?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Юбилеи. История превращений (метаморфозы).
tareeva
Печатать по-прежнему некому, и я достаю из архива текст, написанный давно, но в своё время непошедший.

Этот пост я начала писать в связи с 65-летием со дня смерти людоеда и душегуба. Он умер 5 марта, а в это время шла избирательная кампания, в которой я участвовала, агитировала за Явлинского и ни на что другое отвлекаться не могла. Потом последовали другие события, о которых я не могла не написать, вы знаете, что я имею в виду, и таким образом получилось, что этот пост я помещаю только сейчас. Я перечислила вроде бы все юбилеи этого года кроме 200-летия со дня рождения Карла Маркса. И сейчас я хочу хоть как-то восполнить этот пробел.

Мы с вами уже говорили о том, что Октябрьская революция, которую назвали социалистической, была революцией не по Марксу. Маркс писал, что капитализм сменится следующей экономической формацией тогда, когда исчерпает все свои возможности развития и станет камнем преткновения на пути прогресса. Тогда, когда производительные силы перерастут производственные отношения, и тогда эти отношения неизбежно изменятся. И это время пришло сейчас, я имею в виду ситуацию в наиболее развитых странах. И мы видим, как капитализм в этих странах эволюционирует в сторону социализма. И мы наблюдаем ренессанс марксизма, возрождение интереса к нему, который никогда не исчезал полностью. Книги Маркса сейчас издаются большими тиражами, на них есть спрос. И в нашей стране ведутся дискуссии о марксизме и об отношении марксизма и ленинизма. Как-то становится понятно, что ленинизм был не развитием марксизма, а уходом от него. Когда в нашей стране произошла революция, которую назвали социалистической, капитализм в России был на подъеме, он не исчерпал своих возможностей развития и мог еще многое дать стране. Ленин это понял уже после революции и ввел НЭП. Он сказал, что НЭП — это «всерьез и надолго», что это соревнование двух систем и какая победит, та и победит. Но Ленина не стало, Сталин быстро свернул НЭП, и страна пошла не по пути Маркса и даже не по пути Ленина, а по особому сталинскому пути, о чем мы с вами уже говорили.


Этот 2018 год богат юбилеями. Среди них юбилеи, связанные с развитием коммунистического движения в России и не только, а также юбилеи обратной направленности, связанные со сталинизацией страны, с извращением коммунистической идеи, с преследованиями коммунистов в нашей стране и за рубежом. Я попытаюсь перечислить эти юбилеи.

1. В этом году 120 лет со дня создания Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В марте 1898 года в Минске нелегально собрался первый съезд РСДРП, объединивший разрозненные марксистские организации страны в единую партию. Съезд заявил о создании партии и принял Манифест Российской социал-демократической рабочей партии, написанный Петром Струве.

2. В этом году исполнилось 115 лет со дня II съезда РСДРП, на котором партия раскололась на две фракции: фракцию большевиков и фракцию меньшевиков, которые впоследствии оформились в отдельные партии. Так что в этом году мы отмечаем 115 лет со дня появления в русском языке слова «большевик» и с начала создания большевистской партии в нашей стране

3. Столетие Октябрьской революции. Сама революция, ее еще называют октябрьским переворотом, произошла 7 ноября 1917 года, но этот день нельзя считать днем окончательной победы революции. После нее началась масштабная Гражданская война, в которой страна разделилась на две почти равные части. Если бы у какой-нибудь из этих частей был значительный перевес, то война не продолжалась бы целых 4 года. В течение этих лет было не ясно, победила ли революция, поэтому юбилей революции в этом году можно отмечать с таким же основанием, как и в прошлом.

4. В марте 1919 года был основан III Интернационал. («Коминтерн был основан 2 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и её руководителя В. И. Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала, окончательный разрыв с которым был вызван различием позиций относительно Первой мировой войны и Октябрьской революции в России»). Помните в фильме «Чапаев» Василий Иванович говорит, что он за интернационал, а Фурманов спрашивает у него: «А ты за второй интернационал или за третий?» Озадаченный Чапаев спрашивает: «А Ленин за какой?» И получив ответ Фурманова, что за третий, говорит: «Ну и я за третий».
Со дня основания Коминтерна прошло не 100 лет, а 99 лет, но я считаю, что 99 - это тоже юбилей. Две девятки - магическое число.

На этом кончаются юбилеи, связанные с развитием коммунистического движения в России и не только. Дальше мы перечислим юбилеи, связанные со сталинизацией страны, с развалом Сталиным международного коммунистического движения, с извращением коммунистической идеи. Для того, чтобы не путать юбилеи разной направленности, мы эти вторые будем нумеровать римскими цифрами.

I. 90-летие начала коллективизации сельского хозяйства. Коллективизация началась в 1928 году, и мы уже говорили о том, что для нее не было никаких экономических оснований. Это было решение чисто политическое. У крестьян практически отняли землю, которую дала им советская власть, и согнали их в колхозы. При этом крепких хозяев, которые сумели эффективно использовать полученную от советской власти землю, объявили кулаками, отняли у них хозяйство и землю, а самих с семьями сослали в Сибирь. Это была первая широкая волна сталинских репрессий, и она была направлена против крестьянства. Колхозное сельское хозяйство оказалось неэффективным, и после войны в странах соцлагеря коллективизацию не проводили. Даже Сталин не стал на этом настаивать. Он понимал, что в европейских странах граждане могут не согласиться взять да и отдать свою собственность и коллективизация может вызвать социальный протест. В Западной Украине коллективизация способствовала бандеровскому движению. Индивидуальное сельское хозяйство в этих странах оказалось несравненно более производительным, чем советское колхозное сельское хозяйство.

II. 85 лет голодомору. Голодомор 1932-1933 годов связан с тем, что собранное колхозами зерно было у колхозов изъято и выброшено на внешний рынок. Нужны были деньги для проведения индустриализации. Относительно голодомора существуют разные точки зрения и разная статистика. Я уже писала, что в своем описании исторических событий я опираюсь не на научные труды и не на архивные материалы, а на личные воспоминания. В эвакуации в одном поселке с нами жили эвакуированные из Бессарабии, которая вошла в состав СССР только в 1939 году. Все они были фермеры. Они рассказали нам, что в 1932-1933 годах они разорились, потому что Советский Союз выбросил на мировой рынок большое количество зерна, которое продавал по демпинговым ценам. Фермеры не могли себе позволить продавать зерно так дешево и «сидели со своей пшеницей без почина». Мы с мамой им не поверили. Как мы могли продавать зерно за рубеж, когда сами голодали? Нам это казалось невозможным. В первые годы после революции для того, чтобы получить деньги на развитие страны, продавали царские драгоценности и картины. Я, кстати, в продаже картин не вижу ничего ужасного. Произведения искусства не пострадали, они просто переместились в другую страну и стали доступны другим зрителям. Когда деньги появятся, эти картины можно будет купить, вернуть в страну. Во всяком случае, человеческие жизни дороже даже самых великих произведений искусства. Но Сталин считал иначе. Он не хотел расставаться с тем, что всегда будет иметь материальную ценность, а люди для него вообще никакой ценности не имели. Бабы еще нарожают.

III. В этом году можно отмечать 80-летие Большого сталинского террора. Он начался в 1937 году, на самом деле даже раньше, но был продолжительным, так что дату начала сталинского террора так же, как дату его конца, определить невозможно. Можно считать 1938 год началом нового этапа в этом терроре. В этом году во главе НКВД стал Л.П. Берия, который превратил лагеря смерти в предприятия. Он сделал ГУЛАГ отраслью народного хозяйства.
IV. В этом году 75 лет со дня роспуска Сталиным ленинского Коминтерна.

Понятно, что каждый из двух разных этапов того, что мы пронумеровали арабскими цифрами, и того, что пронумеровали римскими цифрами, сформировал разные типы коммунистов - тех, кого я считаю действительно коммунистами, и тех, кого я могу назвать «коммунистами» только в кавычках. Ясно, что когда членство в коммунистической партии не давало никаких преимуществ, а было связано только с риском для свободы и жизни (в дореволюционной России коммунистическая партия была запрещена), то в партию вступали те, кому ничего не нужно было для себя и кто готов был всем жертвовать ради счастья других, как они его понимали. В первые годы после революции, когда действовал партмаксимум, членство в партии и даже работа на руководящих постах также никакой материальной выгоды не давали. А после того, как Сталин в 1937 году совершил контрреволюционный переворот, уничтожил коммунистов и создал новую привилегированную элиту, быть членом партии стало выгодно, и в партию стали вступать те, кто искал этой выгоды.
Коммунистами были мои родители. Им ничего не нужно было для себя лично, к материальным благам они были совершенно равнодушны. Такие слова, как вещи, мебель, уют , имели для них отрицательную эмоциональную окраску. Слово «вещизм» было ругательное слово. Они говорили: «Мы живем как на бивуаке», - и действительно они чувствовали себя на привале великого похода. В моем детстве мы жили в студенческом общежитии, мои родители, я, брат и няня. Семейным в общежитии предоставляли комнату. Вот в эту комнату один из друзей моих родителей, назовем его Яков, принес новенький сервиз из магазина. Мама спросила, как ему пришло в голову купить для них сервиз, а он ответил: «Понимаешь, я купил его не для вас, я купил его для себя. Зашел в магазин, а там как раз привезли и выставляли на прилавок сервизы. Такие красивые и дешевые. Я и купил. Пришел домой, распаковал, поставил на стол, он сияет, я прямо залюбовался. И тут меня охватил страх, так ведь можно и обуржуазиться. И опять запаковал сервиз, и принес сюда». Мама сказала: «Значит ты хочешь, чтобы обуржуазились мы?» Яков ответил: «Вы - совсем другое дело... У вас все ребята всегда собираются, чашек не хватает, и мы ходим к соседям одалживать. А теперь чашек на всех хватит, так что этот сервиз не для вас, а для всех». И окончив институт, мои родители больших окладов не получали. Тогда, как я вам уже говорила, был «партмаксимум». И это было для них принципиально важно. Их зарплата не должна была превышать среднюю зарплату рабочего.

Расскажу про своего дедушку Давида, папиного отца. Он был рабочим. Вступил в один из первых рабочих кружков. Был «искровец». Участвовал в революции и в Гражданской войне. После Гражданской войны или незадолго до её окончания он стал секретарем горкома в Екатеринославе.
Он был легендарной личностью. Мне в Екатеринославе, который уже стал Днепропетровском, рассказывали о нем много забавных историй. Но свой высокий пост он занимал недолго. Как только Гражданская война окончательно закончилась и стало ясно, что революция победила и советская власть прочная, дедушка оставил партийную работу и вернулся к себе в цех. Он оставлял свой станок для того, чтобы бороться за создание государства трудящихся, государства рабочих и крестьян. Как только эта цель была достигнута, он решил, что может вернуться на свое рабочее место. Возможно, это решение спасло ему жизнь, в 1937 году по рабочим цехам не очень шуровали. Репрессии были направлены против партийного руководства первого послереволюционного поколения и против теоретиков марксизма. Дедушка уцелел, а его старшего сына, которым он гордился (моего отца) расстреляли. После 1956 года, после известного доклада Хрущева на ХХ съезде, жертвы незаконных сталинских репрессий были реабилитированы. и дедушка перестал быть «отцом врага народа». Тогда к дедушке пришел один из секретарей Днепропетровского горкома, и объяснил ему, что человек с его фантастической биографией, с дореволюционным партийным стажем, а такого стажа, как у дедушки, в городе ни у кого больше нет, имеет право на персональную пенсию. И спросил: «Сколько вы хотите?» Дедушка сказал: «Сколько вы хотите? А сколько вы дадите? Я что, на Озёрки пришел (так назывался городской рынок в Днепропетровске)? Ах ты, сопляк! Ты думаешь, я революцию делал для того, чтобы вот такой, как ты, пришел ко мне, и стал торговаться, предлагать какие-то деньги? Пошел отсюда вон, и чтобы я тебя больше никогда не видел!" У революционеров дедушкиного поколения были сложные отношения с партийной советской властью уже с начала 30-х годов.

Жена дедушки Давида, моя бабушка Ева, была его товарищем и соратником по подпольной работе. До революции у неё была частная столовая. На вывеске было написано, что там готовят кошерные блюда. Кошерные - это значит для верующих, благочестивых людей, что-то связанное с религией. Поэтому бабушку считали вполне благонадежным человеком, и столовая подозрений не вызывала. На самом деле столовая была партийной явкой, агентством «Искра», доход от столовой шел в партийную кассу. Все-таки подозрения на бабушку пали, и к ней пришли с обыском. Когда жандармы появились в конце улицы, их увидели жильцы из соседних с бабушкой домов, прибежали к бабушке и предупредили об обыске. В доме была пачка «Искры». Бабушка развернула газеты, завернула в них моего папу, своего старшего сына, который тогда был грудным младнецем. Поверх газет она завернула папу в одеяльце, и перевязала голубыми лентами. Все время обыска бабушка держала на руках орущего младенца. Под крик младенца обыск прошел быстро, и жандармы ушли, ничего не найдя. Бабушка говорила, что это было первое папино боевое крещение. Вообще, бабушка Ева была героической личностью, и выглядела она соответственно. Высокая, статная, ходила, развернув плечи, и голову держала высоко поднятой, может быть потому, что её оттягивал тяжелый узел волос. Перед войной, когда я бабушку видела последний раз, в её густых волосах почти не было седины, и были свои белоснежные, крепкие зубы. Арест папы был для неё, конечно, ударом, но внешне это никак на ней не отразилось, она держалась по-прежнему прямо. В спектакле театра Моссовета «Деревья умирают стоя» Фаина Георгиевна Раневская играла мою бабушку. Я смотрела и поражалась, как это она ходит походкой моей бабушки, держит голову и плечи точно как моя бабушка, хоть она бабушку не видела... а может, видела? Бабушка погибла при бомбежке, разбомбили эшелон, в котором она ехала в эвакуацию. Бабушкины молодые поклонники не поверили, что она могла так случайно погибнуть. Бабушка всегда опекала комсомол, она организовала первый в Днепропетровске комсомольский клуб рядом со своим домом, после чего улица стала называться Комсомольской. Так вот, бабушкины комсомольцы нескольких поколений утверждали, что вроде бы бабушку встречали на Кавказе, в партизанском отряде, где она партизанам кашу варила.

Продолжение следует.

  • 1
а все же вам надо собрать ваши воспоминания в книгу или несколько даже, Энгелина Борисовна. Они дороже с каждым днем.

Здравствуйте,
Это делается для информирования широкой общественности о том, что г-жа Морган Эрика, частный кредитный кредитор, открыла финансовую возможность для всех, кто нуждается в какой-либо финансовой помощи. Мы выдаем кредит с 2% -ной процентной ставкой физическим лицам, фирмам и компаниям в ясных и понятных условиях. свяжитесь с нами по электронной почте, чтобы мы могли предоставить вам условия и условия наших займов: (morganerica007@gmail.com)

Спасибо, Энегелина Борисовна! Я вот подумал, вы ведь по сути шестидесятник, а в шестидесятые был просто расцвет всяких прогнозов на далекое будущее. Вот лично вы что думали про яблони на Марсе и следы на далеких планетах? Каким вы видели начало 21го века и что вы думает про будущее через сто лет? Надеюсь задать вам те же вопросы, когда вы будете в возрасте Тимоти из "Саги о Форсайтах", но тогда вам конечно надо будет что-нибудь напророчить, а сейчас, если можно просто ваши воспоминания и может быть выводы, которые вы сделали.

Edited at 2018-07-14 15:17 (UTC)

  • 1