Энгелина Борисовна Тареева (tareeva) wrote,
Энгелина Борисовна Тареева
tareeva

Categories:

Максиму Горькому 150 лет. Продолжение-2

Я в прошлом посте написала о своих курсовой и дипломной работах по Горькому. Но я сделала ещё одну курсовую работу по Горькому для Веры, с которой я работала во Всесоюзной книжной палате и дружила. Вера училась в Библиотечном институте на вечернем отделении. Каждый день работа, каждый вечер институт, Вера систематически не высыпалась, и на курсовую работу у неё не было ни времени, ни сил. Я уже не помню, Вера ли попросила меня помочь или я сама ей предложила помощь, но я за эту работу взялась.

Историю с этой курсовой работой я описала в посте «Курсовая работа» в нашем ЖЖ. Для тех, кто не читал, повторю коротко. Накануне того дня мы поссорились с мужем. Ссорились мы редко, но если уж ссорились, то это были прямо-таки глобальные катастрофы. Инициатором ссоры всегда была я, а причина могла быть самая незначительная. Мы поссорились, я прогнала Игоря, он уехал к своей маме, а я утром пошла на работу в полном отчаянии. На работе я о ссоре немножко забыла, составление библиографических описаний, чем я занималась, требует пристального внимания, и на эту работу есть норма. Но когда я шла домой, отчаяние накрыло меня волной.

Я шла по подземному переходу к метро, ничего вокруг не замечая. Какой-то парень пошёл рядом со мной и спросил: «Девушка, вас кто-то обидел?». Я машинально ответила: «Да, обидел». Парень пошёл вместе со мной, сказал, что не может оставить меня в таком состоянии, обидчику я должна отомстить, и он мне в этом поможет. Несмотря на мои протесты он вошёл со мной в вагон, сел рядом и сказал: «Я понимаю, что у вас образовался свободный вечер, вы одна, я тоже, и мы могли бы этот вечер провести вместе». Я сказала, что вечер у меня не свободный, я должна за этот вечер написать для своей подруги курсовую работу. Он сказал: «Это замечательно, у нас и занятие есть на вечер. Я вам помогу писать курсовую. А по какому предмету?». Я сказала: «По русской литературе». Парень осёкся. Он сказал, что у него техническое образование. Он - инженер-строитель и думал, что, может быть, курсовая по сопромату, а литература не его специальность, но спросил, по какому писателю. Я сказала: «По Максиму Горькому». Он обрадовался, сказал, что Максима Горького знает прекрасно и сможет быть мне полезным.

Он проделал со мной весь мой путь в метро с пересадками, хотя я его прогоняла, и мы дошли до моего подъезда. Я сказала, что могу его пригласить, нужно только разобраться, какой смысл он вкладывает в слова «провести вечер вместе». Я сказала: «Давайте договоримся на пороге, чтобы потом не было недоразумений и обид, пересыпа не будет». Он не сразу меня понял, а когда понял, сделал возмущённое лицо, как я могла о нём такое подумать. Мне был тогда 41 год, а парню не было и тридцати. Он был моложе меня лет на 13, но почему-то был уверен, что он старше. Он разговаривал со мной как умудрённый опытом мужчина с неопытной девушкой.

Мы вошли в квартиру и кабинет. Он посмотрел на стеллаж, где стояло полное собрание сочинений Горького, и спросил, по какому произведению курсовая. Я сказала, что курсовая не по произведению. Моя подруга учится в Библиотечном институте, и тема курсовой «Рекомендательный библиографический указатель произведений Горького для школьников». Он снял со стеллажа и положил стопками на нашем большом письменном столе 23 тома Горького, а чистая бумага и ручка на столе всегда лежали, и принялся за работу, а я пошла на кухню готовить ужин. Когда я приготовила ужин и пришла его звать к столу, работа была уже в значительной мере готова. Я посмотрела и поразилась – он отобрал для включения в указатель именно то, что нужно, и почти всё, что нужно. Было очевидно, что все произведения Горького он читал и хорошо их помнит. И это был рядовой инженер-строитель. Я, собственно, для того и рассказала ещё раз эту историю, чтобы вам стало ясно, как был популярен Горький, как его все хорошо знали.

Я очень любила писать курсовые и дипломные работы. Дипломная работа - это вообще мой любимый литературный жанр. Только по Чехову я написала их пять штук - одну для себя по драматургии Чехова и Горького, одну мы написали для Игоря, и ещё две работы я написала для двух подруг. А уже через много лет после окончания университета в 1967 году я написала дипломную работу для подруги моей сослуживицы во Всесоюзной книжной палате.

Эта подруга много лет преподавала в школе физкультуру, но с годами поняла, что преподавать физкультуру ей становится трудновато, и решила переключиться на литературу. Она окончила заочно филфак пединститута, но написание дипломной работы оказалось для неё непреодолимой трудностью. Моя сослуживица рассказывала на работе о беде своей любимой подруги. Мне стало её подругу жалко, к тому же появилась возможность вернуться к работе над Чеховым и завершить незаконченное. Меня всегда интересовало, как у Чехова обстоит дело с положительным героем. Есть ли он у него вообще, и если есть, то кто он, каков он. А если нет, то почему. Я сказала своей сослуживице, что если её подруга согласится на тему «Проблема положительного героя в творчестве Чехова», то я ей такую работу напишу. Она согласилась. Я написала работу, которую в пединституте хвалили и поставили пятёрку, а она мне за это подарила два билета в театр на Таганке. Билеты в этот театр достать было невозможно, и мы с Игорем там не были ни разу. Мы посмотрели спектакль «Павшие и живые», спектакль нам не понравился, мы с трудом досидели до конца.

Дипломных работ я написала много, а вот диссертаций ни одной не довелось написать, даже кандидатской. Мне с моей анкетой об аспирантуре и думать было нечего, а Игорю предлагали поступить в аспирантуру, но он не захотел, сколько я его ни уговаривала. Моей ученице Асе после того, как она защитила дипломную работу, которую мы с ней написали, предложили поступить в аспирантуру без экзаменов. Но я к тому времени уже не могла взяться за диссертацию, не в состоянии была сидеть в библиотеке. Дипломную работу можно написать, сидя дома за чистым столом, не пользуясь никакими источниками, а диссертацию так не напишешь. Там нужна вводная глава – обзор литературы по вопросу, история вопроса, состояние вопроса, а для этого нужно читать, сидеть в библиотеке. Так мне и не пришлось испытать себя в жанре кандидатской диссертации, а жаль.

Можно поговорить о драматургии Горького, в комментариях к прошлому посту этот вопрос вроде бы поднимался. Я уже говорила, что начала читать пьесы Горького в детстве. Драматургия всегда была моим любимым видом литературы, любимым чтением. Я любила драматургию больше, чем прозу. В детстве мне было трудно читать описания природы, даже самые роскошные и изысканные, как, например, у Тургенева, с возрастом это не изменилось. И всякие другие описания меня тоже утомляли. Я человек простой и примитивный, мне интересно только про людей и про их отношения, а пьесы как раз только про это. Может быть, поэзию я люблю даже больше, чем драматургию, но лирические стихи я чтением не считаю, а чтение эпических произведений в стихах мне доставляет не больше удовольствия, чем проза.

Чехов написал пять пьес, и он считается чуть ли не самым популярным в мире драматургом. Его пьесы и сейчас ставят в театрах всех стран и экранизируют. А если бы Чехов написал не пять пьес, а четыре, «Иванова» бы не написал, то его слава от этого не стала бы меньше. А Горький написал пьес втрое больше, чем Чехов, и его ставят меньше. Это мы так считаем. А вот Виталий Вульф после поездки в Америку рассказал, что в Америке ставят как раз не Чехова, а Горького. Горький написал 14 пьес, если считать откровенно неудачную «Яков Богомолов», и я их все кроме этой неудачной люблю. Интересно, что названия большей половины пьес Горького – собирательные существительные: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Враги», «Последние», «Чудаки», «Дети солнца» (дети – тоже собирательное существительное). Ещё пять пьес Горького названы именами собственными. Пьеса «Васса Железнова» существует в двух вариантах, в сущности, можно их считать двумя разными пьесами, и тогда будет не пять пьес, а шесть. И только две пьесы названы иначе – это «На дне» и «Фальшивая монета». Впрочем, я это всё пишу по памяти, может, чего и упустила.

Уже первую пьесу Горького «Мещане» я считаю совершенным произведением драматургии, ну если не совершенным, то очень хорошим. Ни о какой другой пьесе того времени я не решилась бы сказать, что она определённо лучше «Мещан».Есть пьесы, которые были так же хороши, но ни одна не была явно лучше. «На дне», вторая пьеса Горького, получила наибольшую известность. Её много раз экранизировали, даже великий Куросава снял фильм «На дне», а ведь её написал совсем неопытный драматург. Вот такой наш Максим Горький был дико талантливый, прямо-таки необъяснимое явление природы.

Идею написания пьесы подал Горькому Станиславский, при их знакомстве в Ялте в доме Чехова. И когда Горький вроде бы принял эту идею, Станиславский и Немирович стали его торопить, тормошить, всё время ему письма об этом писали, спрашивали, скоро ли будет пьеса, театр, все актёры ждут её с нетерпением. Обе пьесы Горького, «Мещане» и «На дне», были приняты к постановке Московским Художественным театром сразу по их написании и даже чуть раньше. Горький едва кончал работу, а в театре уже читали написанное и распределяли роли.

Оба спектакля имели успех. Успех грандиозный, невиданный, какого никакой театр и МХТ не знали ни до, ни после. Билеты невозможно было достать. В зале сидели представители всех слоёв общества, от высоких сановников до студентов и простой публики. За стенами театра – наряды полиции и конные жандармские разъезды. Эти спектакли были событием не только театральной, но и общественной жизни. Они были историческими событиями, предшествовавшими революционным событиям 1905 года и ускорившими их. В спектаклях были заняты ведущие актёры театра. В «На дне» Сатина играл сам Станиславский, Барона – Василий Иванович Качалов, Луку – Иван Москвин, Бубнова – Лужский. Роли остальных персонажей также исполняли лучшие актёры МХТ. За «Мещанами» и «На дне» последовали «Дачники», успех у этой пьесы был меньше, чем у двух предыдущих. А затем были «Дети солнца» - опять оглушительный успех. Первые спектакли по пьесам Горького вписаны в историю МХТ золотыми буквами.

Пьесы Горького, так же, как и пьесы Чехова, «бессюжетные». Чехов говорил о своих пьесах, дословно цитату не помню, что в них люди просто обедают, пьют чай, носят пиджаки, а между тем их жизнь рушится. В пьесах Горького также нет больших событий, ни в «Мещанах», ни в «На дне», ни в «Дачниках» ничего не происходит. Содержание внутренней жизни героев – это и есть содержание пьесы.

Продолжение следует.
Tags: Горький
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments