в Советском Союзе, а именно настроением, отношением к жизни). Не удивлюсь тому, что вы были с ней знакомы: похожее настроение я нахожу в ваших текстах. Ваш ЖЖ для меня - это оживший «Подстрочник» Лили Маркович-Лунгиной.
Мне показалось, что в ваших текстах (кроме ответов антисемиту) вы обходите стороной ваше еврейское происхождение.
Как вы относитесь к еврейскому народу? К чуду восстановления Страны Израиля в 20 веке после двух тысяч лет изгнания? Не тревожит ли вас тысячелетнее разногласие между иудаизмом и христианством?
Я последние двадцать лет живу в Израиле.
Спасибо, Давид”

С Лилианной Лунгиной я лично не была знакома, а с ее мужем Семеном Лунгиным встречалась у Володи Тендрякова, с которым дружила. Его жена Нора была моей самой близкой подругой еще со станиславских времен. Но все мы принадлежали к одному кругу, мы, шестидесятники, наверно, все похожи друг на друга.

Что касается моего еврейства… Я - чистокровная еврейка, такое может сказать о себе только еврей. Никто другой за чистоту крови ручаться не может. Только у евреев запрещены браки с нееврейками и дети жен-неевреек евреями не считаются. У христиан в браке важна не кровь, а вероисповедание. У мусульман в гареме могут быть женщины любой национальности, а дети будут считаться детьми отца. Только у евреев оба родителя евреи. Я знаю, что теперь есть возможность нееврею принять иудаизм, но такая возможность появилась только в новейшее время, раньше её не было. Раньше евреем мог считаться только человек, принадлежащий к избранному народу по крови.


Мои родители были коммунистами и интернационалистами, еврейских правил не соблюдали, и то, что они оказались одной национальности, это случайность. Я еврейка по крови, но человек принадлежит не крови и не территории, а языку. Это язык делает человека человеком, отличает его от животного. Менталитет закодирован в языке во всей полноте и со всеми деталями. Поэтому человек, родной язык которого русский, может быть только русским, кем бы он себя ни считал. Он может не считать себя русским, он может ненавидеть русских, но делать это он будет по-русски. С билингвами дело обстоит иначе; говорят, человек столько раз человек, сколькими языками он свободно владеет. Я владею только русским языком. При этом язык для меня значит, может быть, больше, чем для других людей. Я - филолог и литературовед, и то, что вне языка, для меня не очень важно. Я воспитана в русской культуре и на русской литературе, я состою из нее. Если вынуть из меня то, что во мне от русской классики, то от меня почти ничего не останется. При этом я люблю Россию, русский язык и литературу, как я уже говорила, русских и все русское, возможно, потому, что ничего другого не знаю. Я люблю русский воздух, русскую землю. «Здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок» - это про меня. Я - человек ограниченный, мне интересна только Россия и все, что связано с ней и про нее. Если по одному каналу ТВ показывают заграничный шедевр, а по другому нашу муру, то я смотрю нашу муру.

Я не представляю себе, что могла бы уехать из России. Я приняла решение, что если здесь будут еврейские погромы, то пусть убивают, а если будут репрессии, то пусть сажают. Погибнуть здесь мне легче, чем жить в любом другом месте. Мне кажется, если бы я решила уехать, то сдохла бы от ностальгии, не доехав до границы. И замуж я вышла не просто за русского, а за самого русского из всех, кого когда-либо встречала. У него было лицо Добрыни Никитича, и за это лицо я в него влюбилась и за всю нашу совместную жизнь, она была недолгой, всего 33 года, не могла на него насмотреться. У него не только внешность была выражено русская, он был воплощением, носителем всех русских национальных достоинств и всех русских смертных грехов. Так что я хлебнула с ним лиха, но все равно я была с ним счастлива. И вот уже 34 года как его нет, а я продолжаю нашу совместную жизнь. Я так и не разгадала его загадочную русскую душу и продолжаю разгадывать эту загадку. Мою любовь к России и всему русскому заметил, понял и оценил даже националист Навальный.

К сожалению, моей России не стало. И русских не стало. Первый текст, который я написала в интернете, назывался «Россия кончилась на нас». Вот я люблю ту Россию, которая кончилась. Я-то никуда не уехала, я осталась на месте, а страны, в которой я осталась, не стало. Русские любых национальностей отсюда уехали и продолжают активно уезжать. Меня окружают какие-то непонятные существа неизвестных пород, я на них смотрю как естествоиспытатель на представителей нового незнакомого вида. Вот такие дела. Если бы евреи не были гонимым народом, то я спокойно бы считала себя русским человеком, но от гонимого народа отказываться негоже. Поэтому я считаю себя еврейкой и хочу разделить судьбу своего народа, какой бы тяжелой она ни была. При этом по убеждениям я интернационалистка, и хуже того, космополитка. Всякая национальная идея мне чужда, включая русскую и еврейскую.

К государству Израиль я отношусь очень хорошо. Всех израильтян я считаю героями. Они действительно живут в осажденной крепости, и жизнь у них опасная. Каждый день теракты, в любую минуту на улице тебя могут пырнуть ножом, при этом они спокойно живут как в мирное время. Израиль окружен трехсотмиллионным арабским миром и полуторамиллиардным мусульманским миром. И все это - враждебное окружение. Арабы и вообще мусульмане считают, что государство Израиль не должно существовать, и кое-что делают в этом направлении. Иран считает своей исторической миссией уничтожение государства Израиль, и как только там сварганят ядерную бомбу, то постараются сбросить ее на вашу страну, мою историческую родину.

Тут ночью по радиостанции «Эхо Москвы» я слушала передачу Фельгенгауэра, военного обозревателя «Новой газеты», очень компетентного человека. Он подробно рассказывал об армии Израиля, об ее организации и вооружении, рассказывал с восторгом. Это был восторг специалиста, который понимает, о чем говорит. И вот он сказал, что война между Ираном и Израилем неизбежна и что Израиль к ней готов. Подумать об этом страшно. Я хочу сказать, что если при этих условиях государство Израиль существует, то это можно объяснить только тем, что Бог поддерживает и спасает свой избранный народ. Израилем нельзя не восхищаться. Израиль - передовая страна в производстве вооружений. Здесь она может сравниться с США, конечно, не по количеству, а по уровню производимого вооружения. Но Израиль также передовая страна и в области медицины и даже в области сельского хозяйства. Территория Израиля равна половине территории Московской области, и большая часть этой территории - пустыня. Тем не менее Израиль экспортирует продукцию сельского хозяйства и не только бананы, южные плоды, но и картошку. А мы, огромная Россия, эту картошку импортируем из Израиля. Мне не очень нравится израильская картошка, она не рассыпчатая, но я ее покупаю, потому что русской нет. Что бы мы делали без помощи Израиля?

Я была в Израиле и была в маленьком городке на самой границе, пограничные столбы с проволокой - это границы городка. Не помню, как называется городок, и с какой страной граница. В этом городке, кажется, самая большая фабрика по производству изделий из серебра, я там купила серебряные сережки для Вари Тареевой, сестры моего покойного мужа. Прелестный городок, белоснежные дома утопают в зелени садов, а за проволокой границы бурая безжизненная пустыня, страшная, без признаков человеческой деятельности. Я сказала неожиданно для себя: «Дайте мне Узи и патроны к нему, я буду защищать этот цветущий сад от наступающей на него пустыни». Мой друг Семен уже два года живет в Израиле и возвращаться не хочет. Он сказал, что после жизни в израильском обществе он в русском обществе жить не сможет, и рассказал об этом обществе, очень человечном, о том, как там заботятся о детях, о стариках, о больных. Но как я вам уже сказала, мне чужда всякая национальная идея, и меня несколько смущает то, что Израиль - национальное государство. А это так. Конечно, евреи имеют на это больше права, чем какой-либо другой народ. Это право им дали века преследований, гонений в разных странах, вплоть до физического уничтожения. Имеют право, но все же…

Относительно разногласий между иудаизмом и христианством. Христианство выросло из иудаизма. Мать Христа была еврейкой. Христос был иудеем и соблюдал Закон, а потом он начал проповедовать. И хотя то, что он проповедовал, вроде бы принципиально не расходилось с иудаизмом, - во всяком случае, он сам так считал, - но первосвященникам это не понравилось, и его казнили. Я христианка, причем не потому, что получила эту веру от родителей, я выбрала ее сама. Следовательно, я предпочла ее иудаизму. Могу объяснить почему. Я вообще избегаю этого, богословские дискуссии - это не для меня, но тем не менее скажу. Я считаю христианство следующим после иудаизма шагом в нравственном развитии человечества. Считается, что в Ветхом Завете сказано, что нужно возлюбить ближнего как самого себя, хотя я там этого не нашла. Прямо такого предложения там нет. Но там же сказано «око за око, зуб за зуб». В Нагорной проповеди Христа есть уточнение о том, кого считать ближним. Христос сказал, что любить нужно и врагов, и гонящих тебя. Что если ударят по одной щеке, то нужно подставить другую, а не мстить. Только из христианства вытекает, что Бог есть любовь, а для меня это самое важное. Конечно, в сравнении с язычеством иудаизм был огромным шагом вперед. Правило «око за око, зуб за зуб» говорило о мере возмездия, о том что за зуб нельзя убивать человека. Ну а христианство -следующий шаг. Ветхий Завет - очень страшная книга. Предательство, коварство, война там выглядят как норма жизни. Все, что в этой книге написано - правда, там история народа, но как-то все очень страшно. Конечно, Ветхий Завет - важнейший, может быть, самый важный литературный, культурный и исторический памятник. И эта книга обладает огромными художественными достоинствами (я это ощущаю несмотря на чудовищно плохой русский перевод). Новый Завет кажется косноязычной книгой в сравнении с роскошью Ветхого Завета. Но все же Евангелие - это благая весть. Можно всех любить, всех прощать, жизнь становится гораздо проще.

Что же касается, тревожит ли меня тысячелетнее разногласие… О разногласиях я вроде бы сказала. А если рассматривать их не как разногласия, а как противостояние, то об этом очень хорошо высказался Папа Франциск. Он - мой любимец, он посетил Израиль, оставил записку с пожеланиями в Стене Плача и сказал, что иудеи - наши старшие братья, так что с противостоянием покончено.

Вы спрашиваете, как я отношусь к еврейскому народу. Евреи - избранный народ, это исторический факт, и от этого никуда не денешься. Бог явился Моисею и рассказал ему о себе, о том, что он Творец всего сущего. До этого было множество богов. Евреи первые узнали о едином Боге. Бог заключил с евреями договор, Завет, записанный на Скрижалях Завета. А написано там 10 заповедей. Бог избрал евреев, но всегда ли они были на уровне своего избранничества… Я не хочу сказать, что Бог организовал Холокост, но он допустил Холокост, а он всемогущ, верно, этим он хотел что-то сказать своему избранному народу. И как он был понят?

Не скрою от вас, что если иудаизм как таковой я вполне принимаю, то современная практика исповедания иудаизма вызывает у меня сомнения и множество вопросов. Мне кажется, что здесь форма уже подавила содержание.

Вот, например, кашрут. Его нет на Скрижалях Завета, но ему уделяется очень много внимания. Об этом думают и вокруг этого подчеркнуто суетятся с утра до вечера. О заповедях подумать уже некогда. Похоже, евреи решили, что Бог их наказал за то, что они недостаточно строго соблюдали кашрут. А вот теперь они не только будут молоко и мясо варить в разных кастрюльках, но также устроят у себя на кухне две мойки: одну для мытья молочной посуды, а другую для мытья мясной посуды, и тогда в их отношениях с Богом все будет в порядке.

Мой друг Семен, которого я упоминала выше, в Израиле первое время работал в большой столовой на кухне помощником повара. В столовой, конечно же, был человек, который отвечал за соблюдение кашрута, большой специалист в этой области, фанат кашрута. Мне кажется, он даже от себя что-то добавлял, усложнял ситуацию. Он утверждал, что если еду посолить чуть больше или чуть меньше какой-то указанной нормы, то она будет некошерной. Неужели кашрут и количество соли определяет? И вот этот человек подворовывал в столовой. Семен считал, что его преданность кашруту и его воровство находятся в противоречии, а я считаю, что второе вытекает из первого. Этот человек думал, что если он сотни, а может быть, тысячи людей, питающихся в столовой, спас от нарушения кашрута, то ему за это что-то полагается для себя, он может позволить себе немножко нарушить заповедь «не укради».

Я не раз слышала от ортодоксально верующих евреев, что достаточно соблюдать шабат и кашрут, чтобы считать, что ты ведешь жизнь, угодную Богу. И соблюдение шабата, мне кажется, приняло нелепую форму. Моя подруга, - по возрасту она годится мне во внучки, но она мне именно подруга, мы на равных, - вышла замуж за ортодоксального еврея, немолодого человека, он старше её на двадцать лет. Она русская, но по характеру она чеховская душечка и соблюдает все правила еще более рьяно, чем ее муж. Когда они приходят ко мне в гости, то всю еду приносят с собой. Мне кажется, они у меня даже хлеба не едят. Так как я не делю посуду на молочную и мясную, то у меня они могут есть только рыбу. Рыбу жена приносит с собой и готовит в моей кастрюльке. После того, как наступил шабат, кажется, с шести вечера пятницы, в течение следующих суток они не поднимают телефонную трубку. Трубку поднять нельзя, это работа. При этом у мужа моей подруги семеро детей от двух предыдущих жен и одиннадцать внуков. Любой из этого клана может заболеть несмотря на субботу, может нуждаться в помощи. У него есть машина, а они без машины. Может, их нужно срочно куда-то отвезти. Но попросить о помощи не могут, он не снимает трубку. Выходит, что одни сутки в неделю, 52 дня в году нельзя делать то, важнее чего ничего нет - помочь своему ближнему. В христианстве нет ничего подобного.

Этот же человек, муж моей подруги, рассказал мне с восторгом такой случай… Московский раввин Бен Лазар прилетел в аэропорт Внуково в пятницу. Самолет должен был приземлиться рано утром, но рейс задержали, и когда самолет приземлился, уже начался шабат. Поэтому раввин не смог сесть в автобус, такси или железнодорожный экспресс, который идет от аэропорта до города, и от Внуково до Марьиной Рощи шел пешком, я думаю, это более 30 км. Он начал свой путь в шесть вечера и пришел на следующее утро. Сбил ноги, разбил башмаки, но субботы не нарушил. Вот почему идти пешком такое большое расстояние - это не работа, это можно в шабат, а проехать это расстояние в экспрессе - работа? Почему сидеть в комнате и беседовать с друзьями в субботу можно, а разговаривать с ними по телефону нельзя? Почему подняться на 10 этаж пешком в Шабат можно, а нажать кнопку лифта нельзя?

Когда кашрут вводили еврейские религиозные лидеры, они это сделали для того, чтобы предотвратить ассимиляцию евреев, растворение их в других народах, а такая опасность была. С тех пор сотни народов и сотни языков исчезли с лица земли, а евреи сохранились. Сохранились потому, что стали народом-церковью, и кашрут этому способствовал. Но теперь такой опасности уже нет. Тогда, когда эти правила вводились, машин, телефонов, лифтов не было, и с появлением всего этого новые правила вводили уже современные религиозные деятели. И они ввели это так, чтобы как можно больше осложнить жизнь верующих. Еврейский Бог - жестокий Бог, во всяком случае, эти деятели это так понимают. И верующим это нравится. Генрих Гейне делил человеческий характер на два типа, иудейский и эллинский. Так вот, это характерно для иудейского типа по Гейне. Себя-то еврей Гейне причислял к эллинскому типу.

Я считаю, что иудаизм нуждается в реформации, и я верю, что она будет. Хотя это совершено не мое дело, и я не имею права об этом рассуждать. Мне кажется, что в современном иудаизме материальное выражение преданности Богу заменило духовную близость с ним. Меня поражает значение, которое евреи придают форме. В христианстве этого нет. У христиан тоже есть воскресенье и есть, например, посты. Но если работа в воскресенье очень нужна и нужна не только тебе, то можно работать. Есть выражение «работа - та же молитва». Работа - не грех, грех -праздность. Пост не нужно соблюдать людям старше 60 лет, больным, тем, кто в пути. Если во время поста христианин приходит к людям неверующим, которые поста не соблюдают, он может сесть за стол. Считается неприличным выпячивать свою веру и свою святость. Христианину никогда не придет в голову, что соблюдение постов в воскресенье и всяких формальных правил достаточно, чтобы считать себя человеком, угодным Богу.

Процитирую Евангелие от Матфея: «... 35 Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. 36 Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня».37Тогда праведные скажут: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? 38 Когда мы видели Тебя странником и приютили Тебя, или видели нагим и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным или в темнице и навестили Тебя?» Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне...».

Я хочу сказать, что Христа можно любить только через любовь к другим людям. Ему не нужны почести, которые оказывают ему лично. Невозможно себе представить, чтобы христианин возился утром, днем и вечером на своей кухне со своими кастрюльками, готовя себе еду, и при этом считал, что делает что-то очень угодное Богу, потому что Бог видит, что он весь день о нем думает. В христианстве есть только один критерий праведности. Праведник тот, кто служит другим с полным самоотвержением, не заботясь о собственном благе. Другого пути нет. Те, кто посвящает свою жизнь молитвам, молятся о других, о мире.

Семен, живя в Израиле, читает работы современных израильских иудаистских богословов. Авторы этих работ доказывают, что все, что сказано в Евангелие о любви, есть и Ветхом Завете. Приводят примеры. Конечно, в этой большой книге можно найти примеры, подтверждающие этот тезис, а можно найти и противоположные примеры. Но общий тон, дух Ветхого Завета мрачный и жестокий, в сравнении с ним Евангелие - это свет.

Хочу сказать об отношениях России и Израиля. Как во всей российской внешней политике, в них присутствует некоторый абсурд. Путин хочет дружить с Израилем и с ХАМАС. Эта организация во всём мире признана террористической, но Россия её таковой не признаёт. Лидер ХАМАС приезжал в Москву, Путин пожимал ему руку. Россия вооружает ХАМАС ракетами, которые потом летят на Израиль. При этом Путин вроде бы поддерживает дружественные отношения с Израилем, и Израиль вроде бы это принимает. И тут меня удивляет отношение израильтян к Путину, здесь тоже есть абсурд. Я знаю, что на выборах президента РФ в этом году израильтяне, имеющие российское гражданство, в подавляющем большинстве голосовали за Путина. Путин единственный вооружает их бескомпромиссного врага ХАМАС, а они за него голосуют. Вот любят его, да и всё тут! Моя подруга, у которой много друзей в Израиле, говорила им, что не понимает такого их поведения, что они не должны голосовать за Путина. Они ей отвечали: «Вы там ничего не понимаете».

Конечно, можно удивляться тому, что и здесь у нас народ голосует за Путина. Доходы россиян падают, цены растут, уровень жизни снижается, свёртывается бесплатная медицина и бесплатное образование, Россия стала мировым изгоем, а народ поддерживает Путина. Но русских всё же можно понять. Путин провозгласил национальную идею, а национальная идея иррациональна. Хотят русские зачем-то, чтобы Россию все боялись, хотя от этого никому ни тепло ни холодно. А вот почему евреи за Путина? Может быть, вы, уважаемый rdavid знаете ответ? Растолкуйте мне, пожалуйста. У меня есть догадка: евреи недовольны США и поддерживают Путина, потому что он противостоит Америке. США - единственная страна в мире, которая реально поддерживает Израиль. В странах Евросоюза распространены антиизраильские и проарабские настроения. Франция - вообще антисемитская страна. Если бы не США и их поддержка, не знаю, мог ли выжить Израиль. Но вот недовольны евреи Америкой, мало помогают. А Путиным довольны. Вот как понять еврейский народ и как после этого к нему относиться…

Уважаемы rdavid, вот таким длинным получился ответ. Если у вас не хватило терпения его прочесть, я не в обиде.

Тем, кто хочет поддержать блог, напоминаю две ссылки:

paypal.me/tareeva1925
money.yandex.ru/to/410017240429035


  • 1
Владимир Тендряков мне кажется советским Достоевским, надрывным таким... Интересно, каким он в жизни воспринимался?

Спасибо большое. Как всегда великолепно.

сабж. утащил к себе.
и про путина чтобы дважды не вставать. у енго мощный пропагандисткий аппарат создающий ему хороший имидж у россиян и не только. я сам был к своему стыду очарован его образом. Но я воевал на Донбассе больше трёх лет и был участником Русской весны перед бойней на Донбассе. я ненавижу путина, и путин это н е человек, а должность.

Наш местный нацик и в прошлом ( если не ошибаюсь) посол Эстонии в России сказал: "Хочу сказать по поводу русских следующее. Эстонцы не понимают, что русские – это не только нация, не только народ. Русские – это цивилизация. И эстонцам не понять, что такое вера русских в свою цивилизацию."

Возможно поэтому и голосуют за Путина. Путин поднял с колен Россию, с которой братались и хвалили тем больше, чем хуже было в России.
Собственно катки 90-х при развале СССР прокатились не только по людям в России, но и всех республик.
Я это время отлично помню. И все что сейчас- это не сравнить.

Сегодня только с Питера. И город и люди вполне благополучны. Очень много изменений в лучшую сторону. И люди ПОЗИТИВНО настроены.


Уважаемая Энгелина Борисовна, как всегда, Ваш пост оче

… в нем много фактических ошибок.
«Только у евреев запрещены браки с нееврейками и дети жен-неевреек евреями не считаются» - во 1-х, не у евреев, а у иудеев. Во 2-х, не только - разве у христиан разрешены браки с нехристианами?
Согласен, бывает, когда родители-евреи возражают против брака их сына/дочки с нееврейкой/неевреем. А Вы уверены, что % русских, украинских, грузинских, ... родителей, не желающих принять в семью представителя другой национальности, меньше, чем еврейских? Особенно если эта другая национальность такая, как у Вас и у меня.

«возможность нееврею принять иудаизм ... появилась только в новейшее время» - это не так.
В Библии, к-рую Вы знаете лучше, чем я, есть примеры.
У Лескова описаны миссионеры, пыташиеся обратить татар в иудаизм.
В царствование "кроткия Елисаветы Петровны" сожгли офицера именно за переход в иудаизм, причем вместе с «совратившим» его евреем.
В 15-м веке в Новгороде была т.н. ересь жидовствующих, основатель к-рой Захария бен Аарон был казнен, как и многие его последователи.
Другое дело, что иудейских миссионеров было намного меньше, чем, допустим, христианских, а сменивших иудаизм на христианство было намного больше, чем христиан, ставших иудеями. Наряду с очевидными причинами – от казней до запретов на определённые должности, тут есть одна неочевидная. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но по-моему, христиане считают иудеев и вообще нехристиан приговоренными к аду независимо от их земных дел. В иудаизме это не так, неиудею для спасения достаточно просто быть хорошим человеком. Мне объяснял ортодоксальный раввин, что человека, желающего стать иудеем, нужно пытаться отговорить, т.к. переход в иудаизм не только не необходим для спасения, но наоборот, может это спасение затруднить. Дело в том, что многие требования иудаизма, привычные для человека, к-рый их соблюдает с самого раннего детства, трудны для новичка. Есть большая вероятность, что он будет их нарушать. Неиудею это разрешено, а для иудея это грех, к-рый мало того, что уменьшит его личные шансы на царствие небесное, но, что еще хуже, отдалит пришествие Мессии.

«Раньше евреем мог считаться только человек, принадлежащий к избранному народу по крови» - в царской России евреем официально считался иудей и только иудей, т.е. крещеный еврей евреем не считался. Другое дело, что от антисемитизма это, как правило, не спасало.
В СССР евреем считался тот, у кого была соответствующая запись в паспорте. Если оба родителя евреи – быть тебе евреем, особенно при поступлении в вуз или на работу. Крестись или не крестись.
Если же евреем был только один из родителей – неважно, мать или отец - национальность можно было выбирать. Это делалось в 16 лет при получении паспорта. Вероятно, кто-то выбирал быть евреем, но я таких случаев не знаю. Если у отца и матери были разные фамилии, фамилию тоже можно было выбрать. Традиция была брать фамилию по отцу, поэтому Файнштейн мог совершенно законно и без взяток быть русским, если русской была его мать. Я знаю двух таких. Бывало, и фамилию брали по матери, но это реже.
Кроме того, мне не нравится термин «избранный народ». Иудеи или христиане не имеют другого выхода, они должны так говорить, но с моей неиудейской и нехристианской т.зрения Ветхий Завет (как и Новый) в нек-рых местах устарел, т.к. написан людьми. Гениальными, опередившими свое время, во многом определившими развитие нашей цивилизации, но людьми. Они поднялись, например, до требования быть честными и справедливыми даже по отношению к иноверцам. Но равенство всех наций – это было слишком много даже для них. Не будем их судить строго, ведь даже сейчас, через 5 тыс. лет, не все до этого доросли (такие недоросшие евреи и русские кое-где порой встречаются, это я знаю точно, про других – догадываюсь).

Впрочем, я отвлёкся. Обратно к Вашей статье.
«если здесь будут еврейские погромы, то пусть убивают, а если будут репрессии, то пусть сажают» - 1) взрослый человек имеет право на такой выбор для себя, но не для своих маленьких детей. Их он обязан спасать, а это значит – бежать. 2) Разве, например, Бунин или Репин были недостаточно русскими?

«первосвященникам это не понравилось, и Его казнили» - в Библии ясно сказано, что казнили римляне по приговору римского суда и согласно римским законам. А виноваты евреи?

Выбудете смеяться, но Subject обрезался. До обрезания было "Уважаемая Энгелина Борисовна, как всегда, Ваш пост очень интересен, но …"

«современная практика исповедания иудаизма вызывает у меня сомнения и множество вопросов» - Ваши сомнения и вопросы относятся только к одной ветви иудаизма. Эта ветвь действительно доводит все до абсурда, хотя и не в такой степени, как Вы пишете. В частности, даже у них субботу можно и нужно нарушать, если от этого зависит жизнь. Например, Ваш знакомый обязан подходить к телефону в таких случаях. Вопрос: как он узнает? Например, он может иметь специальный номер или подходить только ко второму звонку.
Кстати, самая фанатическая ветвь этой ветви категорически против сионизма и государства Израиль.

«достаточно соблюдать шабат и кашрут» - далеко не достаточно. Есть 600 с чем-то правил, к-рые должен соблюдать иудей, не все они касаются шабата и кашрута. Есть 10 заповедей. В Торе есть прекрасные слова о том, что нужно быть честным в бизнесе и т.д., и этому придается большое значение. Настолько большое, что слова эти положено ежедневно повторять.

«Я считаю, что иудаизм нуждается в реформации» - реформистская ветвь иудаизма существует уже лет 150. Она очень отличается от ортодоксальной именно уменьшением количества правил и запретов. По Вашему посту да и по моему личному опыту видно, что в России она практически неизвестна.

semenspokojnyj написал много. Добавлю лишь, о переходе в иудаизм очень много сказано в Талмуде, например, Тот, кто принял еврейство, подобен новорожденному младенцу(Йевамот 22а); Он, как новый человек, не связан прошлым, и в результате его обращения искупаются все его грехи (Иерусалимский Талмуд 83а). А первой прозелиткой является ветхозаветная Рут жена Боаза.
Ну и про соль - нет никакой связи количества соли с кашрутом, кроме того, что не дозволено употреблять кровь, поэтому кошерное сырое мясо солёное. Пропсан и способ забоя (шхита) животных, в котором главное - отсутствие страдания животного. Для этого необходим очень острый нож без малейших шероховатостей или неровностей на поверхности лезвия. Нож мгновенно перерезает горло животного.
Кашрут не вводили "религиозные лидеры", чтобы противостоять ассимиляции евреев. Кашрут очень четко прописан в Торе.

Впервые с чем-то в вашем посте я несогласна. Я по крови еврейка наполовину, по Галахе вообще не еврейка, ибо евреем был мой отец. Несогласна вот с этой фразой: "Я не хочу сказать, что Бог организовал Холокост, но он допустил Холокост, а он всемогущ, верно, этим он хотел что-то сказать своему избранному народу. И как он был понят?" Неожиданно увидеть такое у вас. Бог допускает много зла, и я уверена, что богословы научились это объяснять, ну хотя бы свободой воли. Холокост устроил не Бог, а Гитлер, которого вы не считаете человеком (скорее нечистой силой?), и я с вами и Даниилом Андреевым в этом совершенно согласна. Как можно считать, что евреи должны сделать выводы из Холокоста? Причем нечто подобное я слышала и в еврейской среде (хасидского толка): погибли не все, и, значит, те, кто погибли, как-то это заслужили, хотя нам не дано это знать. А на вопрос простодушной бабушки: как? А дети? - был ответ, что душа не имеет возраста.
Я убеждена, что никакие высшие силы не виноваты в зле, творимом людьми, только сами люди.
Меня так же, как вас в отношении евреев, удивляло, что армяне поддерживают Путина, вооружающего Азербайджан, но наверняка не все армяне и не все евреи. Ну и ясно, что врагов и без Путина у них достаточно.
Вообще, как ясно из комментариев Семена, мы со стороны всё видим не вполне адекватно, кашрут и субботу в том числе. Это надо пожить там, да причем немало.
Поразили ваши друзья с кастрюльками. Мне кажется, это черта неофитов, такие есть и в православии, даже ведь и поговорка есть про желающих быть святее Папы Римского.

Бог в еврейской традиции един и всемогущ, не существует отдельного от Бога зла, дьявола и так далее. Всё (и зло тоже) в руках одной сущности, Бога. Поэтому всегда есть попытки осмысления, почему возможны в этом мире убийства и другие злодеяния.

Энгелина Борисовна, спасибо большое за такой интересный с разных точек зрения пост.
Отвечали вы конкретному комментатору на конкретные его вопросы, но ответили не только на них, но я на некоторые мои собственные вопросы, на которые у меня ответа не было, били только интуитивные ощущения. И вы своим постом как будто фокус навели.

<<Мне кажется, что в современном иудаизме материальное выражение преданности Богу заменило духовную близость с ним. Меня поражает значение, которое евреи придают форме.>>
Да, это очень странно. В иудаизме это приобрело, видимо, самые крайние черты, но и в других религиях это есть. В христианстве надо ставить свечки, ещё этот нелепый дресс-код для женщин - платки и юбки. Как будто богу не всё равно, в чём ты одет. Если бог есть и он всемогущ, он не может быть таким мелочным, чтобы обращать внимание на эту ерунду. Видимо, это идёт от "пастырей", у них усердие богу не по разуму.

"В иудаизме это приобрело, видимо, самые крайние черты" -в НЕКОТОРЫХ ветвях иудаизма.
"Как будто Б-гу не всё равно" - именно этот вопрос я однажды задал ортодоксальному раввину. Он ответил, что это нужно не Ему, а нам.

Разные религии можно довести до абсурда, как говорится в известной русской пословице: "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет".

Семен выше написал, что в иудаизме давно существует реформизм, который движется именно в направлении уменьшения числа запретов, особенно тех, которые в современной жизни не очень актуальны.

Но даже самые ортодоксальные евреи разрешают (и даже требуют!), чтобы в шабат работали те, от кого зависит жизнь человека, например, врачи.
Способов для этого сейчас море, самый простой - включить автоответчик, если кто-то позвонит, то сможет сказать свое сообщение, и его сразу услышат. Никакого нарушения тут нет, он же при этом не будет нажимать кнопку.

Что касается христианства, Вы правильно написали, что считается неприличным выпячивать свой пост, но как Вы считаете, какой процент людей, считающих себя верующими православными, об этом знает?
А то, что все рестораны сейчас в пост предлагают постное меню, Вас не смущает? Насколько я понимаю, пост не только в том, чтобы не есть мяса, а еще и в том, чтобы отказываться от развлечений, молиться, т.е. пост должен быть не только телесным, но и духовным. Но большинству православных нет до этого дела.

Энгелина Борисовна, я так понимаю, что иудаизм очень разный и большинство евреев такие же люди, как все остальные в настоящее время и реформация в иудаизме видна. Не зря же будучи в Израиле я услышал анекдот:
- Чем отличается ортодоксальная, светская и реформатская еврейские свадьбы?
- Ортодоксальная - это когда теща беременна, светская - это когда невеста беременна, а реформатская, когда раввин беременный.

Человек купил автомобиль и попросил ортодоксального раввина помолиться, чтоб не было аварий. Раввин спросил, что такое автомобиль.
Тогда он с этой же просьбой пошел к раввину-реформисту. Тот спросил, что такое молитва.

Вообще-то в Вашем анекдоте фигурирует не светская, а консервативная свадьба. Нынешний иудаизм разделяется на три основные ветви - ортодоксы, консерваторы и реформисты. У первых есть разные течения, про остальных не знаю. Консерваторов я бы консерваторами не называл, разве что в сравнении с реформистами.

  • 1