?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Ответ на комментарии к моему ответу doc.rw.
tareeva
Дорогие френды. Меня обрадовало, что комментариев было много, я читала их с удовольствием, и гордилась вами. Все вы мыслящие люди и интересуетесь общими вопросами, они же «проклятые вопросы». Одни нашли свои ответы, другие продолжают искать, но эти вопросы и эти ответы для всех нас важны. А я знаю множество людей, которые к ним совершенно равнодушны. Они атеисты, потому что атеистами были их родители, и так их учили в школе, или верующие, по той же причине. Самостоятельно они этими вопросами не задавались и ответы не искали. Мне понравились все комментарии, и я почти со всеми согласна. Конечно же, я согласна со всем, что в комментариях говорилось о науке. Я согласна с комментариями maximalik с комментарием elena_sheo и многими другими.

Но я все-таки думаю, что академик Иван Павлов был человеком верующим. Он ходил в церковь, после смерти его отпевали в церкви согласно с его завещанием. А если однажды он сказал о себе другое, то это легко понять. Он работал в советском государственном учреждении, его научные исследования финансировало Советское государство, и ради возможности продолжать эти исследования можно было пойти на компромисс.


Еще я не согласна с теми, кто говорит, что человек придумал бессмертие души из страха перед смертью. Мне кажется, что бессмертие гораздо страшнее, чем смерть, и бесконечность страшнее любого конца. Об этом известный монолог Гамлета «быть или не быть».


Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А тот, кто снёс бы униженья века,

Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда б не неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств.

Как видите, Гамлет считает, что человек был бы абсолютно бесстрашным, если бы считал, что смерть — это конец всего. Но он знает, что смерть — это не конец и не знает, что его ждет за гробом и только этот страх перед бессмертием заставляет его мириться со злом и терпеть невыносимые страдания в этой жизни. Трагедия эта написана давно, а Шекспир был большим знатоком человеческой природы.

Отвечу на вопросы, адресованные мне. zewgma меня спросила, «Уже ваши дедушка и бабушка были марксистами???»

- Да, были.

Я о них подробно рассказала в своих воспоминаниях, наверное, в 2009 году, но для тех, кто читает только фейсбук, коротко повторю. Мой дедушка со стороны отца, его звали Давид, родился примерно в 1875 году. И в конце 90-х годов стал членом РСДРП. Когда на П съезде РСДРП, проходившем в 1903 году в Лондоне, партия раскололась, дедушка остался с Лениным, стал большевиком. Мой дедушка старый «искровец». Его жена, моя бабушка Ева, всегда была его соратницей, и тоже была членом партии. В Екатеринославе они были агентами «Искры», и партия и газеты тогда были запрещены, и они были подпольщиками. Бабушка держала кошерную столовую, которая на самом деле была партийной явкой, и доходы от неё поступали в партийную кассу. Поскольку на вывеске было написано, что столовая кошерная, то предполагалось, что хозяева её верующие благочестивые люди, которые готовят для таких же людей, и поэтому долгое время столовая у полициии подозрения не вызывала. Но все же полиция на неё вышла. Бабушкина соседка заметила направляющихся к бабушкиному дому полицейских, подбежала к окну столовой, и крикнула об этом бабушке. В доме была небольшая пачка газеты «Искра». Бабушка развернула газеты, завернула в них моего папу, который был младенцем, сверху завернула его в одеяло, и все время обыска держала орущего младенца на руках. При обыске ничего не нашли. Бабушка любила рассказывать такие истории, а их было множество. После революции какое-то время дедушка был в городе то ли председателем горсовета, то ли секретарем горкома. Но, когда гражданская война кончилась, революция окончательно победила, дедушка оставил партийную работу, и вернулся к себе на завод. Он оставлял завод, чтобы установить справедливый строй, а когда, как ему казалось, это получилось, он спокойно смог вернуться в свой цех. Когда моего отца арестовали, у дедушки, возможно, были неприятности, я ничего об этом не знаю, не знаю также, как он пережил, и как объяснил себе этот арест. В 1956 году после доклада Хрущева и реабилитации жертв незаконных репрессий, к дедушке пришел один из секретарей Днепропетровского горкома. Он сказал дедушке, что человек с таким большим, как у него, дореволюционным партийным стажем, должен получать персональную пенсию союзного значения. И спросил: « Сколько вы хотите?» Дедушка сказал: «Сколько вы хотите? А сколько вы дадите? Я что на Озерки пришел? (так назывался главный городской рынок). Ах ты, сопляк, ты что думаешь, я революцию делал для того, чтобы вот такой, как ты, явился ко мне домой и говорил со мной о каких-то деньгах?... Пошел вон! И чтобы я больше тебя никогда не видел!» Эту историю мне рассказал мой дядя Миша, брат моего отца. А вот назначили ли дедушке персональную пенсию, я так и не знаю. Бабушка моя была героическая личность. Она была красавица, статная, ходила развернув плечи, и слегека закинув голову, может быть потому, что голову оттягивал тяжелый узел волос. Когда арестовали папу, её любимого старшего сына, осанка её не изменилась. В спектакле театра им Моссовета «Деревья умирают стоя» Раневская играет мою бабушку, как будто Фаина Георгиевна была с ней знакома. Бабушка всегда была окружена молодежью. В начале 20-х в опустевшем барском доме рядом с домом бабушки она организовала первый в Днепропетровске комсомольский клуб. И до конца её жизни среди комсомольцев у неё было много друзей и поклонников. Моя мама была среди них. А когда мои родители поженились, мама стала бабушкиной любимой невесткой. Бабушка была недовольна, что меня назвали Энгелина, она считала, что нужно было назвать меня Энгельсиной, и сама меня иначе, как Энгельсиной, не называла. Бабушка погибла во время войны при бомбежке. Разбомбили эшелон, в котором она ехала в эвакуацию. Но бабушкины молодые друзья не поверили в то, что бабушка могла погибнуть просто, как пассивная жертва. Она была личностью легендарной, и до меня доходили рассказы о том, что бабушка вовсе не погибла, что после того, как эшелон разбомбили, она добралась до ближайшего села, а потом её кто-то встречал в партизанским отряде. В это верил и младший сын бабушки, мой дядя Гриша.

Продолжение следует.

  • 1

зря евреи лезли в русскую революцию

Дорогая Энгелина Борисовна, Ваши дедушка и бабушка и Ваши родители были прекрасными людьми, чистыми, честными и благородными. Очень грустно не только то, что дело, к-рому они себя отдавали, было неправым, но и то, что они вообще занимались тем, что им казалось благом России. Не их это страна, не Ваша и не моя. Очень больно, что страна, где родились не только мы, но и наши прадеды, где мы выросли и сформировались, страна, язык и культуру которой мы знаем, любим и чувствуем, - не наша страна.
Нельзя отрицать факты. Возьмем, например, недавнее мерзкое заявление вице-спикера Думы. Дело не в нем самом, и даже не в том, что в России такой человек смог дорасти до такого поста, а в том, что вопрос о том, чтоб его выгнать, даже не поднимается. А комментарии читателей на эту тему! Вы видели, что пишут на форумах Ваши соотечественники, простые россияне, не занимающие никаких постов? Не стыдно ли еврею жить в России и работать, тратить время, мозги и душу для их блага?

Поэтому, дорогая Энгелина Борисовна, мне грустно читать Ваши прекрасные рассуждения о великой русской литературе.

***

Уважаемые господа и/или дамы, помогающие Энгелине Борисовне вести этот журнал! Если Вы еще не прочли ей этот мой пост, пожалуйста, не делайте этого. Я своего мнения не изменил, но немного остыв, я подумал, что некрасиво говорить такие вещи очень хорошему и очень немолодому человеку, много лет работавшему для страны, которую любит и считает своей.
Убирать этот пост я не хочу, т.к. надеюсь, что он подтолкнет кого-то из росс. евреев что-то изменить в своей жизни, а кого-то из росс. неевреев что-то изменить в своей стране.

Edited at 2017-01-26 18:08 (UTC)

  • 1