?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
О Троцком. Продолжение 2
tareeva
В прошлом посте мы с вами говорили что особенностями русского национального менталитета являются примат духовного над материальным, коллективного, общего над личным и будущего над настоящим, я Брюсова цитировала. А теперь о примате духовного над материальным... Я об этом уже много раз писала, поэтому неизбежны будут повторы и самоцитирование. В русском языке такие слова, как «богатство», «деньги», «карьера» имели отрицательную эмоциональную окраску. Даже такие, казалось бы, невинные слова, как «сытость» и «благополучие», были под подозрением. Когда о человеке говорили: «Какой-то он сытый» или «Что-то он слишком сытый», то это означало неодобрение, сомнение. Слово «сытый» в этих выражениях можно заменить словом «благополучный». А «карьерист» это вообще было ругательство. Слова «уют» и «комфорт» тоже как-то нехорошо звучали. Сказать, что человек уютно, комфортабельно устроился, можно было только в осуждение.
О примате духовного говорит также особое русское представление о том, что является победой и что поражением даже в войне. Вот, например, мы считаем, что Бородинское поле — это поле русской славы. Там построен музей, туда водят экскурсии, водят школьников, чтобы они гордились своими предками. А между тем, русская армия Бородинское сражение проиграла, отступила и открыла супостату путь на Москву. И Наполеон взял древнюю столицу. И Севастополь мы считаем городом русской славы, а его неоднократно отдавали врагам, и в войне 1854 года, и в Великой Отечественной войне, и всякий раз, отступая, топили эскадру. И крейсер «Варяг» мы с гордостью воспеваем, так, как будто этот «Варяг» всех японцев одолел и принёс стране победу, а он, всего лишь, героически затонул. В чём же дело, кого русские хотят обмануть, выдавая поражения за победы, других или самих себя? Да никого они не хотят обмануть, они совершенно честны, просто для них победа это победа духа, а остальное как получится. В знаменитом стихотворении «Бородино» полковник обращается к солдатам:

"Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Умереть обещали, были готовы умереть, шли на смерть, и многие умерли,- так какой же вам ещё победы? Бывает ли большая победа, чем победа духа над телом, над дрожащей плотью, страшащейся смерти? А что Наполеон Москву взял, так, видно, так Бог захотел. «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы». И с «Варягом»... Главное, что он не сдался, героически затонул, а какие-то там японцы — это уже дело десятое.

И ещё о примате духовного над материальным... В русском языке есть слово «правда», которое, мне кажется, невозможно перевести ни на какой другой язык. Слово «правда» это не синоним слова «истина», это совсем другое. Нужно стараться жить по правде, за правду нужно бороться, за правду не жалко умереть. Что же такое эта правда? Правда это истина плюс справедливость плюс ещё что-то, что трудно объяснить словами, но на что отзывается душа русского человека. И когда русский человек борется за правду, как он её в данный момент понимает, он непобедим. Русская армия в Первой Мировой войне терпела поражения, отступала, солдаты бежали с фронта. Но те же самые солдаты, которые не могли справиться с немцами в ненужной и непонятной им войне, в рядах Красной армии, где они сражались за правду и справедливость, погнали немцев с их Скоропадским, погнали Петлюру, военного интеллигента Деникина, ученого и путешественника Колчака, кристально честного барона Врангеля и пр. Белым помогала Антанта оружием, обмундированием, деньгами, прямым военным участием. А красные, плохо вооруженные и плохо обученные, голодные, разутые и раздетые мчались с шашками наголо: "Даёшь Варшаву! Даёшь Берлин!". И, возможно, взяли бы, если бы сверху не распорядились иначе. Взяли Перекоп, перейдя вброд Сивашские болота, считавшиеся непроходимыми. В этом болоте увязло больше бойцов, чем было убито пулями. Но когда русский человек борется за правду, ему любой подвиг по плечу. Конечно, крестьяне боролись за землю, но и ещё за справедливость. Над материальным слоем всегда существовал, вдохновлял и вёл, освобождал от страха смерти слой духовный.

Идеи революции очень хорошо легли на русский менталитет. Сергей Сельянов в начале 90-х снял документальный фильм «Русская идея». В этот фильм он включил большое количество кино- и фотоматериалов первых месяцев революции. Мы видим улицы большого города - скорее всего, это Петербург,- запруженные народом. По улицам, по мостовым и тротуарам движется плотная толпа, яблоку упасть негде. Все с красными бантами, радостные, улыбающиеся, смеющиеся лица, всеобщее ликование. Говорят, в те дни и великий князь Владимир поднял на своём дворце красный флаг. И закадровый голос спрашивает: «Чему радуются эти люди? Ведь Россия гибнет!». И сам себе отвечает: «Нет, это не Россия гибнет, это русская идея торжествует». Закадровый голос — это голос Алексея Петренко. И если бы он ничего больше не сыграл, а только прочёл бы за кадром авторский текст в этом фильме, он и тогда был бы великий актёр. Идея социальной справедливости - в сущности, она же и есть русская правда,- это и есть главная русская национальная идея. Поэтому и так называемая социалистическая революция произошла именно в России. «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса начинается словами «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма». Но революция произошла не в одной из развитых стран Европы с сильным и сформировавшимся рабочим классом, а в крестьянской России.

В России человека привыкли оценивать, всегда оценивали по тому, насколько он является носителем этих русских национальных черт: презирает материальное благополучие, способен пожертвовать личными интересами ради общего блага, готов мириться с сегодняшними трудностями ради счастливого будущего. Людей, которые этими качествами не обладали, называли обывателями, мещанами. Мещан презирали, с мещанством боролись. Я тоже презирала мещанство всеми силами своей души и была в первых рядах борцов с ним. Моя дипломная работа в университете называлась: «Проблемы мещанства в драматургии Чехова и Горького («Три сестры» и «Мещане») ». В первой главе этой работы я пыталась дать определение понятию мещанства. Это было непросто, потому что каждая партия, каждое общественное течение, сообщество называли мещанами своих противников. Вероятно, в своём презрении к мещанству мы были неправы, но признаюсь, я и теперь отношусь к нему так же. Умом понимаю, что неправа, но сердцу не прикажешь, не люблю мещан. Революция не изменила русский национальный менталитет, не изменился он и за годы советской власти.

Продолжение следует.
Метки:

  • 1

что такое русская духовность?

Не "существует ли она?", а "что значат эти слова?". 2+2=4, 2+2=5 - одно из этих утверждений верно, другое - нет, но смысл обоих понятен. Русские духовней других, другие духовней русских - я спрашиваю не о том, какое из этих высказываний верно, а что они значат. Все русские духовней всех нерусских? Любой нерусский духовней любого русского? % духовных русских выше % духовных азербайджанцев, албанцев, американцев, аргентинцев, болгар, венгров и т.д. вплоть до якутов и японцев не пропуская буквы "е"? Первые два варианта я обсуждать не буду, а третий, с %, имеет некий смысл. Только как проверить? Что такое духовность?

Допустим, в начале ХХ века русские действительно были духовней других - хотя тут можно поспорить, но в нынешней России культ денег и силы и презрение к праву и закону на порядки превышают аналогичные качества в США. Это нечего не говорит о русском народе вообще, только о комплексе социальных и исторических причин, приведших современных русских к такому плачевному состоянию. Русские не хуже и не лучше всех остальных ни в чем, в том числе и в духовности, как ее не понимай.

А только гордиться победой, допустим, на Курской дуге, где Красная армия, имея численное превосходство в людях и в технике, понесла в обороне потери большие, чем немцы в наступлении - это не духовность. Это глупость.

Революция не изменила русский национальный менталитет, не изменился он и за годы советской власти.

Верно, рускскиие как были имперцами-шовинистами, мечтающими о завоевании всего мира, так ими и остались

Нет. Революция дала право голытьбе-лодырям глумиться над трудовыми хозяйственными людьми с чувством красоты, с рабочей этикой.

Вместо интеллигентного рабочего, крестьянина пришел разгильдяй, лодырь, несун, хам. Пришла другая эстетика среды - эстетика разрушенной неуютной деревни и города, эстетика запустения, эстетика временщиков.

Достаточно в гугле побродить виртуально по советским городкам, посмотреть фото блогера Варламова, чтобы ужаснуться состоянию души советского человека.

одни русские были и остались шовинистами, другие - нет

Любое высказывание вида "нация Х обладает качеством У" не просто ложно, а бессмысленно. Что значит "русские - шовинисты"? Все русские? 90% русских?

Ясно, что среди русских есть шовинисты. Выше ли их %, чем % шовинистов среди сербов, китайцев, коряков, англичан, гогаузов, ...? Не знаю, и Вы не знаете.
Нельзя даже сказать, что в нынешней России их % больше, чем в США. В интернете - больше, а вообще в стране - опять-таки неизвестно.
Каков в прошлом был % шовинистов среди русских и как он соотносился с таким % среди других - Вы тоже не знаете, как и я.

Нельзя делать утверждения об отрицательных качествах народов, т.к. смысл их не определён. Если же определить их смысл как утверждение о %, то справедливость этих высказываний, как правило, неизвестна. Даже если утверждение верно, возникают вопросы всегда ли так было, почему так стало, и всегда ли так будет. В любом случае эти утверждения оскорбительны и ухудшают межнациональные отношения.
Это же относится и к утверждениям о положительных качествах народов, с той только разницей, что они не оскорбительны, а наоборот, тешат самолюбие не очень умных представителей хвалимой нации.

Неправда про уют как осуждение.

В дореволюционной культуре в самых передовых либеральных частных школах девушек учили домоводству, рукоделью на грани искусства. В дворянской и разночинной культуре было много внимания удобным красивым продуманным интерьерам, архитктуре, ландшафтному дизайну. Обыденные вещи были выбраны и сделаны с любовью. Есть много книг с чертежами фасадов, домов, книг по дизайну. Была такая замечательная книга "Альбом в русской культуре", там вышивка, рисунок, кружево сочеталось высокой поэзией, философскими сентенциями. Книги Андрея Болотова и его дневники полны зарисовок красивых удобных вещей...

К сожалению в определенной среде было презрение и безразличие к среде, в которой жить людям, всё воспринималось как временное перед будущими постройками, будущей жизнью, мол надо потерпеть в борьбе, а уж там заживем-настроим нового прекрасного. Очень некрасивый мир, злой к человеку, мир разбитых фонарей и запустения- эстетика революционеров.

Самые трудовые люди всегда с художественной жилкой, у них домик и ворота в резьбе, в дому обыденные вещи и инструмент всегда украшены, палисадник ухоженный, между рамами всегда на зиму рябина и хвойные веточки, кухонные прихватки расшиты, кровать с подзорами, прялка расписная, рушники с прошвами и вышивкой. Люди тяжело и много работали, но чудесно украшали быт, не жалели на украшения сил и времени. Эстетика осуждающая уют - антинародная эстетика, эстетика не труженника.

Вот сюда плюс, дом с резными наличниками всегда крепкий, ухоженный, и сад при нем, и палисадник. Сразу видно, что трудовые люди живут

Я росла в провинции в заводском доме среди подружек из рабочих семей и семей инженеров в первом поколении. Идея русской справедливости - идея уважения к труженникам и презрение к голытьбе-лодырям, к безруким. Сделает человек ладную полочку, сошьет красивую одежду ребенку и всегда похваляется :"У меня ничего из рук не выпадет". Пустых мечтателй в этой среде не уважали.

Из писем простых советских людей родне:"Слава Богу живем хорошо: деты сыты, обуты-одеты." ДЕТИ СЫТЫ. Как может трудовой человек презирать сытость, когда за неё он Бога не уставал благодарить?

"презирает материальное благополучие, ...готов мириться с сегодняшними трудностями ради счастливого будущего" - а в чем же оно заключается, это счастливое будущее? Я бы сказала, исторически русский крестьянин был сразу все материальное, что мог, а когда ничего не мог взять, то утешал себя тем, что нынешние трудности приведут к будущим благам, материальным или духовным. А "тест на маршмеллоу" вряд ли в 18 веке прошли бы 100% "русских", понимать ли под этим этнических русских или россиян, да и сейчас, думаю, процент остался примерно тот же, а изменения связаны с образованием, а не с национальностью

Edited at 2017-12-03 20:02 (UTC)

То есть получается, что счастливое будущее для России - это смерть России? Ну, не сытость и благополучие же.

да что ж такого плохого в богатстве? И почему если богат, то бездуховен??? я, кстати, соглашусь с каждым написанным словом - так все и было. Только повзрослев, увидев мир своими собственными глазами, ужаснулась вот этому примату духовного над материальным, который так настойчиво вдалбливался в головы юных и доверчивых. И устыдилась своей ограниченности.
"способен пожертвовать личными интересами ради общего блага, готов мириться с сегодняшними трудностями ради счастливого будущего" - как же это все удобно для жаждущих революционных перемен, для тех, кто настроен воевать. Вместо того, чтобы просвещать народ насчет ценности личности каждого, его жизни, его уникальности и особенности, относиться с уважением даже к самому никчемному, юному сердцу втирают важность общего над личным. Удивительно, родись эти русские в германии и будут они немцами, финнами - в Финляндии.. так нет, родился в России и ждет тебя эта сознательная лепка патриотов: солдат и санитарок.
Про духовное на бездуховном Западе в этом журнале было в комментариях и не раз - (Семен Спокойный, Нотаблер и совсем новенькая goawayIra - я перед их энтузиазмом снимаю шляпу) - и все в песок?

спасибо на добром слове

мне редко говорят приятное на росс. форумах. Тем приятней, когда говорят. :-)

ооо, я с радостью и от чистого сердца;
всегда вчитываюсь в Вами написанное; это же так важно - знать, что ты в своих мыслях не одинок.

бесстыдная самореклама

если хотите сделать мне приятное, почитайте мои статьи в макпарке, он же newsland. Вот, например, об американской медицине: https:∑∑newsland.com∑community∑7759∑content∑ssha-meditsina-i-med-strakhovki∑5570576#?type=article

Каждую ∑ замените /

Читала у Вас давно, как только Вы появились в журнале ЭБ, в качестве знакомства с Вами ,"как увольняют в Америке" - восхитилась Вашей объективностью.
сейчас понравилась статья "Об американских идеалах" - хорошая иллюстрация особенностей, правда нерусского, национального менталитета.

Кстати, среди крупных благотворителей было много выходцев из старообрядческой среды. А подчас и действующих старообрядцев. И на благотворительность они оставляли немалые суммы.

Про комментировать особо нечего, но просто хотел отметиться, что читаю с большим интересом, жду продолжения.
Спасибо вам за посты!

Насчет "русских" революционеров

Вы покопайтесь в источниках. Я сейчас уже не помню на каком именно сайте я прочитала, но явно не у националистов. Большая часть творцов октябрьской революции были одной всем известной ближневосточной национальности. Этнических русских там было не так много.

Re: Насчет "русских" революционеров

Первый состав Совета народных комиссаров Советской России:

Председатель Совета народных комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин) - можете загуглить национальность.
Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков (русский, сын крестьянина)
Нарком земледелия — В. П. Милютин (Русский, родился в семье сельского учителя).
Нарком труда — А. Г. Шляпников (русский, сын старообрядца)
Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Антонов-Овсеенко (Родился в Чернигове, в дворянской семье), Н. В. Крыленко (на 3/4 русский, на 1/4 еврей) и П. Е. Дыбенко (украинец, сын крестьянина)
Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин (Родился в Москве в семье приказчика)
Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский (как ни странно, русский, фамилия досталась от отчима.)
Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)
Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий) - Еврей
Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов) - русский, дворянского происхождения
Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович (поляк дворянского происхождения)
Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)
Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин) - грузин
Нарком по делам железнодорожным — М. Т. Елизаров. (русский, сын крестьянина).
12 ноября в дополнение к Постановлению о создании СНК наркомом государственного призрения была назначена Коллонтай, Александра Михайловна, первая женщина-министр в мире (родилась в Петербурге в обеспеченной дворянской семье).

Справедливости ради:
"Варяг" не героически затонул. Его бездарно затопили на мелководье, а потом японцы его подняли и включили в состав японского флота. Но русские в большинстве своем об этом не знали, им описывали гибель "Варяга" как героическую. Потому что цензура. Здесь мы имеем не только приоритет духовного над материальным, но и приоритет легенды над реальностью.

С мещанами сложно.. мещанин — это человек, живущий «местячковыми» мелкими интересами, не готовый пожертвовать комфортом в интересах всеобщего блага... вот, учитывая сегодняшнюю ситуацию, кого назвать мещанами? Тех, кто поддерживает текущую власть по принципу «вроде меня не трогают пока и ладно, а на вектор развития страны можно и начихать»? Пропаганда же говорит обратное: «вот эта оппозиция, в целях своей выгоды, мешает нам идти всей страной в светлое будущее, думают только о себе и шкурном интересе». Учитывая, что светлое будущее для всех разное и им так легко манипулировать, ворочая то сюда, то туда, вобще бы неплохо от этой идеи отказаться... пусть, может, лучше все будут мещанами тогда и думают только о СВОЕМ интересе, не заморачиваясь об идеях государства, вставания с колен и прочего? Чисто вот по-мешански: мне хорошо живется, мне за мои налоги что вообще делают?

Edited at 2017-12-06 18:56 (UTC)

  • 1