?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Максиму Горькому 150 лет. Продолжение-7
tareeva

А теперь мы подошли к разговору, которого не избежать. Разговору о Максиме Горьком как основоположнике нового метода в художественной литературе, метода социалистического реализма, и о романе «Мать» как о полном и ярком воплощении этого метода. Разговор этот достаточно специальный, и я не уверена, что он может быть интересен всем, кто просто любит изящную словесность, получает удовольствие от чтения, но теорией литературы вовсе не интересуется, также как ее историей. Короче, я опасаюсь, что то, что я собираюсь написать, читать вам будет очень скучно, но я известна своим тупым занудством, так что писать скучно это как раз мне свойственно. Я иногда пишу и думаю: «Неужели кто-нибудь добровольно станет это читать?». Но находятся некоторые, которые читают, может быть, и этот текст кто-нибудь прочтет.

Когда начинается разговор о социалистическом реализме, то сразу возникает самгинский вопрос: «А был ли мальчик-то? Может, мальчика и не было?» Многие считают, что не было, что нет никакого метода социалистического реализма и роман «Мать» не отличается принципиально от таких произведений как «Обломов», «Анна Каренина», «Шинель» Гоголя или его же «Мертвые души». Взгляните на этот список произведений, и вы увидите, что в этой обойме «Мать» сильно отличается от остальных. Для меня несомненно, что реализм или, как его называли в советском литературоведении, критический реализм, и социалистический реализм – это разные методы, и я попробую определить, чем отличается один от другого.


Писатели-реалисты показывают типического героя в типических обстоятельствах. Таковы Обломов и Печорин, Евгений Онегин и Акакий Акакиевич. Типизация – это вообще то, чем занимается всякое искусство. Типические обстоятельства, особенности времени и среды очень важны, именно они формируют героя и во многом определяют его поведение, а следовательно и сюжет произведения. Обычно герой реалистического произведения – это тип, господствующий в данное время. В нем воплощаются особенности его времени. В социалистическом реализме всё иначе. Здесь автора интересует не господствующий тип, который уже сформировался, а то новое, что только появилось, но в чем выражена тенденция развития. За этим новым – будущее. Вот увидеть эти ростки будущего и показать причину и закономерность их появления и неизбежность их победы – в этом задача соцреалиста.

Есть сходство между социалистическим реализмом и романтизмом. Романтический герой – тоже не массовое явление, а исключение, но между героем социалистического реализма и романтизма есть принципиальная разница. Романтический герой – это герой-одиночка, и судьба его как правило бывает трагической. Герой социалистического реализма – не одиночка, он связан с народом, он вышел из народа, он носитель лучших черт народа, и благо народа ему важнее своего собственного благополучия. Его борьба осмысленна, и если он погибает, то это оптимистическая трагедия. Герой погибает, но он погибает за правое дело, которое непременно победит. На стороне героя соцреализма сама история.

Интересно, что главным героем произведения социалистического реализма часто бывает женщина. Таковы романы «Мать» Горького, «Очарованная душа» Ромена Роллана, пьесы «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Любовь Яровая» Тренева. Фильм режиссера Валерия Ахадова «Руфь», снятый в 1989 году, я тоже считаю типичным произведением соцреализма. И здесь героиня - женщина, и она носительница лучших черт народа.

В романе Горького «Мать» вы найдете все признаки произведения соцреализма, о которых я сказала. Этот роман дружно ненавидели все советские школьники, потому что школьники ненавидят все, что их заставляют читать и «усваивать». Но мне повезло, я прочла «Мать» до того, как поступила в школу. Я уже писала, что в школу я пошла в 10 лет сразу в третий класс. А к 10 годам я уже прочла всю русскую классику – и поэзию, и прозу, и драматургию. Горький был, может быть, самым любимым писателем моего детства, я об этом тоже говорила, и роман «Мать» мне понравился. Детям соцреализм доступнее и понятнее, чем реализм. Мне там очень понравился Андрей Находка. Я считаю этот образ большой удачей. Мне очень понравилось то место в романе, где Андрей приходит в дом Ниловны и они знакомятся. Это чем-то похоже на знакомство Матвея Кожемякина и его постоялицы, ссыльной революционерки. Это моя любимая тема, когда встречаются люди очень разные, разных взглядов и один из них пугает другого, а потом этот страх превращается в симпатию и сочувствие. Павел предупредил мать, что в его отсутствие придет человек, которого разыскивает полиция как опасного преступника, и об этом человеке никому не нужно говорить. Ниловна пугается, ждет, что придет какой-то особенный человек, сильный, страшный, опасный. А приходит простой человек, открытый, добрый, ласковый. Познакомившись с пожилой женщиной, матерью друга, он вспоминает и свою мать, говорит о ней. Он тревожится за свою мать. Ему представляется, что она в беде, а он далеко и помочь ей не может. Ниловна своим материнским сердцем понимает тревогу Андрея, сочувствует ему, жалеет его. Мне было интересно читать про то, как Ниловна присутствует на собрании революционного кружка, проходившего у нее в доме. Она с интересом слушает, о чем там говорят, и не может понять, что же тут запретного или вредного для власти. Она слышит рассказ о том, как жили люди в первобытные времена, и это представляется ей увлекательной сказкой, хотя она верит, что все действительно так и было. Мне было важно узнать, что революционные кружки были в большей мере кружками просветительскими. Это были кружки марксистские, их руководители считали, что если люди будут хорошо знать историю, то им откроется правота марксизма, правильности теории исторического материализма. И они умели разговаривать с рабочими о сложнейших вещах понятно и доступно.

Я могла бы еще много написать о романе «Мать», но не стану этого делать. Роман был трижды экранизирован выдающимися режиссерами Всеволодом Пудовкиным, Марком Донским и Глебом Панфиловым.

Герои социалистического реализма – это менее глубоко разработанные образы, чем герои реализма. Трудно разобраться в том, что только возникает и не выразило себя полностью. Почему именно Горький стал основоположником метода социалистического реализма, можно понять. Это вытекает из особенностей его мировосприятия. Горький видит жизнь более красивой, чем видит ее большинство людей. И в человеке он видит лучшее. В сущности, ему органически свойственно то, что называют «лакировкой действительности», и в чем упрекали советскую литературу. Для Горького это была не лакировка. Он искренне видел мир таким.

Окончание следует.
Метки:

  • 1
Спасибо, это очень интересно и совсем не занудно.

школьники ненавидят все, что их заставляют читать и «усваивать». Это - повесть о моей школе и учителях литературы, скучных, занудных и равнодушных людях. Слава богу, все же я успела прочесть большинство книг до момента "усваивания", а что не прочла, потом прочла, с огромным удовольствием, "Мертвые души", к примеру.

может быть, типичными Онегин и Печорин стали казаться после того, как все о них прочли...

Ох уж этот социалистический реализм! Описывать то, чего нет, но что обязательно будет! Кто первый придумал этот термин? Есть ещё типичное и типическое, и их надо как-то различать. Насколько я любила читать, настолько же меня воротило от этого литературоведения. "Мать" в школе я не любила и не потому, что её "проходили", а потому что не любила. Не легла она мне на душу. Если Ниловна - это "росток будущего", некая тенденция, то в чём она заключается? После неё многие матери пошли в революцию, чтобы помогать своим сыновьям? По-моему, Горький тут всё выдумал, хотя где-то, может быть, и была такая мать в единственном экземпляре.
Энгелина Борисовна, хочу вас спросить вот о чём. В конце Ниловна попадается жандармам, и роман заканчивается словами:
"Она хрипела.
- Несчастные...
Кто-то ответил ей громким рыданием."
Мой учитель литературы считал, что её тогда убили. А я, бывшая в то время безмятежной оптимисткой, совсем про это не думала. Не убили её, автор же прямо не сказал об этом, значит, она осталась жива. А у вас какое мнение на этот счёт?

Да, и сейчас кое-кто мечтает, чтоб народ вышел на улицу не потому что режим закрысил пенсии, а во имя идеалов свободы и прогресса. Вот Ниловна именно такой народ, которого не было еще в России, да и вообще...

  • 1