?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Лимонов и его роман. Продолжение - 2.
tareeva
Я хочу продолжить и закончить разговор о художественных особенностях романа «Это я, Эдичка». Для этого я предлагаю вам прочесть ещё пару страниц дипломной работы Аси Шапкиной.

* * *

То же можно сказать и об эротических сценах у В.Аксенова и Э.Лимонова. У Э.Лимонова много эротических сцен и размышлений на сексуальные темы. Они занимают в романе важное место, роман в значительной мере вообще об этом. Герой живет в мире Эроса, причем интенсивной жизнью. Секс для него связан с любовью, но он также часть столь важного для Эдички общения с людьми, отношений с ними, средств сближения с другими. Но он интересен ему и сам по себе. Секс - игра, увлекательная и дающая радость. Натуралистичность сексуальных сцен, откровенность сексуальных размышлений - это проявление реализуемой во всем романе фантастической откровенности автора. Не то у В.Аксенова. Натуралистические эротические сцены в его романе «Новый сладостный стиль» выглядят как вставленные, встроенные специально для повышения интереса читателя и, опять же, как дань моде. Они детальны, длинны, холодны, скучны и бескровны. Если для Э.Лимонова секс - игра, то для В.Аксенова, похоже, - тяжкий труд. Он, кстати, часто в этих сценах употребляет глагол «трудиться».

Еще одна особенность Э.Лимонова - поэтизация жизни, поэтизация даже ее отталкивающих сторон, ее темной изнанки - тотальная поэтизация. Поэзия есть и в описании безобразных трущоб, и в шокирующих гомосексуальных сценах, и в воплях боли и даже в физиологических отправлениях человеческого организма. У Э.Лимонова принцип: естественное не может быть некрасивым, стыдным. Такой подход помогает ему принять жизнь со всеми ее уродствами, эстетически ее осмыслить и поэтически выразить. А читателю это умение писателя обнаружить красивое, поэтичное во всех проявлениях жизни помогает принять Э.Лимонова, несмотря на его шокирующие выходки и стремление к эпатажу.

Искренность, можно даже сказать, немыслимую искренность, это органическое свойство Э.Лимонова, можно рассматривать также и как художественное средство. Средство это действует безошибочно. Искренность Э.Лимонова разоружает читателя, разрушает барьер, который всегда и естественно существует между человеком и другими людьми. Она помогает читателю проникнуть не только в сознание, но и в подсознание писателя, воспринять и текст, и самый глубокий подтекст, понять как то, что сказал автор, так и то, что он не смог, а, может быть, и не захотел сказать. Она, иногда и против желания, заставляет погрузиться во внутренний мир автора до самых сокровенных и темных глубин, стать немножко Э.Лимоновым и его героем - Эдичкой. И читатель принимает героя, иногда неприятного, жалкого, со всеми его комплексами и фобиями. Читатель вдруг обнаруживает в себе способность испытать сочувствие к тому, что ему чуждо, что обычно вызывает отталкивание, а ведь это — путь к добру.

* * *
Метки:

  • 1
Спасибо большое!
Все больше и больше хочется прочитать этот роман. Осталось только найти время :).

Спасибо большое, Энгелина Борисовна! Жаль, что сторонники политических взглядов Лимонова в большинстве своем эту книгу не читали. А я именно так и чувствовал, когда читал эту книгу.

Книгу читала в 19 лет и прониклась, согласна с каждым словом, которое вы написали.
А вот его политических (или общественных?) действий с НБП вообще не одобряю... Смесь оголтелого патриотизма с анархией. Как будто нашел нишу для популизма у молодежи.

  • 1