?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Вернёмся в Америку
tareeva

Дорогие френды! На американскую тему я написала уже несколько постов. Но потом какое-то актуальное событие отвлекло меня от этой темы. Возможно, чей-то юбилей, или какое-то политическое событие. Я думала, что отвлеклась на несколько дней, но, вероятно, за этим событием последовало еще одно событие, которое невозможно было пропустить, а за ним еще одно, и еще …. и так прошли месяцы.
И теперь я хочу вернуться к теме, к разговору, который прервала на полуслове, и закончить его. Я не очень хорошо помню, что я уже сказала, а чего не сказала, и поэтому возможны повторы, за которые я прошу меня извинить, а вообще, повторение - мать ученья.

Помню, я написала о том, как в какой-то момент моей жизни у меня возникла потребность разобраться с Америкой, определить свое отношение к ней. Я знала об Америке кое-что … Была знакома с американской литературой настолько, насколько это возможно для человека, не читающего по английски. Читала также русских, писавших об Америке: Горького, Маяковского, Ильфа и Петрова и др. Вообще, меня эта страна не очень интересовала, и я мало думала о ней. Но, после перестройки и развала Союза Америка стала очень интересна. Из всех несоветских стран Америка была самая несоветская, была самым ярким антагонистом нашей страны. И понять, как она устроена и как живет, стало очень важно. Чтобы разобраться в этом, надо было проделать большую работу, и я не знала, с чего начать. Начала искать сразу в нескольких направлениях. Одним из этих направлений было написание студенческой дипломной работы. Моя ученица Ася в то время кончала филологический факультет педагогического университета. И я предложила ей взять для дипломной работы тему « Америка в творчестве Аксенова и Лимонова». Как она пробивала эту тему, как мы с ней работали и как прошла защита, я уже рассказала. Рассказала я также о моем открытии Америки с Аксеновым (книга очерков «В поисках грустного беби» и роман «Новый сладостный стиль»). До Лимонова и его романа «Это я - Эдичка» я дойти не успела. Теперь хочу написать об этом.

Писать об американском периоде жизни и творчества Лимонова и делать вид, что мы не знаем, что было потом, было бы странно. А потом он вернулся в Россию, организовал партию национал-большевиков и был ее бессменным лидером. Национал-большевики — причудливое словосочетание. Националисты — это крайне правые, большевики — крайне левые. В прежние времена левые обычно были интернационалистами. Первым националистов и социалистов в единую партию объединил Гитлер. Лимонов и не особенно скрывал некоторую идейную близость своей партии с нацистами, и флаг у них был похож. Партию нацболов запретили, но политическая деятельность Лимонова продолжилась. Он даже в тюрьме сидел. Это было роскошно — в комиссарской черной кожаной куртке он сидел в камере и писал новый роман, которого уже ждал его французский издатель.

В связи с присоединением Крыма и войной, которую ведет Путин на Украине, Лимонов вышел из оппозиции, и теперь он верный сторонник Путина. В последние дни имя Лимонова опять стало актуальным и зазвучало в новостях. Он со Стрелковым-Гиркиным замутили что-то новенькое, организовали «Комитет 25 января». Кроме вышеупомянутых двоих в Комитет вошло еще несколько одиозных личностей, среди них, например, Крылов — жутковатая фигура. Цель Комитета — объединить в одном государстве всех русских, а таковыми они считают русских, украинцев и белорусов. Хотят ли украинцы и белорусы присоединиться к России, Лимонова и его товарищей не интересует, и какими методами они собираются бороться за это объединение, они пока не сообщили.

Наша тема — Америка в изображении Лимонова, но прежде чем анализировать написанную им картину, стоит разобраться в личности художника, здесь интересны и его психотип и убеждения. Только разобравшись в этом, мы поймем, насколько объективна написанная им картина, и каких искажений действительности нам следует ожидать. В романе «Это я - Эдичка», в характере его героя и автора, интересно найти истоки сегодняшнего Лимонова. Для этого я процитирую дипломную работу Аси Шапкиной. Там есть и наш с Асей текст и большие цитаты из романа. Вы увидите, что со времени написания романа Лимонов ничуть не изменился, а ведь мужику 73 года, а всё в войнушку не наигрался.


У Э.Лимонова нет достаточного образования, культурной базы, привычки к интеллектуальному труду, требующему дисциплины - ничего того, что необходимо для выработки цельного непротиворечивого мировоззрения. Его мировоззренческие высказывания больше похожи не на изложение системы взглядов, а на простые физиологические реакции живого организма на факторы, которые он воспринимает как мешающие его существованию. (Так зверь кусает мешающий ему бесчувственный сук и бросается на человека, принесшего ему корм). Революционные и антиамериканские высказывания Э.Лимонова иногда воспринимаются не как разумные рассуждения, а как крик боли раненого существа. А боль и страдания он испытал в Америке действительно невыносимые, как говорят медики - несовместимые с жизнью, возможно, отсюда и его радикализм. Кроме того, убеждения вообще в значительной мере вещь характерологическая. Э.Лимонов сам сознает, что его революционные убеждения определяются его характером: «Мне с моим темпераментом нечего было выбирать. Я автоматически оказывался в числе протестующих, недовольных, в инсургентах, партизанах, повстанцах, в красных, педерастах, в арабах и коммунистах, в черных, в пуэрториканцах». - пишет Э.Лимонов. Его герой даже грустил «такой, знаете, грустью, из-за которой берут пулемет и начинают стрелять в толпу». Сознает Э.Лимонов также и то, что в такой революционности есть что-то болезненное. Об американской революционерке Кэрол, члене Рабочей партии он пишет: «... Я не верю в то, что она совсем здорова. Этого не может быть, да это и не нужно. Здоровые люди нужны в этом мире для другого. На борьбе между здоровыми и нездоровыми держится мир». Так что не только классовые противоречия -причина революционной борьбы, эта борьба может поддерживаться просто наличием в обществе людей, страдающих определенного рода психическими отклонениями от нормы. Возможно, в силу этих отклонений герой романа не может жить «как все». Французская поговорка «Счастье - на большой дороге» - не для него. Он не может идти по той дороге, по которой идет большинство. Радетель за интересы угнетенных масс, одним из массы он быть не может. «Эдичке нормальная жизнь скучна, я от нее в России шарахался, и тут меня в сон и службу не заманишь». Больше всего Эдичка ненавидит работу, службу. Ежедневный труд за плату невыносим для него. (Это, кстати, тоже черта характера).

Приведем несколько цитат, принося извинения за обильное цитирование. Но когда анализируется мировоззрение, трактовки могут быть ошибочными, могут быть плодом умственных спекуляций. Мы хотим показать, что трактовочные моменты здесь не главное, главное - опора на сам текст произведения. Следование тексту, близость к тексту гарантируют от ошибок и спекуляций.

«К сожалению, моя профессия - герой. Я всегда мыслил себя как героя ... Даже книгу с таким названием еще в Москве написал: «Мы -национальный герой». И еще: «Я не хочу работать, как-то называться и иметь профессию». Мысленно обращаясь к деятелям русской революции, Эдичка говорит: «... а что вы заставили делать рабочих после вашей Октябрьской революции - ... потребовали, чтобы рабочие вернулись к работе. И до сих пор никто не предложил ничего иного, никто не знает, как отменить само понятие работа, покуситься на основу, вот тогда будет настоящая революция, когда понятие «работа» - имеется в виду работа для денег, чтобы жить, - исчезнет».

То обстоятельство, что именно «работа, чтобы жить» создала материальную базу, необходимую для существования человека, что труд «для денег» создал цивилизацию, для Лимонова не является аргументом. К цивилизации у него свой большой счет. Революционность Э.Лимонова, его разрушительный импульс направлен не только на Америку и капитализм, а равно и на Советский Союз, он направлен против цивилизации как таковой.

Вот высказывание, где в одном разрушительном порыве Эдичка объединяет Америку и Советский Союз: «Я разнесу ваш мир! - думал я... Я не был идиотом, никакие сравнения с СССР меня не успокаивали. Я не жил в мире цифр, жизненных уровней и покупательной способности. К чести моей следует сказать, что я был последователен. В СССР я также ненавидел хозяев жизни - партаппарат и многочисленных управляющих бонз. Я в своей ненависти к сильным мира сего не хотел образумиться, не хотел считаться с разнообразными объяснительными причинами...» Это высказывание показывает, кроме прочего, что революционность Э.Лимонова не марксистского толка. Для марксистов цифры, жизненный уровень и покупательная способность имеют первостепенное значение. Если бы Эдичка «жил в мире цифр», то он мог бы увидеть, как увидели неомарксисты, что в передовых странах наблюдается общий рост жизненного уровня, выравнивание разрыва между различными социальными группами в сфере потребления (о чем пишет В.Аксенов), что в этих странах , медленно и постепенно, но все же очевидно в процессе эволюционного развития разрешаются те социальные противоречия, которые, как полагали революционеры времен классического марксизма, могли быть разрешены только революционным путем.

В следующем высказывании кроме Америки и Советского союза присутствует уже и цивилизация: «Я закономерно выводил свою любовь к мировой революции из своей личной трагедии - трагедии, в которой были замешаны обе страны - и СССР и Америка, в которой виновата была цивилизация.» Редко встретишь столь яркий образец такого абсолютного эгоцентризма, когда мужчина свою личную любовную неудачу выводит прямо из особенностей цивилизации и не сопернику, к которому ушла его женщина, собирается мстить, а цивилизацию разрушать. Эдичка с его любовью - центр мира и точка отсчета. И еще о цивилизации: «Цивилизация устроена таким образом, что самые норовистые, страстные, нетерпеливые и, как правило, самые талантливые, ищущие новых путей ломают себе шею. Эта цивилизация - рай для посредственностей. Мы-то считали, что СССР рай для посредственностей, а здесь иначе... Там идеология - здесь коммерческие соображения.» Эдичка хочет «революции, которой цель будет разрушить цивилизацию.» На вопрос: «А что на ее месте построите?» -ответ: «Свалить эту цивилизацию и свалить ее с корнем, чтобы не возродилась, как в СССР - труднее всего... Свалить окончательно - и есть построить новое.» Кстати «свалить и есть построить» - это заблуждение всех революционеров, включая и наших русских, сегодняшних, которых принято называть демократами-реформаторами. Они тоже поначалу думали, что достаточно свалить советскую социалистическую систему, как сами собой как-то образуются новая экономика и новое общество.

причинах, определивших экстремистски-революционные убеждения Э.Лимонова, то следует сказать о его инфантильности, основное проявление которой, как известно, безответственность. Об этой своей особенности Э.Лимонов тоже знает. Правда, он считает инфантильность общей или, во всяком случае, очень распространённой чертой современного человека. Он говорит об американских девочках 50-60 лет и мальчиках с седой бородой, ему редко встречается «взрослый, как нужно, человек». И о себе говорит: «И я - юноша в 30 лет.» «Что же такое с нами случилось!» - восклицает он по этому поводу. Вроде бы он видит в этом что-то нехорошее. В то же время он пишет: «Одно в моей жизни хорошо. Проверяя ее по своему детству, я вижу, что [...] я его не предал... Все дети экстремисты. И я остался экстремистом.»

  • 1
Во всем с Вами согласна относительно характеристики Лимонова. Единственно, что хотелось бы сказать: не достоен Лимонов такого пространного анализа, поскольку , мне кажется, он не состоялся ни в одной своей ипостаси. И не потому, что он слабый человек, раздираемый противоречиями и поэтому, как кажется многим, метущийся и страдающий, а просто он мелкий, тщедушны приспособленец, пользующийся людским снисхождением и слабостью к страдальцам, искусно пользующимся способностью к демагогии. Жаль времени, которое Вы на него потратили.Тем более, для него это, прежде всего, реклама.Вы слишком серъезно его воспринимаете, как мне кажется. Хотя, не исключаю, что вполне может быть, это я не увидела в нем чего-то.

Спасибо, узнала о недавней активности Лимонова и его сотоварищей из передачи Познера. Ваш пост очень в тему и снабдил меня дополнительной информацией.


Слово замутили в вашем исполнении звучит просто шикарно. Спасибо, за, как всегда, умный и тонкий анализ.

Тем не менее, под старость лет он (наконец-то!) свою инфантильность смог неплохо монетизировать. Хоть обусловлено это было скорее стечением обстоятельств.

Хотят ли украинцы и белорусы присоединиться к России, Лимонова и его товарищей не интересует, и какими методами они собираются бороться за это объединение, они пока не сообщили
Это очередной "Союз Меча и Орала" и не более того.


Я бы на лимона потратил одно слово - мудак.

ну, максимум два - старый мудак. Большего он не стоит.

почитала отрывки из дипломной работы некой Аси... задумалась о том, куда идут народные деньги, отобранные государством в виде налогов у народа и переданные не понять на что.

Инженер механик конструирует какой-нибудь станок или узел в виде дипломного проекта.
ИТ специалист пишет некую программу, имеющую прикладное значение. Медик, не знаю как проходит диплом, но его ещё отправляют в интернатуру...
Это люди со специальностям, которые имеют практическое значение. Которые производят материальное и полезное.

А вот Вы и Ваша Ася... зачем нужны с Вашими профессиями?
Сплетничать (в тексте много эмоций и нет фактического анализа) прикрываясь "профессией"? Верю одному - занимаетесь любимым "делом"

Забавно. А когда Эдисон изобретал лампочку или братья Райт - самолет, это, конечно, было нужнейшими для людей того времени исследованиями, несущими непосредственную практическую пользу? Я как раз думаю, что большая часть великих открытий была сделана или людьми, имеющими свободные деньги, чтобы потратить их на свое любопытство, или темт, кому такие люди платили. Как только принцип "интересно узнать, как это устроено" перестает оплачиваться - наука сразу тормозит

придерживайтесь опубликованного текста

это про чьи свободные деньги?:)
и пожалуйста, конкретно, какое открытие было сделано?
Чье любопытство было удовлетворено?
Цель диплома?

их не спросили

Когда людей разделяли комунячими границами - ИХ СПРОСИЛИ ?

Когда совдеп делал из русских в УССР и БССР нерусских "украинцев" и "белорусов", их не то, что не спрашивали, а насильно заставляли - вплоть до репрессий. Я, кстати, не видел у всяких мемориальцев того, чтоб эти репрессии хоть как-то осуждались.

http://man-with-dogs.livejournal.com/324760.html
"Документы советской истории": ЦК РКП(б)-ВКП(б) и национальный вопрос. Книга 1. 1918-1933 гг. М, РОССПЭН, 2005. Стр.702:

25 февраля 1933 г. газета "Правда" опубликовала письмо белорусского учителя Г.П.Сцепуро:
"Я учитель, окончил в Минске университет и в настоящее время работаю преподавателем физики и математики в школе-семилетке в г.Бобре Крупского района (БССР). На работе я говорю только по-белорусски. Если увлекаясь скажу что-нибудь по-русски, то сейчас же поправляюсь. слежу за собой. Но в личной семейной жизни я говорю по-русски просто потому, что на этом языке мне легче говорить. И вот случился инцидент. Одну маленькую записку на имя предсельсовета я случайно написал по-русски. И в то время в школу прибыли зав.районо Чепель и председатель райкома союза Рабпрос т.Голованов. Они выступили с моей запиской на собрании просвещенцев, заявив, что эта записка фигурировала на пленуме рика и райкома КП(б)Б и будет фигурировать на сессии ЦИК БССР. Меня обвинили в махровом великодержавном шовинизме. Выступив, я признал свою ошибку в деле с запиской. Тут же я подтвердил, что дома все время говорю на русском языке, но не вижу в этом ничего неправильного. После моего объяснения обвинения усилились. Мне объявили, что дома, в разговоре с женой, я должен употреблять исключительно белорусский язык. В результате был поставлен вопрос об исключении меня из союза и о снятии с работы. Только после того, как я согласился с тем, что дома обязан тоже говорить только по-белорусски, ограничились тем, что вынесли мне строгий выговор с предупреждением и занесением в личное дело. Я признал свои ошибки и чистосердечно решил даже в семье не говорить по-русски, но сомнение в правильности всего этого не дает мне покоя. Неужели, если я заговорю на улице с товарищем или дома с женой на русском языке, я обманывают партию? Нет ли здесь некоторого перегиба в обратную сторону?"

===
И ещё. В Крыму людей спросили, но судя по вашему тексту - вам это совсем не важно - мнение миллионов людей.

Edited at 2016-02-23 10:02 (UTC)

Не знаю почему, но меня безудержно тянет некоторым аффтарам отвечать в стиле удафф.ком. Ниче не понял, че аффтар хотел. Слишком многабукав. Ниасилил. КГ/АМ

  • 1