Энгелина Борисовна Тареева (tareeva) wrote,
Энгелина Борисовна Тареева
tareeva

Category:

День рождения Пушкина. Окончание

Печорин не единственный у Лермонтова демонический герой, есть и прямо Демон собственной персоной. Ну, Демон, он и есть Демон, в смысле дьявол . Он отпал от бога и стал его антагонистом. «Печальный демон, дух изгнанья, витал над грешною землёй». Вот он витал, смотрел на мир божий «И все, что пред собою видел, он презирал, иль ненавидел... ». И сам же от этого страдал, поскольку в презрении и ненависти счастья нет. Он вспоминал то время, «...когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним»
Он хотел вернуться к Богу, и почему-то решил, что здесь ему может помочь любовь Тамары. Вот, если Тамара его полюбит, это примирит его с богом. Но так не случилось, хотя соблазнить Тамару ему удалось. Он только зря её погубил. Правда, явился Ангел и отнял Тамару у Демона, так что она всё-таки не погибла. Лермонтов сочувствует Демону, понимает его. У Максима Горького есть описание забавного эпизода. У Горького, как известно, было очень тяжёлое детство и отрочество, да и юность, и от полного отчаяния его спасали только книги. Он читал всякую свободную минуту. И когда он работал в пекарне, то в выпадавшие свободные минуты читал вслух своим товарищам по работе. Так он прочёл «Демона». Все были растроганы, и один из слушателей сказал: «Вот человек! Черта заставил пожалеть!». И ведь правда, заставил, Демона очень жалко, а Тамару не жалко.

Или вот Арбенин в «Маскараде» убил свою ни в чем ни повинную жену. Нина любила его, была ему верна, а он все терзался немотивированной ревностью, не умел доверять, не мог поверить в любовь. Понять чистую любящую душу ему было не дано. И до того дотерзался, что взял и отравил Нину. И Лермонтов сочувствует не Нине, а Арбенину, не жертве, а убийце. Помните, как роскошно, с каким блеском Арбенина играл Мордвинов в фильме Герасимова, где тамара Макарова сыграла прелестную Нину. Как Мордвинов сказал, подходя к карточному столу: « Не откажите инвалиду... Хочу я посмотреть, что скажет мне судьба, и даст ли нынешним поклонникам в обиду она старинного раба». Эта реплика с неповторимыми мордвиновскими интонациями прямо вошла в меня навсегда. И я использую эту цитату кстати и не кстати, пытаясь повторить эти интонации. Например, если хочу включаться в какую-нибудь дискуссию, даже когда прошу слова на собрании в «Яблоке».

С фильмом Герасимова Лермонтову повезло. Там все играли блестяще, и Арам Хачатурян специально для этого фильма сочинил удивительный вальс. И все это - настоящий Лермонтов.
Сегодня все иначе. Недавно я видела по телевизору отрывки из вахтанговского спектакля «Маскарад», кажется, поставленного Римасом Туминасом. Бал происходит под открытым небом, Лермонтовские герои катаются на коньках, произносят лермонтовский текст, лежа на спине на снегу и другая ногами в коньках. Зрители и критика в восторге.

frese считает, что разница в жизненной позиции Пушкина и Лермонтова и их мировосприятии связана с тем, что Пушкин жил в эпоху общественного подъёма после победы над Наполеоном, а Лермонтов – в эпоху упадка после разгрома декабристов. Можно видеть причину в этом. А можно видеть её в том, что Пушкин был Близнец, а Лермонтов – Скорпион, причём более законченного Скорпиона трудно себе представить. Можно также искать причины в генетике: прадед Пушкина был чернокожий, а восьмушка негритянской крови – это серьёзно. Можно полагать, что Пушкин обладал тем, что биологи называют «гибридной силой», а предки Лермонтова, какой бы национальности они ни были, все принадлежали к белой расе. Можно видеть причины также в том, что у Пушкина и Лермонтова было разное детство, а характер со всеми комплексами формируются в детстве. Лермонтов рано потерял мать, бабушка выгнала его отца, и отец почему-то с этим смирился. Бабушка Лермонтова – вельможная и влиятельная Арсеньева – безумно любила внука. Но любила она его деспотической любовью. История его детства напоминает мне историю Павла Санаева, изложенную им в повести «Похороните меня за плинтусом» и в фильме по этой повести, где бабушку гениально сыграла Светлана Крючкова. Бабушка вообще сыграла в жизни Лермонтова роковую роль. Он очень хотел выйти в отставку, но бабушка не разрешила. Она не теряла надежды на то, что внук её сделает военную карьеру, другой карьеры для мужчины она себе не представляла. Она постоянно вмешивалась в служебные дела своего внука, хлопотала за него перед начальством, и этим ставила его в ложное и смешное положение. Если бы он в 1839 вышел в отставку, посвятил бы себя целиком литературному труду, который давал удовлетворение и покой, то никакой дуэли не было бы, и возможно, он прожил бы долгую жизнь. На пользу русской литературе и нам с вами.
Но нас интересуют не причины того, что Пушкин и Лермонтов «столь различны меж собой», а суть этих различий.


Продолжение следует
Tags: Пушкин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments