?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Из старого архива
tareeva
Дорогие френды, помощники мои разбежались кто куда, кто в отпуск, и мне на этой неделе не удалось закончить разговор о Пушкине и Лермонтове, об Онегине и Печорине. Надеюсь, на следующей неделе мне больше повезёт. Но чтобы место в журнале не пустовало, я решила достать из архива и поставить пост не пошедший в своё время. Хочу сказать по этому поводу ещё несколько слов. В июне прошлого года ни канале НТВ показали полнометражный документальный фильм Мумина Шакирова «Холокост — клей для обоев», ставший знаменитым. Я обсудила этот фильм с Игорем Яковлевым, который бывает у меня регулярно,
и узнала, что Игорь знаком с Мумином Шакировым. Я просила Игоря передать Мумину привет, хотя сомневалась, что он меня помнит, мы с ним познакомились 23 года назад и однажды он был у меня в гостях. Но оказалось, что Мумин меня помнит и хочет встретиться. И он пришёл ко мне вместе с Игорем. За 23 года мы оба очень изменились, но оба обрадовались встрече. Мне было интересно говорить с ним, он был полон планов и идей, не знаю, насколько ему удаётся их реализовать.


А теперь целиком пост из архива.

Дорогие френды, у нас с вами был разговор о фильме Мумина Шакирова «Холокост — клей для обоев». И тогда я сказала, что знаю и люблю этого режиссера давно, с 1993 года, когда в Киноцентре на фествале «Вторая премьера» посмотрела его дебютный полнометражный художественный фильм «В Багдаде все спокойно». (Режиссер этого фильма М.Мухаммадиев потом взял псевдони М .Шакиров). И я тогда сказала, что написала рецензию на этот фильм не для того, чтобы участвовать в конкурсе рецензий, а для того, чтобы объяснить создателям фильма, как мне понравился их фильм, и что я в нем увидела. Сейчас я нашла у себя эту рецензию и хочу ее вам показать.

Я порекомендовала бы вам посмотреть фильм, но, к сожалению, пока вы сделать этого не можете, из-за конфликта с продюсером Мумин Шакиров не может показывать этот фильм. Такое случается. Так было с великим режиссером Рустамом Хамдамовым, из-за конфликта с продюсером никто не увидел его фильм «Анна Карамазофф», который был показан на Каннском кинофестивале, так случилось с Юрием Карой, за свой фильм «Мастер и Маргарита» он судился с продюсером 20 лет, здоровье положил на эту тяжбу, надежду потерял, но все-таки выиграл, и мы увидели этот фильм через 20 лет после того, как он был создан. Мумин Шакиров тоже судится с продюсером уже 23 года, но не теряет надежды. Не будем терять надежды и мы.

Теперь что касается рецензии. Я писала ее не для зрителей и не для потенциальных зрителей, а для создателей фильма. Поэтому я мало рассказала о самом фильме, и из моей рецензии вы вряд ли получите о нем представление. Я ничего не сказала даже об игре актеров, а она была прекрасной. В этом фильме Семен Фурман, которого я вообще считаю великим актером, сыграл чуть ли не лучшую свою роль, а может быть и лучшую.

Это было в «Багдаде»

Мне понравился фильм «В Багдаде все спокойно», снятый режиссером М. Мухаммадиевым по сценарию Р. Кубаева, этот фильм доставил мне радость. Возможно, этот фильм не совершенен, совершенство недостижимо, возможно, у него есть недостатки, но я их не заметила, мне было не до того, я наслаждалась и удивлялась. В этом фильме есть что-то особенное, чего нигде не было, с чем зритель сталкивается впервые, чего словами не определить, а это ведь в искусстве самое главное, не так ли?

Ситуация в фильме показана самая что ни на есть распространённая. В стране, а может быть в городе, словом «в Багдаде», идет борьба то ли двух ветвей власти, то ли двух лидеров, то ли… в общем борьба правящих элит, где народ выступает как объект, которым легко манипулировать с помощью популистских лозунгов, подачек и невыполнимых обещаний. Словом, все как у людей.

Но главное, конечно, не что показано, а как, и вот это «как» я, не профессионал, проанализировать не сумею. Все, что я могу, это несвязный разорванный поток впечатлений, каковой и предлагаю.

Смешение среднеазиатского и русского (смешение, существующее, похоже, не только в фильме) дает этому фильму то, что биологи называют «гибридной силой». Эта могучая сила жизни создает поле, притягивающее, подобно полю гравитационному.

Это фильм легкий, но не легкостью воздушного шарика, а той трудной легкостью, которой конструкторы добиваются от больших и сложных машин.

И еще фильм мудрый, остроумный, безумно смешной, конечно, печальный, яркий, живописный, прямо-таки расточительно щедрый и изобильный, всего так много и все так интересно, что просто не знаешь, куда смотреть.

Это, конечно, карикатура, гротеск, но в то же время я не сомневаюсь, что это правда, и в моем представлении о Востоке к Востоку Киплинга и Н. Тихонова теперь прибавится Восток Мухаммадиева-Кубаева, самый, вероятно, современный. Там живут, как мы знаем, убежденные фундаменталисты, но с минарета звучит что-то итальянское, в неаполитанском духе, и ничего, сходит. Потому что «правильные» слова и мелодию кто знал, за 70 лет забыл, а кто не знал, того и Санта-Лючия устроит, ведь в сущности, если правду говорить, в глубине души это всем до лампочки, как марксистская философия чапаевцам. (Как бы авторов не постигла судьба Салмана Рушди – тьфу-тьфу, не накликать).

У авторов нет особых иллюзий относительно человека. И ладно. Не с чего ему звучать уж очень-то гордо. Но все же среди этого безобразнейшего и прекраснейшего из базаров самый испорченный мальчишка, нечестными путями добившись того, что ему отдают в жены дочь правителя, уходит из-под венца к своей прежней возлюбленной. Может тут особенно и нечему радоваться, может с этой женщиной его связывает не «большое и чистое» чувство, а низменная страсть, и все-таки приятно, когда низменную страсть к женщине так безоглядно предпочитают благородной страсти к власти.

Можно много говорить о предметном мире этого фильма, здесь каждая деталь – находка, каждая находка работает. Следует написать также об актерских удачах, их много, главная – роль Дуче. Можно сказать, с каким остроумием и грацией в фильме обыгрывается множество до боли знакомых кинематографических клише, что доставляет зрителю большое удовольствие. Можно цитировать текст диалогов – животики надорвешь. Но если это делать – никогда не кончишь.

Нельзя не написать о смехе. Каким нужно обладать душевным и нравственным здоровьем, чтобы смеяться над тем, что естественно воспринимать как трагедию. Но разве смех – не самая естественная реакция на глупость, нелепость, абсурд. К тому же надо как-то выжить и остаться человеком. Смех здесь как бы имеет сложную партитуру. Здесь и мудрая ирония, и бесстрашная самоирония, и могучий раблезианский хохот.

Вообще раблезианское начало, раблезианская стихия явственно присутствует в фильме, может и неведомо для авторов. С молодым оптимизмом авторы верят, что все в конце концов уладится, не может не уладиться, как не может жизнь не победить. Один из возможных вариантов счастливого конца они показывают. Примирение состоялось, долгожданный консенсус достигнут, конец борьбе. Единение. Теперь народом Багдада будут править они оба: Дуче-дурак и хам и Кайзер, ставший кардиналом – прожжённый мерзавец с уголовным прошлым. Незавидные правители и не может быть, чтобы какой бы то ни было народ заслуживал таких. Но хоть не стреляют… пока.

Я хочу сказать, что, когда сам живешь в порядочном-таки «Багдаде», хорошо посмотреть такую ленту. Я в долгу перед М. Мухаммадиевым и Р. Кубаевым, я им обязана по-крупному. Молодые таджикские кинематографисты заразили меня своей надеждой.

  • 1

линк на фильм?

К стыду своему, я не слышал ни об этом фильме, ни об этом режиссере. Не могу найти линк, чтоб посмотреть. Кто-нибудь может помочь?

  • 1