?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
День рождения Пушкина. Окончание
tareeva
Печорин не единственный у Лермонтова демонический герой, есть и прямо Демон собственной персоной. Ну, Демон, он и есть Демон, в смысле дьявол . Он отпал от бога и стал его антагонистом. «Печальный демон, дух изгнанья, витал над грешною землёй». Вот он витал, смотрел на мир божий «И все, что пред собою видел, он презирал, иль ненавидел... ». И сам же от этого страдал, поскольку в презрении и ненависти счастья нет. Он вспоминал то время, «...когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним»
Он хотел вернуться к Богу, и почему-то решил, что здесь ему может помочь любовь Тамары. Вот, если Тамара его полюбит, это примирит его с богом. Но так не случилось, хотя соблазнить Тамару ему удалось. Он только зря её погубил. Правда, явился Ангел и отнял Тамару у Демона, так что она всё-таки не погибла. Лермонтов сочувствует Демону, понимает его. У Максима Горького есть описание забавного эпизода. У Горького, как известно, было очень тяжёлое детство и отрочество, да и юность, и от полного отчаяния его спасали только книги. Он читал всякую свободную минуту. И когда он работал в пекарне, то в выпадавшие свободные минуты читал вслух своим товарищам по работе. Так он прочёл «Демона». Все были растроганы, и один из слушателей сказал: «Вот человек! Черта заставил пожалеть!». И ведь правда, заставил, Демона очень жалко, а Тамару не жалко.

Или вот Арбенин в «Маскараде» убил свою ни в чем ни повинную жену. Нина любила его, была ему верна, а он все терзался немотивированной ревностью, не умел доверять, не мог поверить в любовь. Понять чистую любящую душу ему было не дано. И до того дотерзался, что взял и отравил Нину. И Лермонтов сочувствует не Нине, а Арбенину, не жертве, а убийце. Помните, как роскошно, с каким блеском Арбенина играл Мордвинов в фильме Герасимова, где тамара Макарова сыграла прелестную Нину. Как Мордвинов сказал, подходя к карточному столу: « Не откажите инвалиду... Хочу я посмотреть, что скажет мне судьба, и даст ли нынешним поклонникам в обиду она старинного раба». Эта реплика с неповторимыми мордвиновскими интонациями прямо вошла в меня навсегда. И я использую эту цитату кстати и не кстати, пытаясь повторить эти интонации. Например, если хочу включаться в какую-нибудь дискуссию, даже когда прошу слова на собрании в «Яблоке».

С фильмом Герасимова Лермонтову повезло. Там все играли блестяще, и Арам Хачатурян специально для этого фильма сочинил удивительный вальс. И все это - настоящий Лермонтов.
Сегодня все иначе. Недавно я видела по телевизору отрывки из вахтанговского спектакля «Маскарад», кажется, поставленного Римасом Туминасом. Бал происходит под открытым небом, Лермонтовские герои катаются на коньках, произносят лермонтовский текст, лежа на спине на снегу и другая ногами в коньках. Зрители и критика в восторге.

frese считает, что разница в жизненной позиции Пушкина и Лермонтова и их мировосприятии связана с тем, что Пушкин жил в эпоху общественного подъёма после победы над Наполеоном, а Лермонтов – в эпоху упадка после разгрома декабристов. Можно видеть причину в этом. А можно видеть её в том, что Пушкин был Близнец, а Лермонтов – Скорпион, причём более законченного Скорпиона трудно себе представить. Можно также искать причины в генетике: прадед Пушкина был чернокожий, а восьмушка негритянской крови – это серьёзно. Можно полагать, что Пушкин обладал тем, что биологи называют «гибридной силой», а предки Лермонтова, какой бы национальности они ни были, все принадлежали к белой расе. Можно видеть причины также в том, что у Пушкина и Лермонтова было разное детство, а характер со всеми комплексами формируются в детстве. Лермонтов рано потерял мать, бабушка выгнала его отца, и отец почему-то с этим смирился. Бабушка Лермонтова – вельможная и влиятельная Арсеньева – безумно любила внука. Но любила она его деспотической любовью. История его детства напоминает мне историю Павла Санаева, изложенную им в повести «Похороните меня за плинтусом» и в фильме по этой повести, где бабушку гениально сыграла Светлана Крючкова. Бабушка вообще сыграла в жизни Лермонтова роковую роль. Он очень хотел выйти в отставку, но бабушка не разрешила. Она не теряла надежды на то, что внук её сделает военную карьеру, другой карьеры для мужчины она себе не представляла. Она постоянно вмешивалась в служебные дела своего внука, хлопотала за него перед начальством, и этим ставила его в ложное и смешное положение. Если бы он в 1839 вышел в отставку, посвятил бы себя целиком литературному труду, который давал удовлетворение и покой, то никакой дуэли не было бы, и возможно, он прожил бы долгую жизнь. На пользу русской литературе и нам с вами.
Но нас интересуют не причины того, что Пушкин и Лермонтов «столь различны меж собой», а суть этих различий.


Продолжение следует
Метки:

  • 1
Спасибо, Энгелина Борисовна, замечательно, что вы позволяете открыть заново русскую литературу. Однако, пардон. Я немного в сторону. У меня не сложилось из горьковских же книг впечатления, что детство Горького было таким уж тяжелым ни в моральном, ни в материальном плане. По сравнению с жизнью крестьянских детей точно, а ведь есть еще герои Короленко и Диккенса.. А столь любимый мной Лермонтов был все-таки психопатической личностью и нарвался бы на дуэль и в отставке.

Если уж у Горького детство было не тяжёлым, то у кого оно вообще было тяжёлым?

Очевидно у тех, кто умер в детстве. Впрочем, вот реальный пример.
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/821955.html?page=2

Ну это да, тут и возразить нечего. Но значит ли это, что у выживших детей, доживших до взрослого возраста, детство не было тяжёлым уже по самому факту, что не умерли?

Согласитесь, что если человек стал успешным автором и прожил совсем некороткую жизнь, то значит в детстве он что-то хорошее получил и в плане умственного развития и здоровья.

Порой подобное осуществляется не благодаря, а вопреки.

Это смотря что. Пардон, если в детстве ни необходимых питательных веществ и микроэлементов, ни пищи для ума, то будет, как написано у Маяковского:"В голове у Вилли мало извилин, мало всходов, мало посева."

Хорошо, будем считать детство Горького счастливым, деваться некуда. Ему доставались микроэлементы, и это сделало его великим писателем.

Интересно, почему для вас есть только крайности? Трудное детство? Естественно, если бы ему не хватало такого микроэлемента, как йод, то ему бы не светило даже писать научиться, дефицит йода во младенчестве проявляется кретинизмом. Детство Горького отличалось от описанного Короленко в "Детях подземелья". Не без проблем конечно, но дед им занимался, бабушка любила, родители тоже, хоть и ушли рано, но ведь тогда это было совсем не редкостью. Раз выжил после заражения холерой, значит иммунитет неплохой, а значит питался нормально. И главное, ему было что написать о своем детстве, а это говорит о том, что жизнь у него была насыщенной и было откуда пополнять словарный запас. Так что скорее ему повезло.

Великолепное литературоведение, читается с большим интересом. Жаль, что вы перестали рассказывать свои воспоминания, но это тоже интересно. Смотришь на давно знакомое словно на новое, открываешь новые глубины.
"Демона очень жалко, а Тамару не жалко". А почему её не жалко? Вот странно!
Вопрос по ведению блога: почему в метках к этой записи стоит только "Пушкин"? Разве Лермонтова тут нет? Мне кажется, здесь его даже больше, чем Пушкина.

  • 1