?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Читаем стихи.
tareeva
Дороги френды, вот ведь какое невезение, как только начинаю писать о Лимонове, так что-нибудь случается, что мешает продолжать. На этот раз случилось так, что все мои помощники разбежались, все до одного. Кто уехал в гости к друзьям за границу, кто просто ушёл в отпуск, а на кого вдруг навалилось столько работы, что нет возможности забежать ко мне хоть на полчаса. Поэтому я не могу с вами говорить о том, что мне интересно, и это для меня большое лишение, потому что такие разговоры стали потребностью. Но ничего, я думаю, через 2-3 недели всё наладится. А пока чтобы вы совсем не забыли о нашем ЖЖ, я предлагаю вам почитать стихи. Это будут не самые известные стихи не самых знаменитых поэтов, так что может быть вы этих стихов не знаете. Стихи будут довоенные, и я буду выбирать такие, в которых время их написания отразилось с наибольшей полнотой. Отразилось во всём от лексики и даже интонации до тематики и деталей быта. Правда, сегодняшняя баллада не совсем подходит под это определение. 14-го февраля мы с вами читали стихотворение Дмитрия Кедрина «Поединок», и сегодня я хочу продолжить и закончить наше знакомство с Дмитрием Кедриным.


ЗОДЧИЕ

Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.

И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.

Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар я жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.

"Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.

Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!

Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом...

А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
"Покажи, чем живешь!"
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту...

А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь.
И ответили все: "Лепота!"

И спросил благодетель:
"А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"

И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
"Государево слово и дело!"-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

1938

  • 1
Спасибо! Чудесное! Помню еще со школьных лет!

Получше, чем про Лимонова. Лимонов выжат и должен быть выброшен в компост истории, забыт. Такое у меня к нему отношение, не интересен совсем уже. А стихотворение замечательное. Очень русское такое, во всех отношениях

Неее. Пока увы не выжат и не выброшен.

Так себе стихотворение, ни складу, ни ладу.

Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар я жара.

"Угар я жара" - это что такое? И при чём тут вообще спертЫй дух? Совершенно ненужные подробности.

Или вот:
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.

Чару вина в один дых - это доблесть или что такое необыкновенное, что об этом надо говорить? А "двое безвестных владимирских зодчих" не могли этим, что ли, похвалиться, но вот храм возвели?

Повествовательные стихи, где рассказывается о каком-то событии, вообще редко бывают хорошими, рассказ лучше вести в прозе.
(Что-то у меня сегодня критический настрой, прямо не могу удержаться)

"Угар я жара" - это что такое?

Интернет подсказал: "Угар и жара".

  • 1