?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
К столетию. Гражданская война. Продолжение-2.
tareeva
Сначала я хочу ответить на один комментарий bkl к предпоследнему посту.

Вот его текст:

«Отцу Александру Меню не лекции как-то задали вопрос: что делать, чтобы евреи не лезли в православие?»

Не было этого, не надо лгать. Это грех, особенно если вы думаете, что вы верующая».

Этот комментарий меня несказанно удивил. Можно было сказать: Энгелина Борисовна, Вы ошибаетесь, вероятно Вас неправильно информировали или что-нибудь в этом роде. Но автор комментария обвинил меня в намеренной лжи. Я сознательно обманываю своих читателей с какой-то непонятной, но несомненно дурной целью. Удивительно то, что автор комментария думает, что не только слышал все лекции Александра Меня, но и запомнил все вопросы и ответы на них. Удивительная самоуверенность.

А я сказала правду. Сама я этого разговора не слышала, я уже писала, что при жизни отца Александра Меня я была неверующей и на его лекции не ходила. Об этом разговоре мне рассказали мои дети, а потом я прочла о нем в книге «Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей», изданной в Москве Фондом имени отца Александра Меня. Эта книга выдержала несколько изданий. Составитель книги Анастасия Яковлевна Андреева — моя сватья, мать моего зятя. Сама идея книги принадлежит моему зятю, а моя дочь принимала участие в ее составлении. Это был очень большой труд. Некоторые слушатели приносили на лекции кассетные магнитофоны и записывали лекцию, а также вопросы слушателей и ответы. К сожалению, записаны далеко не все лекции. При составлении книги, на которую я ссылаюсь, нужно было расшифровать аудиозаписи, которые были не лучшего качества. Этим занималось несколько человек, в том числе моя дочь. Слушателя, задавшего вопрос, о котом мы сейчас говорим, волновало не столько то, что евреи лезут в православие, сколько то, что некоторые из них становятся православными священниками. Отец Александр сказал, что если вы не хотите видеть евреев в православных храмах, то начать нужно с того, что вынести из этих храмов все изображения Богоматери, Святой Магдалины, Святого Павла и всех апостолов — все эти люди были евреями.

Он сказал по этому поводу еще много интеренесного, и вы, если захотите, можете все это прочесть в названной мною книге.


Теперь вернем к Гражданской войне. В прошлом посте я писала про белых, и продолжим про них. Перескажу то, что прочла у Владимира Максимова. Он описывает собрание в Ростове, в самом большом зале города, на котором присутствующим было объявлено о том, что создана Добровольческая армия, которая будет воевать с большевиками, с красными. Зал встретил это сообщение овацией, бурными криками одобрения. Стоявший на сцене спросил, есть ли в зале те, кто хочет вступить в Добровольческую армию. Послышались возгласы «Есть! Есть!» Присутствующим объяснили, что в вестибюле за столом сидит есаул, у которого можно записаться добровольцем. У есаула записалось из сотен молодых людей, сидевших в зале — 18 человек. Есаул их записал и сказал, что через 3 дня они должны явиться с вещами, и их направят в часть. Через три дня из восемнадцати пришло трое. Среди записавшихся и потом пришедших, был молодой человек по фамилии Шапиро (не помню как его звали), сын зубного врача. Собственно, это произведение Владимира Максимова посвещено именно ему. Шапиро прошел с Добровольческой всю войну, оказался в эмиграции, и до конца своих дней был в РОВСе, кажется руководителем контрразведки.

Легенда белого движения - «Ледовый (Ледяной) поход». К участникам Ледового похода, они же первопоходники, относятся как к героям прямо-таки античного масштаба. Они все были награждены всеми возможными орденами, медалями и прочими знаками отличия. Что же такое был этот поход и чем была вызвана его необходимость. Донское казачество Добровольческую армию не поддержало, и ей не удалось отстоять Ростов. В то время как шли бои за Ростов в городе было 16 тысяч офицеров, не участвовавших в войне. Город сдали, и так как донское казачество белую армию не поддерживало, ей пришлось уйти на Кубань к Екатеринодару. Вот этот поход от Ростова до Кубани вроде бы не очень большое расстояние, это и есть знаменитый Ледовый поход. Шли с боями, потери были большие. Но вся эта история о том, что «Россию, которую мы потеряли» мало было желающих защищать и в русской армии и в народе, вот даже казаки не поддерживали.

Из белых военачальников я отношусь с уважением только к Антону Ивановичу Деникину и к барону Петру Николаевичу Врангелю. У А.И.Деникина потрясающее происхождение из самых народных низов. Такому происхождению мог бы позавидовать любой из руководителей пролетарской революции, никто их них не мог таким похвастаться. Отца А.И.Деникина, крепостного Ивана Деникина его барин отдал в рекруты, в армии тогда служили двадцать лет. За эти годы деревенский парнишка из крепостных дослужился до звания майора. Это ни представить себе, ни понять невозможно. Парнишка должен был обладать какими-то сверхспособностями в военном деле, и не только в нем. Вероятно, эти способности унаследовал Антон Иванович. Он рано начал говорить и говорил по-польски и по-русски (мать Антона была полька и жили они на территории тепершней Польши). В 4 года он бегло читал. Семья жила бедно на пенсию отца, а после смерти отца (мальчику было 13 лет) пенсию уменьшили почти вдвое. Деникин всегда хотел быть военным и после реального училища в 18 лет поступил в военное училище.

Во время Первой мировой войны он командовал бригадой, а потом дивизией, и на линии фронта, где стояли части под командованием Деникина, русская армия побеждала. Потом Деникин стал командующим юго-западного фронта. Деникин отличался личной храбростью, в бою был ранен в руку, но поле боя не покинул.

При Временном правительстве Деникин так же как генерал Корнилов, как и некоторые другие генералы, командовавшие частями юго-западного фронта был посажен в тюрьму в Бердичеве, а потом переведен в тюрьму Быхово. Деникин вспоминает о том, что когда они сидели в тюрьме, то боялись, что солдаты ворвутся в камеру и генералы станут жертвами самосуда, какими стали многие офицеры в частях, в результате действия солдатских комитетов. Об этой расправе над офицерами мы с вами уже говорили, и я ссылалась в частности на книгу поручика Сергея Мамонтова «Походы и кони». После падения Временного правительства генералу Духонину удалось освободить заключенных генералов. Они получили фальшивые документы и с этими документами в одежде простолюдина Деникину удалось пробраться на Дон, где в Новочеркасске он стал одним из создателей Добровольческой армии.

Но, конечно же, я отношусь к нему с симпатией не за полководческий талант. У меня такое ощущение, что и в Первой мировой войне, и в течение всей гражданской войны А.И. Деникин ухитрялся оставаться порядочным человеком, а это более редкое качество, чем полководческий талант. По убеждениям Деникин был кадетом, и он был действительно человеком демократических взглядов, которым никогда не изменял. Когда демократических взглядов придерживается представитель интеллигенции, мне это кажется естественным. Но Деникин был военным с малолетства, и сын военного, был тем, что называется «военная косточка», и демократические убеждения у такого человека вызывают у меня удивление и восхищение. Деникина называли «военный интеллигент», и очевидно так это и было. Во время гражданской войны на территориях, занятых Добровольческой армией, проводились демократические реформы. Разрабатывалось и внедрялось трудовое законодательство, предусматривавшее 8-ми часовой рабочий день и охрану труда. Также разрабатывалась и внедрялась земельная реформа, основанная на раздаче всех казенных земель и части помещичьих, мелким и средним крестьянским хозяйствам. В том, что касается реформ, Деникин был полной противоположностью Колчаку. Колчак стремился сохранять во всем дореволюционные порядки. Он объявил себя верховным правителем России, и хотел передать это звание Деникину. Деникин отказался. Он считал, что вопрос о государственном устройстве России должен быть решен учредительным собранием, а Колчак в Омске учредительное собрание разогнал, а депутатов репрессировал, а затем почти всех уничтожил. Естественно, реализовать намеченные реформы в условиях военного времени Деникину не удалось. Для этого было мало времени, территории переходили из рук в руки.

В Добровольческой армии был период побед, когда она занимала Юг России, а потом направилась в глубь страны, и заняла Курск и Орел. Период побед сменился периодом поражений не по вине Деникина, и в апреле 1920 года командование Добровольческой армией было передано Врангелю.

В эмиграции Деникин ушел от политический борьбы и посвятил себя литературной работе. Он писал много, в разных жанрах: исторические исследования, публицистика, мемуары и настоящая художественная проза. Его книги были переведены на множество языков, не только европейских. Из всего, что он написал, я читала только «Очерки русской смуты». Это произведение поразило меня честностью, и оно обнаруживало у автора несомненный литературный дар. Деникин не участвовал в работе РОВСа, с которым у него были серьезные расхождения, обострившиеся в 1930-е годы после прихода Гитлера к власти в Германии. Многие деятели белой эммиграции поддерживали Гитлера, считали, что у них и у Гитлера есть общий враг — коммунизм, ведь Гитлер объявил крестовый поход против коммунизма. Сотрудничество белой эмиграции с Гитлером подробно исследовал Леонид Млечин, я у него прочла об этом. Деятели белой эмиграции, поддерживающие Гитлера, надеялись, что Гитлер победит в России коммунизм, а потом Россия как-нибудь освободится от немцев или договорится с ними. У Деникина никогда не было таких иллюзий и он никогда не рассматривал Гитлера как возможного союзника в борьбе с советской властью в России. Он всегда считал, что нужно поддерживать не советскую, а Красную армию, и делал для этого, что мог. Сражался не оружием, а пером. Сразу после прихода Гитлера к власти, Деникин понял неизбежность войны между Германией и Советским Союзом, говорил и писал об этом. Многие статьи, брошюры Деникина, на территории, захваченной Вермахтом, были запрещены. Тем не менее немцы искали в нем союзника. В 1942 году они предлагали Деникину переехать в Берлин и возглавить силы белой эмиграции и всех русских, поддерживающих Гитлера. Деникин отказался. Он всегда был бескомпромиссным противником большевиков, но при этом русским патриотом.

После войны Сталин и коммунистическая идеология стали очень популярны в Европе. И Деникин переехал в США. Деникин умер в 1947 году в больнице Мичиганского университета от сердечного приступа.

3 октября 2005 года прах генерала Антона Ивановича Деникина и его жены Ксении Васильевны вместе с останками русского философа Ивана Александровича Ильина и его супруги Натальи Николаевны был перевезён в Москву для захоронения в Донском монастыре.

Вот так получилось, что два человека, при жизни сильно не любившие друг друга, оказались захоронены рядом. Но это только останки, в земле. А в вечной жизни они, конечно, находятся в разных местах.

Продолжение следует.

  • 1
Папа Римский признал, что евреям нет нужды креститься, а РПЦ МП как была жидоедской, жидоедской и пребывает

Папа Римский признал, что евреям нет нужды креститься

Откуда вы взяли эту чушь?

Линки тут не принимаются, но если погуглить pope francis renunciation jewish conversion то выяснится, что это вовсе не чушь, а позиция Папы Римского, каковой надлежит придерживаться всем добрым католикам
Вам стоит подумать о переходе в РПЦ МП, полагаю

Вы пишете: "Русские католики прежде всего русские, а католики уже потом".

1. Я еврейка.
2. Я католичка.

3. Since God has never revoked his covenant with his people Israel, there cannot be different paths or approaches to God’s salvation. The theory that there may be two different paths to salvation, the Jewish path without Christ and the path with the Christ, whom Christians believe is Jesus of Nazareth, would in fact endanger the foundations of Christian faith. (по ссылке, которую вы мне кинули).
Читайте внимательно - там не говорится, что евреям не унжно крещение. Там говорится, что нет спасения не во Христе, но проповедь к иудеям должна быть деликатной, учитывая отягощенное прошлое.

Вы бы хотя бы читали то, на что ссылаетесь, что ли.

Я не нацист, черепа циркулем не меряю, самосознание у Вас русское - значит, русская

36. From the Christian confession that there can be only one path to salvation, however, it does not in any way follow that the Jews are excluded from God’s salvation because they do not believe in Jesus Christ as the Messiah of Israel and the Son of God

That the Jews are participants in God’s salvation is theologically unquestionable, but how that can be possible without confessing Christ explicitly, is and remains an unfathomable divine mystery

Если это не значит, что еврею нет необходимости плевать на могилы предков, дабы обрести Спасение, то не вижу смысла в продолжении дискуссии, но могу посоветовать перейти в РПЦ МП, они с христопродавцев даже обвинения в убийстве Чриста не сняли и не снимут




Очень интересно, спасибо

Спасибо, что рассказали о литературной деятельности Деникина, я ничего из его работ не читал. Поищу, уверен, что в Сети есть.

А что касается антисемитизма - логика здесь бессильна. Войнович писал, что “если уже человек дошел своим умом, что во всем виноваты евреи, его с этой точки никакой логикой не собьешь”. При всем моем уважении к Войновичу хочу его поправить. До антисемитизма ни своим, ни каким-нибудь другим умом дойти нельзя. Только внушение, причем в детстве. Правда, детство может быть не календарное. Скажем, человеку тридцать, а ум как у ребёнка.

А чем Врангель у Вас вызвал уважение?

Кстати, с нетерпением жду продолжения. Я читал, что он был на удивление политически близоруким человеком принесшим много бед своим сподвижникам в эмиграции.

Можно сказать он многих кинул.

Слово кинул не из той эпохи и вероятно не из лексикона Энгелины Борисовны. В годы ее молодости скорее всего говорили "швырнул", а в годы гражданской войны "продинамил" или наоборот.

Ну я не стилист))) и "кинул" отражает суть.Если хотите бросил на произвол судьбы.

Из белых уважение у меня вызывает Каледин.

Не, самоубийц нельзя уважать, даже если предположить, что они так генетически запрограммированы.

Смотря каких самоубийц.Гены в данном случае не причём ,это результат осознания краха.
Вообще гены не влияют на сознание и убеждения,они не влияют на принципы.Никто ни на что не запрограммирован,тут важны характер и обстоятельства.Характер воспитывается(ни храбрыми ни трусами не рождаются,как не рождаются порядочными или подлецами),а обстоятельства таких масштабов возникают по мимо воли одного человека.
Уважение вызывает именно поступок.Сомневаюсь ,что при другом раскладе Каледин покончил бы с жизнью.
Он не сбежал как Деникин и Врангель,не стал сотрудничать с немцами как Краснов и не смирился с красными как Слащёв.

Читаю ваши посты как ликбез по Гражданской войне. Со времени изучения её на уроках истории в школе я никогда ею не интересовалась. Вот разве что некоторые художественные произведения что-то добавили, но очень и очень мало.

  • 1