Энгелина Борисовна Тареева (tareeva) wrote,
Энгелина Борисовна Тареева
tareeva

Category:

Лимонов и его роман

Читатель написал в комментарии, что Лимонов исписался, что последние его книги хуже предыдущих. Вероятно, так оно и есть, но для меня Лимонов автор одного романа. Все, что после «Это я, Эдичка», ниже уровнем. Так в литературе бывает. Нет на свете человека, который бы не читал роман Сервантеса «Дон Кихот» или хотя бы не слышал о нем, или не видел фильмов, снятых по этому роману. Но никто, кроме тех, кто изучает Сервантеса, не знает других его произведений.

А другой читатель написал, что я так вожусь с Лимоновым, как будто он нобелевский лауреат. Я не считаю Нобелевскую премию универсальным мерилом и абсолютным критерием. Впрочем, я с уважением отношусь к премии и к Нобелевскому комитету, а сейчас перечитала список нобелевских лауреатов за все время существования премии, и мое уважение еще возросло. Действительно, все лауреаты, о которых я могу судить, достойны самой высокой награды. Но всех не наградишь. Премия вручается одному писателю в год, а достойных премии каждый год бывает ни один, а несколько. Было, правда, два или три случая, когда ежегодную премию присуждали двум писателям, но это дела не меняет.

Впрочем, мне кажется, имеется некоторый перекос в пользу стран Северной Европы, что-то уж больно много там лауреатов, но может быть благодаря этому перекосу премию получил мой самый-самый любимый Халлдор Лакснесс.


И есть еще одна непонятность. Похоже, для того, чтобы получить премию, нужно прожить долго. Самому молодому лауреату – Киплингу – в момент присуждения премии было 42 года. А ведь многие великие умерли меж тридцатью и сорока. Словом, по тем или иным причинам Нобелевской премии не получили из пишущих на русском: Чехов (премия вручается с 1901 года), Блок, Маяковский, Есенин, а также Андрей Платонов. Да и Максиму Горькому можно было «Нобелевку» дать, он заслужил ее не меньше, чем Сельма Лагерлеф. Из европейских писателей не получили: мой любимый Карел Чапек, Кафка, Лорка и Рильке. Из американцев можно было дать премию Курту Воннегуту. Впрочем, к Нобелевскому комитету у меня никаких претензий нет. Всех не наградишь.

Только не подумайте, что я считаю Лимонова достойным Нобелевской премии, это просто так к слову пришлось.

Роман Лимонова «Это я, Эдичка» мне понравился, показался интересным по причинам, о которых я уже сказала, так что не стану повторяться. Попал он в поле зрения в наш ЖЖ в связи с темой «Америка в моей жизни». Но коль уж попал, я не могу не поговорить о нем, как о произведении литературы, ведь я по профессии литературовед.

Когда анализируют литературное произведение, то прежде всего определяют его место в истории литературы, литературном процессе. Стараются понять, с какими традициями и направлениями мировой и русской литературы связано данное произведение, как оно эти традиции продолжает и развивает, а также что новое с появлением этого произведения вошло в литературу. Это все проделано в дипломной работе, к которой мы все время обращаемся, и я ее процитирую. К сожалению, у меня нет возможности отредактировать и сократить текст дипломной работы, так что уж извините.

Дорогие френды, не подумайте, будто я не понимаю, что читать столь детальный анализ художественного произведения вам не интересно и скучно, и хоть была бы это литературрная критика, а то ведь чистое литературоведение. Слишком специальное, в ЖЖ такое не пишут. Я всё понимаю, но ничего не могу с собой поделать, очень хочется поделиться с вами своими открытиями, пусть и нескольколетней давности. Я ещё ни с кем ими не делилась.



                                        *                 *                      *
Следует сказать об особенностях романа «Это я - Эдичка» как художественного произведения, хотя это и выходит за рамки узкой темы данной работы. Роман Э.Лимонова, несмотря на некоторые его отличительные черты, вполне можно выводить из традиций мировой гуманистической литературы, он вполне укладывается в ее рамки, может быть включен во многие жанровые, тематические и проблемные ее линии. Прежде всего, «Это я - Эдичка» - роман о маленьком человеке. Это - его жанр и его тема. Маленький человек в большом равнодушном городе -может ли быть что-нибудь более традиционное? И одиночество и заброшенность маленького человека, и сочувствие к нему - все традиционно. Обозреватель «Уолт-стрит Джорнел» Раймон Соколов писал: «Однако мистер Лимонов узнаваемый тип русского писателя. Он заставляет вас подумать о Достоевском «Записок из подполья». Но не только «Записки из подполья». Вспоминаются и «Бедные люди», и «Белые ночи» и многое другое. У Ф.М.Достоевского часто встречается маленький человек, которого жизнь лишила всего, даже самого главного - любви. Об этом писали не только руccкие писатели. Роман о маленьком человеке занимает свое место и в европейской литературе. Роман Э.Лимонова близок произведениям этого жанра и по теме, и по подходу к ней.

Можно рассматривать роман Э.Лимонова и в ряду романов-исповедей. И здесь нужно прежде всего упомянуть Генри Миллера и его «Тропик рака». С этим писателем Э.Лимонова объединяет и шокирующая откровенность исповеди, и обилие эротических сцен, и использование ненормативной лексики, а также и то, что оба эти писателя написали свои романы не на родине и им обоим удалось создать образ чужого города, который они полюбили. Еще раньше двух вышеназванных писателей такую же беспощадную исповедь написал Жан-Жак Руссо. (Естественно, мы здесь не говорим о масштабе личности и дарования, о значении писателя для мировой культуры). У Жан-Жака Руссо также много эротических сцен, среди которых есть мазохистские и эксгибиционистские.

Герой романа Э.Лимонова - деклассированный элемент, маргинал, люмпен, и есть богатая литературная традиция писать о таких людях. Можно назвать хотя бы. произведения М.Горького о босяках. Интересно, что высказывания Эдички о работе почти дословно совпадают с высказываниями на эту тему Сатина в «На дне».

Любовную тему в романе Э.Лимонова можно сопоставить с любовной темой у В.Маяковского. Это может показаться странным, но только на первый взгляд. Мы опять же не говорим о масштабе личности и дарования. Здесь Э.Лимонов и В.Маяковский так же отличаются один от другого, как объединение футуристов, его эстетическая программа и значение от объединения СМОГ, к которому принадлежал до своей эмиграции Э.Лимонов. Но между лирическими героями этих авторов прослеживается определенное сходство. Оба они переживали любовь-недуг, любовь-болезнь, любовь-погибель, от которой, как бы ни хотел, нельзя избавиться, которую можно вырвать из себя только с жизнью. И сам характер любви похож. Оба любили неверную и жестокую возлюбленную, которой прощали абсолютно все, только бы быть рядом. Оба были беззаветно любящие эгоцентрики. Строки из стихотворения В.Маяковского, обращенного к Татьяне Яковлевой: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму, одну или вдвоем с Парижем» чем-то напоминают рассуждения Эдички о завоевании Нью-Йорка. Им обоим свойственна неутолимая потребность во всеобщей к ним любви, зависимость от любви к ним окружающих, так же как и вера в то, что господства любви в мире, любви всех ко всем можно добиться путем революции (стихи В. Маяковского, подтверждающие эту мысль, уже цитировались выше).

А.Шаталов находит основания для сравнения Э.Лимонова с В.Набоковым. Он обнаруживает у этих писателей много общего. Э.Лимонов, как прежде него В.Набоков, «опрокинул привычные путы русской литературы», роман «Это я - Эдичка» так же, как «Лолита», пришел к русскому читателю с опозданием, обе эти книги были обвинены в антиамериканизме, герои обеих книг не могут жить без любви, причем, по мнению А.Шаталова, в обоих случаях любви жертвенной и духовной. С последним трудно согласиться. Любовь героя «Лолиты» проявляется в форме прямого физического насилия над возлюбленной-ребенком, причем насилия жестокого. Любовь Эдички совсем другая, и возлюбленная другая. Взгляд В.Набокова на человека - это беспощадный и холодный взгляд мизантропа. Его герой - истинный индивидуалист и не нуждается в людях. Эдичка - полная противоположность Гумберта Гумберта, так же, как Э.Лимонов в главном, в отношении к людям и к жизни, ничуть не похож на В.Набокова.

Следует еще добавить, что вся проблематика романа Э.Лимонова: становление молодого человека, любовь с ее страданиями, экзистенциальное одиночество человека, попытки и невозможность его преодоления, проблема сохранения себя как личности в экстремальных условиях - все это круг проблем, которыми всегда занималась художественная литература.

Мы хотим показать связь Э.Лимонова с классической литературной традицией, встроить его в поток   литературы не для того, чтобы упрекнуть его в отсутствии самобытности, оригинальности, новаторства, а для того, чтоб его защитить. Чтобы он не выглядел в литературе безродным, этаким литературным отщепенцем, каким он многим представляется.

Главное новое, что принес Э.Лимонов в литературу и с чем приходит в нее каждый настоящий писатель - это новый герой. Анализ образа Эдички не входит в задачу данной работы, некоторые его черты мы рассмотрели выше. Герой Э.Лимонова — яркая своеобразная личность, но при этом он типичен, несет на себе многие черты своего времени.


                                      *                 *                      *
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →