?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ. Окончание.
tareeva
О, знал бы я, что так
бывает,
Когда пускался на дебют...
Борис Пастернак

Дорогие френды! Боюсь, что я буду повторяться. В связи со знаменательным днем, с 7-летием, я хочу поговорить о нашем блоге, но в течении этих 7 лет я уже о нем говорила. Будем исходить из того, что повторение — мать учения, и вы мне эти повторы простите.

К весне 2009 года у меня появилось ощущение, что я свободна и могу уйти. Никто от меня уже не зависел, никому я не была нужна по жизненным показаниям, мой уход ни для кого не стал бы трагедией. И важного дела, ради которого нужно было жить, у меня не было. Лет мне было много, свою пайку я съела до крошки. Я обдумала всю свою жизнь, разобралась с ней, подвела итоги и предварительные и окончательные, во всем раскаялась и всех простила. Можно было уходить. Я оставила за собой город и мир, как бы вышла на некий перрон и спокойно ждала поезда, который увезет меня в мир иной. И тут случился ЖЖ. И оказалось, что я могу еще сделать то, что считаю важным и необходимым. Пайку своей жизни я вроде бы съела, но мне как бы сбросили довесок. Велик ли этот довесок — я не знала, но вот мне его уже хватило на 7 лет.

В ЖЖ можно было делать то, что я делала в клубе «Вольнодумец» и выступая в разных аудиториях с воспоминаниями, но только лучше и с большим эффектом. Эпиграфом ко всему моему блогу можно поставить слова Гамлета, которые я цитировала в прошлом посте: «Порвалась дней связующая нить, как мне концы ее соединить». Эту строчку я и поставила. Еще я взяла второй эпиграф из стихотворения Пушкина «Арион» «Нас было много на челне». «Арион» - мое самое любимое стихотворение Пушкина. Вы скажете, невозможно из десятков прекрасных и любимых стихов выбрать самое любимое. Может и невозможно, но у меня такое стихотворение есть, и я его назвала. Сейчас я его воспринимаю, как стихи про меня, но оно было любимым и когда мне было 15 лет. А сейчас это, конечно, про меня.

Погиб и кормщик и пловец!—
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Действительно, все погибли, ушли, и я одна осталась на этом берегу. И действительно я пою прежние гимны. Все мое поколение, мой круг, все мои любимые друзья ушли. Они были лучше меня, но их уже нет, а я осталась. Пока я жива, живы и они.

Но я стараюсь рассказать не только о них. Я хочу рассказать обо всем, что видела, слышала и пережила с того момента, как себя помню. Я родилась в 1925 году и помню я себя с двух лет. С двух лет это не отрывочные воспоминания, смутные картинки, а цельная сплошная картина моей жизни, конечно, с учетом разницы восприятия и осмысления окружающего ребенком и взрослым. Мне не все верят, что я помню себя со столь раннего возраста, я сама этому удивляюсь, но это так. Вы можете в этом убедиться, вернувшись к моим воспоминаниям этого периода. И кое-что я повторю. Я помню такую картинку: няня и папа стоят на пороге детской и вырывают друг и друга из рук портрет Троцкого, который папа снял со стены детской. Папа говорит: «Этот портрет больше не может у вас висеть, он оказался плохим человеком». А няня говорит: «Нет, пусть висит, он такой красивый!». И это, как вы сами понимаете, могло быть не позже 1927 года. Еще я помню, как няня, у которой болела спина, лечилась у знахарки. В наш партийный дом она знахарку пригласить не могла, и лечение проходило на квартире у дворника Фомы, няниного друга. Я об этом подробно рассказывала. И это тоже могло произойти не позже весны 1928 года. До того времени, когда мои родители уехали учиться в Москву. После их отъезда мы с няней остались одни, и она могла пригласить знахарку в наш дом. Я помню еще много такого, что происходило, когда в Екатеринославе проживали и мы с няней и родители.
Мне кажется, прошлое всем нужно знать, и я хочу читателей погрузить в это прошлое. О чем бы я ни писала, я все равно занимаюсь этим. Пишу ли я воспоминания, пишу ли об актуальных событиях, о политике, литературе, о кино — это все равно взгляд на жизнь человека моего времени.

И, поставив перед собою такую большую задачу, я стала к самой себе относиться иначе, серьезнее, не как к конкретному человеку, а как к явлению.
Не как к Лине Березиной или Энгелине Тареевой, а как к представителю поколения - исторического поколения, вынесшего на своих плечах войну. А то, что я - типичный представитель этого поколения, мне кажется очевидно. Я понимаю ответственность и стараюсь быть предельно добросовестной, вспоминать как можно точнее и писать честно. Хотя эта информация, к сожалению, не слишком востребована, не всех она интересует, и не все готовы и могут её воспринимать.

И так складывается, что в последнее время каждый день приносит доказательства того, что задачи реконструкции прошлого и информирования о нем, даже навязчивого информирования, чем я и занимаюсь, становится все более актуальной, остро актуальной.

22 июня на канале НТВ показали документальный фильм Мумина Шакирова «Холокост. Клей для обоев». Замечательный фильм. Этого режиссера я знаю и люблю давно. В 1992 году в киноцентре на фестивале «Вторая премьера» я посмотрела его дебютный полнометражный художественный фильм «В Багдаде все спокойно». Фильм мне понравился, и я написала на него рецензию. На фестивале, кроме конкурса фильмов, был еще и конкурс рецензий. Но я писала не для того, чтобы участвовать в конкурсе, а для того, чтобы рассказать создателям фильма, как мне понравилось их произведение, и каким я его увидела. Мумин Шакиров прочел мою рецензию и позвонил мне, я пригласила его в гости, и так мы познакомились. Некоторое время мы общались, а потом постепенно общение заглохло, такая жизнь собачья, что любимых друзей видишь раз в год. Но я все время помнила о нем и издали следила. Я все собиралась написать в ЖЖ о Мумине Шакирове и его «Багдаде» и показать вышеупомянутую рецензию, я думаю, она у меня где-нибудь валяется в ящиках стола, но не знала, будет ли это интересно.

Я хотела также поговорить о нашем кинематографе начала девяностых, это было совершенно фантастическое явление - всплеск, взрыв, фейерверк, извержение вулкана. Вдруг появились десятки новых имен, и десятки интересных фильмов, и уже известные режиссеры в эти годы показали чуть ли не лучшие свои ленты. Это были не только русские, но и грузины, украинцы, таджики, казахи, белорусы. Я не знаю, уделили ли наши киноведы достаточное внимание этому периоду, объяснили ли его, достаточно ли оно изучено. Если вам интересно, дорогие френды, мы как-нибудь об этом поговорим.

Мумин Шакиров - один из той блестящей плеяды. И меня не удивило, хотя очень обрадовало, что именно он снял фильм на самую животрепещущую и важную тему. Слово «Холокост» в названии фильма меня несколько отпугивало. Я не смотрю фильмы о Холокосте и фильмы о сталинских репрессиях. Я даже «Список Шиндлера» не решилась посмотреть. О Холокосте и репрессиях я знаю очень много, и это знание во мне. Бередить эти раны лишний раз не хочется.

Но фильм оказался не о Холокосте. И тем не менее, это фильм страшный. Он рассказывает о двух девушках сестрах-близнецах, которые на вопрос телевикторины о Холокосте ответили, что Холокост - это клей для обоев. И мама этих девушек, учительница, тоже не знала, что такое Холокост. В том, что они этого не знали, нет их вины, и это даже не удивительно. В СССР тема Холокоста была негласно табуирована. Антисемитизм был частью государственной идеологии, стыдливо скрываемой, и о евреях было вообще не принято говорить. В Киеве собирались засыпать Бабий Яр и построить на этом месте стадион. Виктору Некрасову с несколькими единомышленниками с трудом удалось воспрепятствовать этой затее. Им пришлось доказать, что в Бабьем Яру погибли не только евреи. Но и люди других национальностей.

Страшно не то, что девушки не знали о Холокосте, страшно другое. Убедившись, что ответили не правильно, и что викторину они не выиграют, девушки огорчились, но каков был правильный ответ не поинтересовались. Даже в интернет не захотели заглянуть. Знание им нужно только для того, чтобы выиграть викторину, чтобы блеснуть, а само по себе ценности никакой не имеет. Здесь не незнание, а принципиальное незнание, а это разные вещи. Не знаю, и знать не хочу, и отстаньте от нас с вашими холокостами и прочей ерундой. Им кажется, что мир возник вместе с ними, а если до них что и было (наверное, что-то было, потому что у них есть бабушки и дедушки), то это не интересно и не стоит внимания. Нам кажется, что Холокост стал для человечества страшным уроком и больше не повторится, но видно мы слишком оптимистичны.

А дальше девушкам предложили экскурсию в Освенцим и от бесплатной поездки в Польшу они, конечно, не отказались. Мы видим как девушки готовятся к поездке и изучают русско-польский разговорник. Из того, какие предложения в разговорнике они ищут, становится понятно, что готовятся они к шоппингу, остальное их мало интересует. Однако экскурсия по Освенциму производит на них потрясающее впечатление. Но иначе и быть не могло, это реакция почти физиологическая — любое разумное живое существо содрогнется при виде этой фабрики уничтожения. Девушки плачут и рыдают, когда ходят по Освенциму, и когда рассказывают о нем. Мумин Шакиров уверен, что эта экскурсия девушек не только потрясла, но и переродила. Они стали другими и больше не смогут жить, как прежде. Это фильм с хорошим концом.

Но я не разделяю оптимизма режиссера. Девушки могут забыть обо всем увиденном уже очень скоро. Эти девушки певицы, поют попсу и участвуют в певческих конкурсах. Очень хотят победить и прославиться. Прославиться любой ценой. Если им прочесть стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво...», то они просто не поймут, про что это. А слова «позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех» сочтут полным бредом, если вообще поймут их смысл. Быть притчей на устах у всех это их мечта. А что можно что-то значить или не значить, что есть внутренний мир, работа души — это им невдомек. Тщеславие их психологическая доминанта. А с такой доминантой долго сочувствовать чужому горю, глубоко переживать трагедию других людей вряд ли возможно. Впрочем, может быть я не справедлива к этим девушкам.

Но на страницах нашего ЖЖ появилась страшилка почище фильма, о котором мы говорим. Я имею в виду комментарий zack_broflovski. Интересно, что другие френды на этот комментарий никак не прореагировали, не заметили его. Поэтому и я собиралась поступить так же. Мало ли какие странные бывают люди... Но я не уверена, что это единичный случай, а не явление, что это не феномен, а казус. Похоже, что это феномен, и что автор комментария кого-то представляет, что он типичен. В этом надо разобраться и может быть я это сделаю.

  • 1
" Антисемитизм был частью государственной идеологии"
Возможно да.
Однако в СССР кроме фасадной политики была всегда реальная.
А реалии - что евреи были на всех должностях, во всех "эшелонах власти" и казалось бы там, где быть их не должно, к примеру военные советники и спецы, воевавшие против Израиля.
Как говорится в известной песне "среди художников и врачей, каждый третий -не еврей. А остальные- ну все евреи".
Кстати. и Вы ведь получили высшее образование? А то время и семилетка - было много.
Так на что жаловаться?
Ах, да, забыла- во всех неудачах обвинять антисемитов. И что Абрам 2 балла на экзаменах не добрал, в КПСС не вступил и что борщ на плите выкипел))

А здесь кто-то жалуется? По-моему, здесь говорят о фактах.
А от вашего коммента как раз и попахивает тем самым душком.

мания преследования - оружие массового поражения

в посте нет фактов. Здесь публицистика и выражение личных взглядов и эмоций.

Re: мания преследования - оружие массового поражения

тем не менее, жалоб тут нет

Какой же это "душок"? Несет, как из выгребной ямы

Спасибо Вам большое, Энгелина Борисовна! Всегда Вас читаю с большим интересом.

В двух словах и не скажешь, насколько важно для меня ваше мнение и ваш взгляд. Мои бабушки - тоже ваше поколение и в чем-то их взгляд был схож с вашим, хотя они обе ушли из жизни убежденными атеистками, но при этом они были настроены антикоммунистически.
Я кстати, помню фрагменты из своей жизни примерно с двух с половиной лет, а с четырех лет уже вполне цельную ее картину.

Энгелина Борисовна, спасибо большое.

Энгелина Борисовна,вы делаете очень важное и необходимое дело, ваши рассказы обо всем,о времени и поколении переоценить невозможно,в наше ,прямо скажем,непростое время,когда с легкостью перекраивают не только историю ,но и отдельные человеческие судьбы,без стеснения придумывают людям "другую биографию" просто ради того,чтобы в грязной пене поиметь какие-то деньги для себя, вы рассказываете то,чего никто не расскажет,то,что вы видели своими глазами,и какое счастье для всех нас,что у вас такая фотографическая память,вы помните очень много деталей,нюансов,и событий,и разговоров даже и читать это невероятно интересно,спасибо вам громадное,пожалуйста,продолжайте,сколько хватает сил.
Моя мама ненамного моложе вас, я стараюсь как можно лучше запомнить,побольше выспросить,но она категорически отказывается писать (диктовать ей тоже неудобно,не все это умеют) и мне так жалко! Причем вы с ней рассказываете порой об одном времени,но жизнь-то была разной и получаются рассказы с разных сторон,с разных позиций даже.
Спасибо вам еще раз, хотелось дать обратную связь,чтобы вы услышали,что ваших публикаций очень ждут и читают с большим интересом.

Спасибо, как и всегда, Энгелина Борисовна!
И за рассказ о фильме спасибо.
И, самое главное, за то, что все эти 7 лет Вы с нами.

Спасибо Вам, Энгелина Борисовна, что пишете и рассказываете нам про свою жизнь. Очень мало уже осталось тех, кто помнит, и еще меньше - тех, кто рассказывает. А знать, как оно было на самом деле, важно. Особенно молодежи, которые и Советского Союза-то не застали...

читаю Ваш ЖЖ все семь лет. мое окружение и я сама - мы последние пять лет общаемся на Фейсбуке, (вот, кстати, идея - делать кросс-посты вашего ЖЖ в Фейсбук) Но тем не менее - в ЖЖ остается два автора, которых всегда читаю. Это Вы и Андрей Мальгин.

По пунктам:

1. Поздравляю Ваш блог с 7-летием, он мой самый любимый в ЖЖ!
Ваш блог так мне дорог не только потому, что у Вас уникальную память, и я узнаю от Вас массу интересного, но плюс к тому у Вас потрясающий кругозор, глубокий ум и редкие аналитические способности, и многие Ваши рассуждения помогли мне разобраться в вещах, не очень мне понятных, а мое личное знакомство с Вами - это большое щастя, как говорил Райкин.
2. Про кино 90-х очень интересно Ваше мнение.
3. По поводу комментария zack_broflovski: а к какому посту он был?

И еще, Энгелина Борисовна, хотела бы задать Вам пару вопросов.
Как вы считаете, много ли в Вас изменилось с тех пор, как Вы себя осознали личностью? Поменялись ли в течение жизни какие-нибудь Ваши принципы? Есть ли что-то такое, что вы, хотя и осознаете не самым лучшим своим качеством, но не смогли за всю жизнь переделать, т.к. это является Вашей натурой?

С юбилеем блога вас!
Приветствую! Меня Люся зовут. В ЖЖ люблю читать, узнавать и общаться. Добавилась))

  • 1