?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Сегодня день рождения Пушкина. Продолжение 3
tareeva
Онегин полюбил Татьяну. Написал ей, она не ответила. Он продолжал писать, она не отвечала. Он ездил в дом, она принимала его холодно, не отличала от других гостей. Онегин изведал страдания неразделенной любви, страдал на полную катушку. Пушкин подробно описал его страдания. Исстрадавшийся и морально и физически, доведенный до отчаяния Онегин едет к Татьяне днем, не в часы приема гостей, он вбегает, если не сказать врывается в спальню и видит:

Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.

Читает она конечно же письмо Онегина. Онегин бросается перед ней на колени и дальше следует объяснение. Второе объяснение в их жизни и роли здесь несколько изменились. Татьяна говорит:

"Тогда - не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Татьяна не поверила в любовь Онегина. Она сочла, что в основе этого чувства, которое Онегин, возможно, искренне принимает за любовь, лежит всего лишь тщеславие. Она говорит:

А нынче! - что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

Вот видите, не любви, а «чувства мелкого». И это неудивительно, тщеславие было психологической доминантой многих, окружавших Татьяну людей света. Недаром же Теккерей назвал свой знаменитый роман «Ярмарка тщеславия». А Онегин любил. Он сам от себя этого не ожидал, считал, что не способен на такое чувство, а оно пришло и захлестнуло его как удушье. Эта новая Татьяна, светская дама, безупречная, спокойная, невозмутимая, владеющая собой и при этом достойная собеседница умнейших людей столицы, была для Онегина идеалом женщины. А ведь это он наставлял её «Учитесь властвовать собой», и она научилась. И он догадывался, предполагал, что в ее душе жива прежняя Татьяна, безыскусная, способная на непосредственное чувство и любившая его, в порыве этого чувства написавшая ему то письмо, которое он всегда хранил.

Теперь они оба любили и препятствием для их любви был только брак Татьяны. Она сказала:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна
Значит, если бы не супруг, то они могли бы соединиться и прожить вместе долгую и счастливую жизнь. Конечно семейная идиллия для Пушкина неинтересная тема. В его произведениях счастливой любви не бывает, её нет ни в «Цыганах», ни в «Каменном госте», ни в «Русалке», ни в «Дубровском», она есть у него разве, что в сказках или в «Барышне-крестьянке», тоже похожей на сказку. Но и там любящие соединяются и на этом произведение кончается. Это Гоголь мог написать «Старосветских помещиков», а Пушкину такое было неинтересно. Отношения Онегина и Татьяны кончаются на этом разговоре, а вскоре заканчивается и роман «Евгений Онегин». Роман заканчивается, а жизнь продолжается и мы с вами можем представить себе любое продолжение. Супруг Татьяны мог умереть. В то время мужчины умирали рано. Причины могли быть самые разные, например: «Барин постом грибков поел и в одночасье помер». Апоплексический удар часто был причиной смерти. Много ели, много пили, причем ночью, после этого до утра играли в карты, вообще вели нездоровый образ жизни. Возможно генерал умер, а Татьяна и Онегин поженились и прожили долгую и счастливую жизнь. Я верю, что это так и было, но это выходит за рамки нашей темы. Хочу еще немного сказать об Онегине.

Онегина как и Печорина причисляют к «лишним людям», но он не такой уж лишний. У Онегина есть черты, характерные для будущих «новых людей», для шестидесятников — любимого в те годы критика и публициста Писарева и тургеневского Базарова. Базаров говорил «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И Онегин не воспринимал природу как храм, ему больше нравилось культурное пространство, созданное человеком. Базаров презирал поэзию и считал, что нужны только книги, которые помогают дело делать и Онегин:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.

Онегин не только предпочитал труды экономистов стихам, в которых «не мог он ямба от хорея как мы ни бились, отличить», он новейшие экономические теории воплощал в жизнь.

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Он вводил в своем имении серьезнейшие прогрессивные преобразования, которые его соседей помещиков не просто удивляли, а пугали.

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед.
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Вообще, если бы Онегин не убил Ленского, он был бы прямо положительным героем. Но вот это убийство … В него трудно поверить, оно не вытекает из характера Евгения. Похоже, что Евгений стал просто жертвой авторского произвола, Пушкин ему это убийство насильно навязал из чисто литературных соображений, чтобы придать сюжету драматизм и чтобы у Онегина была причина уехать из деревни. Когда я преподавала в школе, я своим ученикам так и говорила, что Онегин не убивал Ленского, а Пушкин возвел на него напраслину. Но теперь я думаю иначе. Если даже Базаров, презиравший все эти «дворянские штучки», такие как дуэль, глубочайшим презрением, не смог отказаться, не принять вызов Павла Петровича, потому что испугался, что Павел Петрович, которого он также глубоко презирал, сочтет его трусом, и Базаров не только принял вызов Павла Петровича, но стрелял и ранил противника, то что уж говорить об Онегине. Онегин принимал дворянский кодекс чести и отказаться от дуэли не мог. А когда стоишь на линии огня и видишь направленное на тебя дуло пистолета, то тут разум отключается и срабатывает инстинкт. Вот так это и получилось.

Продолжение следует.


  • 1
Интересно вас читать, Энгелина Борисовна! Прямо погружаешься в школьные годы! У меня в тетрадке по литературе за девятый класс перечислены положительные качества Онегина и далее написано: "Все эти положительные качества могли привести Онегина в ряды декабристов, но Пушкин не показал дальнейшего пути Онегина. Мог ли Онегин стать декабристом? Конечно, мог." А вы ему прочите счастливую жизнь с Татьяной, когда/если умрёт её муж, ни в чём не повинный. Это странный поворот. Я ни разу после прочтении романа не думала в этом ключе, для меня та сцена, где они объясняются в последний раз, она полная и окончательная. Онегин прозевал своё счастье, теперь уж ничего не сбудется. Вы ему сильно симпатизируете, даже дуэль для вас почти не была, её придумал Пушкин. Так он вообще всё придумал и в первую очередь Татьяну. Это его идеал, которого никогда не было на свете. Более всего неправдоподобно превращение сельской дикарки в безупречную светскую даму.

НЕ такая она уж и дикарка! Начитанная барышня, великолепно владевшая французским, с развитым воображением и поэтической, даже артистической тонкой душой - в романе она - единственный поэт, если говорить не о написании виршей, а о мировосприятии.
Пушкин не придумал Татьяну, у нее был прототип.

Ну, дикарка не так уж буквально, но сельская барышня, очень далёкая от светской жизни. Начитанная-то начитанная (французскими романами "про любовь"), с великолепным (кто это сказал?) французским, но "изъяснялася с трудом на языке своём родном". Французский был в ту пору у всех дворян, это не является каким-то особым её достоинством.
А кто был её прототипом? Что-то это обстоятельство прошло мимо меня.

Кто сказал? Автор. А изъяснялася с трудом - письменно! Не разговаривала же она с трудом! :)
Французский у помещиков мог быть ужасным - тому масса примеров в литературе. Хороший французский был несомненным достоинством, ведь это было и для Онегина пропуском в свет.
Воспитание в глуши было менее строгим, более вольным, но не настолько, чтобы, выйдя замуж и переехав в столицу, девушка не могла быстро перенять сдержанность, принятую в городе. Кроме того, в Татьяне была и гордость, и цельность, и сдержанность изначально ("про моды беседы с ними не вела", не открывала свое сердце в ответ на девичьи откровения подруг).

Про прототип есть много работ литературоведов, всяческие гипотезы и догадки, есть ссылки на сам роман и прочие знакомства Пушкина. Конкретное имя я вам не назову, хотя иногда и оно звучит.

Именно что разговаривала с трудом, и тут нет ничего удивительного. Сам Пушкин научился русскому только благодаря своей няне. Если бы разговаривала нормально, отчего будут трудности что-то писать? Разве что грамматические ошибки, но не строй речи, не лексикон. У Пушкина это вроде бы довольно ясно сказано:
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном...
Я, кстати, немного исказила цитату - "выражалася", а не "изъяснялася", но это не меняет сути.
Прототипа вы не знаете, и его, я думаю, не было. Литературоведы могут строить свои догадки, на то они и литературоведы. Скорее всего он что-то взял от каких-то знакомых ему женщин, как оно и бывает у всех творцов, но главное, чудесное преображение Татьяны, он придумал. Разумеется, это моё мнение, а вы можете считать иначе. Мне не очень хочется спорить по этому мелкому поводу.

Вы всерьез считаете, что Татьяна с трудом говорила по-русски? А ведь, следуя вашей логике - у нее тоже была няня! На каком они интересно разговаривали?
Вы привели отрывок из строфы, там речь идет о письме! Письменно она "изъяснялася с трудом" и "плохо знала". Перечитайте роман.

Почему вы так агрессивно-категоричны? Я вас чем-то задела? Поколебала ваш литературоведческий авторитет? Вы, действительно, мало знаете и мало читали для подобных выводов. Ничего в этом нет обидного - в чем-то другом вы преуспели. Не везде же возглавлять!

Сдаётся мне, что тут кто-то другой агрессивно-категоричен. Вы меня абсолютно ничем не задели, вот разве что сейчас - голословным утверждением, что я мало знаю и мало читала. Это, знаете ли, как-то чересчур самонадеянно с вашей стороны - утверждать подобное о совершенно незнакомом вам человеке. На этом давайте закончим. Я ведь не заставляю вас считать, что Татьяна с трудом говорила по-русски, вы можете оставаться при своём мнении. В чём проблема? Может быть, я и ошибаюсь, кто его знает. У меня сложилось такое впечатление, я попробовала довести его до вас, но у меня не получилось, ну и ладно. Вы меня не переубедили, а я вас, это бывает сплошь и рядом во всех спорах, не о чём беспокоиться. Не мы первые, не мы последние. Мир-дружба-жвачка! Да здравствует Пушкин, наше всё!

Вы правы - я была неоправданно резка. Прошу прощения.
Согласна: Пушкин - наше все! :)

Я рада, что недоразумение исчерпано.:)

Онегин стал бы знатным блогером. А может и троллем ))). Ирония, интеллект, начитанность, эгоизм, любовь к парадоксальным поступкам присущи самым популярным блогерам ЖЖ )

Лотман подробно разьирает сцену дуэли с трчки зрения дворянина того времени и дуэльного кодекса. В общем, современнику Пушкина было очевидно, что Онегин сделал все, чтобы луэль сорвать. Опоздал, секундант-слуга... Закревский мог на этом основании дуэль отменить. Обязан был попросить соперников примириться. Он этого не сделал. Дуэлянты идут к барьеру, Онегин стреляет сразу, с далекого расстояния. Вероятность попасть мала, он отдает преимущество Ленскому - пролети пуля мимо, и тот имел бы право потребовать от Онегина подойти к барьеру и расстрелять его чуть не в упор. Но...


Выстрелить в воздух, кстати, не вариант, это нарушение правил, и Ленский счел ьы себя оскорбленным (у Лотмана это лучше и яснее написано).


Короче, грамотный секундант разрулил бы это недоразумение, но им попался Закревский(


но им попался Закревский
он им не попался,его Пушкин придумал,для закручивания сюжета,и Онегина тоже он наказал- за то нравоучение невинной девушке за любовь
Александр Сергеевич хорошо знал,что в этой жизни за всё надо платить,ну или расплачиваться

Онегин не мог быть положительным героем - он сибарит, прожигающий легкомысленно жизнь. Заметьте, он всюду опаздывает - к друзьям ("вошел - и пробка в потолок" - пир горой и начался без него), в театре идет по ногам, пробираясь к месту. И уходит отовсюду, не дождавшись конца (от друзей:"еще бокалов жажда просит..."), из театра, когда на сцене еще пляшут и поют.
Он ни во что не вникает, летит по поверхности жизни. Даже его чтение Адама Смита пустое, именно потому, что "отец земли отдавал в залог", хотя и слушал бредни своего сына.
Такое же легкомыслие проявил он с Ленским. Вот и результат - "а счастье было так возможно, так близко". Но увы! Время не прощает такого к нему отношения. А он жил, "часов не наблюдая".

Энгелина Борисовна, а как Вы определяете страсть? Это то, что любовь? Тогда что такое страстная любовь? А любовь без страсти это уже не любовь?
Мне кажется, чувства Онегина определены исключительно желанием обладать недоступным и в них ни разу нет любви. И я думаю, заполучи он желаемое, он бы скис, стало бы ему с ней скучно. Ну как Вронскому с Анной. А у Татьяны к нему просто любовь. Мне кажется способность любить - это дар и только когда ты им обладаешь, то можно - понимая про "сердце", "ум", про "быть чувства мелкого рабом" - об этом так, как это у Татьяны:"я вас люблю, (к чему лукавить?)"

  • 1