?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
По поводу комментариев к постам «День смерти Ленина» и «Причины неуспеха...».
tareeva
Я написала, что может этот январь последний в моей жизни, и на эти мои слова читатели живо откликнулись. Пожелали мне долгих лет, написали, что им я нужна, и за это спасибо, раз нужна — буду стараться остаться с вами как можно дольше. И еще написали, что я не должна думать о скорой смерти, что эти мысли вредны, могу накликать, запрограммировать скорый конец. И вот это, дорогие мои, не верно. Кто-то из великих сказал, что день, в который вы не подумали о смерти — это потерянный день, вычеркнутый из жизни. Мысль о смерти — благодетельная мысль. Из всех живых существ только человек знает, что умрет, и это знание во многом определяет его поведение. Только человек ищет смысл жизни, не может согласиться с тем, что смысл жизни просто в физическом существовании.

Мысли о близкой смерти не могут сократить жизнь, а могут ее только продлить, потому что они связаны с положительными эмоциями. Я попробую это объяснить, хотя объяснить трудно. Когда живешь как бы в самый последний период, то все, что тебя окружает, обретает особую красоту и значительность от мысли, что ты видишь это может быть в последний раз. Вот, например, у меня хороший вид из окна — несколько старых деревьев и храм Иоанна Предтечи под Бором, 17 век. Но это если посмотреть направо. А если посмотреть прямо и чуть-чуть налево, то там стоят мусорные баки. Торчат перед глазами, портят вид и раздражают. Но стоит только подумать, что ты видишь эти баки в последний раз и больше никогда-никогда их не увидишь, то они становятся такими милыми, трогательными, прямо хоть плачь. Прощальный взгляд все преображает, выявляет какую-то красоту, которую раньше не замечал. Так что красоты в жизни становится больше. И вообще ко всему, что мешало, раздражало, от чего хотел избавиться, теперь, когда избавление близко, отношение меняется. Оказывается, что тебе это не мешает, а что ты это любишь и расставаться с этим жалко. Так что получается, что и любви в тебе больше, чем ты думаешь.

Мысли о близкой смерти не позволяют совершать дурные поступки. Дурные поступки совершают из корыстных и прочих низменных побуждений, а ощущаемая близость порога, низменные побуждения подавляют полностью. Свобода от низменных побуждений это и есть настоящая главная свобода. Так что вот красота, любовь и свобода будут с вами в последний период.

И физические страдания, боль тоже имеют свой смысл. Я сейчас живу очень благополучно, я никогда так благополучно не жила, и это мое избыточное благополучие среди окружающего неблагополучия меня тревожит, создает дискомфорт. Чтобы меня совесть совсем не замучила, Господь по милосердию своему послал боль в ноге, сильную. Мне больно ходить, больно сидеть, больно лежать, я несколько раз просыпаюсь ночью от боли. Это чтобы я не думала, что Бог меня забыл и больше не посылает мне испытаний. Посылает. Так что у меня все хорошо, и меня не нужно жалеть, мне можно только завидовать. Но вы не завидуйте, потому что и с вами это все будет. Не нужно бояться старости, знайте, что всё лучшее у вас еще впереди.

Я написала, что «не завидую тем, кто живет в свободных демократических благополучных странах. Вот нисколько не завидую. Я привыкла жить, преодолевая сопротивление среды, борясь с ним. Если бы оно вдруг исчезло, я почувствовала бы себя так, как если бы исчезло атмосферное давление, меня тогда бы разорвало изнутри. Или исчезла бы гравитация, я бы оторвалась от земли, и жить в невесомости мне было бы очень неудобно». И получила следующий комментарий: «Последний абзац какой-то мазохистский. Впрочем, мне уже кажется, что именно это отличительная черта русских, - так называемая пресловутая "русская душа". ))»

Я согласна, что мое высказывание очень русское, во всяком случае так принято считать, хотя я не знаю верно ли это, но вот относительно мазохизма не могу согласиться. Понимание страдания как некой ценности свойственно христианству вообще, но это страдание не ради страдания, а во имя чего-то. Оно восходит к страданиям, которые принял Христос ради спасения человечества. Это особое отношение к страданиям очень хорошо видно в романах Гремма Грина, отнюдь не русского писателя, но убежденного католика. В русском менталитете такое отношение к страданию выражено более определенно, чем в западном. Если западная формула жизни «принять любой вызов и победить», то русская формула жизни: «вынести любое страдание и остаться человеком». Не то, чтобы эти формулы противоречили одна другой или взаимоисключали, но приоритеты разные. Быть победителем или, как любят говорить в Америке, «быть чемпионом», для русского человека менее важно, чем быть человеком. Мне такая позиция ближе и симпатичнее.

«Ленин — спорная фигура». Это верно. Но я думаю, хотя у истории нет сослагательного наклонения, что если бы Ленин руководил страной еще лет 15, Россия была бы другой. Диктатура пролетариата объявлялась как временная, до полной победы революции, после победы она должна была трансформироваться в демократию. Возможностью и гарантией этой трансформации был НЭП. Частная собственность на торговлю, производство товаров широкого потребления и услуги. В государственной собственности оставалось только производство средств производства, но и это могло измениться. Ленин говорил, что НЭП — это соревнование двух экономических систем, и которая победит, та и останется. НЭП — это частная собственность и свободный рынок и формирование демократических институтов, без которых частная собственность и свободный рынок не могут существовать. Проводить коллективизацию сельского хозяйства Ленин так же не предполагал, и я уже об этом много писала, экономической целесообразности в сталинской коллективизации не было. Короче, развитие НЭПа сделало бы Россию социал-демократической страной шведского типа.

Террор, к сожалению, неизбежное следствие революции, а революцию, как я уже говорила, совершил не Ленин и его единомышленники. Когда Ленин в апреле 1917 года вернулся в Россию, по всей стране уже гулял тот самый «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Царил хаос, грозивший смести все. А хаос, не может преобразиться в демократию.

Я читала книгу С.П. Мельгунова «Красный террор в России», она у меня есть. В предисловии к этой книге Мельгунов пишет, что для того, чтобы нарисовать объективную картину русской революции и Гражданской войны нужно было бы написать две книги: «Красный террор в России» и «Белый террор в России». Он и собирался написать две книги. Но начал он с красного террора и на белый у него уже не хватило сил. О белом терроре полагалось бы написать красным, провести такое исследование, какое провел Мельгунов, и опубликовать результаты. Но красные сделать этого не удосужились. Не придавали этому значения. Поэтому мы знаем, что в Крыму свирепствовали Землячка и Белокун, это и Михалков показал в «Солнечном ударе», но никто не знает, что до того, как красные вытеснили белых, в Крыму свирепствовала контрразведка белых. Пытали и вешали правого и виноватого. И тех, кто сочувствовал большевикам, и тех, кого в этого подозревали, и тех, кого не подозревали. В Крыму погибли мамины друзья, их запытали до смерти. В Алуште стоит им памятник. Когда я бывала в Алуште, то клала к этому памятнику цветы. Тогда из круга молодых коммунистов, знакомых моих родителей, уцелела одна девушка, и ее всю жизнь подозревали в том, что это она, испугавшись пыток и казни, выдала товарищей. Обвинение ей не предъявляли, доказательств не было никаких. Но это подозрение отравило ее жизнь.

Меня спросили, что моя няня рассказала о крепостном праве. Я написала об этом в воспоминаниях соответствующего периода. Няня рассказала об этом, как и обо всем остальном, в сказках. Няня сочиняла чудесные сказки. Очень красивые и бесконечно увлекательные. Отрицательным героем, носителем зла в ее сказках, были не Кощей Бессмертный и Баба Яга, а Злая Барыня. Положительные герои, которые страдали от злодейств Злой Барыни, не могли от нее уйти, были привязаны к ней крепко. Среди них была, как я понимаю, мама моей няни. Злая Барыня ее преследовала за то, что она испортила синюю юбку Барыни. То ли действительно испортила по неосторожности, то ли это была напраслина. До шести лет нянины сказки и были моей реальностью, а настоящую жизнь я видела не очень ясно и тоже няниными глазами.

  • 1
Вы удивительная, большое вам спасибо за каждое сказанное (и не сказанное, и несказанное:) слово, очень искренне и ценно. Я решаюсь просто немного дополнить картину и описать знакомую мне кончину одной французской старушки, которая - и которые: они обе, и кончина, и старушка - произвели на меня неизгладимое впечатление. Иудейка девяноста восьми лет, за неделю до смерти она сдавала анализы, и из лаборатории перезванивали несколько раз: нет ли ошибки с возрастом, ведь результаты идеальны... Безмятежная жизнь, скажете вы - и не угадаете, во время второй мировой один из нацистских офицеров снял ее с поезда, уходящего в концлагерь, из-за исключительной красоты. Так и было объявлено: слишком красива. Держала ателье, вырастила дочь. Сухощава, всегда причесана, улыбчива, большая ценительница оперы. В день смерти, как обычно, привела себя в порядок (блузка, юбка, туфельки, прическа, макияж...), приготовила то, в чем хотела бы видеть себя в гробу, написала нежные слова своим девочкам и села в любимое кресло. кресло...

Какая Вы классная! Долгих и счастливых дней жизни, Вам!

Прекрасный пост, замечательные слова. Редкость - такие ясные мысли, изложенные простым, но образным языком. И всё-таки - не болейте и живите долго!

Путин каждый день въезжает в кремль по алтарю храма Иоанна Предтечи.
После его сноса началась Крымская война.

спасибо.
с интересом прочитал Ваши мысли
здоровья Вам!

Я по восьмому десятку иду с такими стихами, известными мне с юности:
* * *
Года четыре был я бессмертен,
Года четыре был я беспечен,
Ибо не знал я о будущей смерти,
Ибо не знал я, что век мой не вечен.

Вы, что умеете жить настоящим,
В смерть, как бессмертные дети, не верьте.
Миг этот будет всегда предстоящим -
Даже за час, за мгновенье до смерти.

Это Маршак Самуил Яковлевич.Что касается белого и красного террора, то я об этом впервые прочла У Пастернака.

Edited at 2016-02-04 21:46 (UTC)

Живете Вы как раз в благополучной стране, слава Господу. А демократия - она в аду. В раю же Царство.

И,да, многая лета! Даешь сотню! :)

Edited at 2016-02-08 08:34 (UTC)

  • 1