?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Константину Симонову 100 лет. Продолжение 3.
tareeva
Некоторые читатели пишут в комментариях, что Симонов им неинтересен и что напрасно я уделяю ему столько внимания и пишу о нем так много. Я их понимаю. Может быть, будь я лет на 30 помоложе я относилась бы к нему так же. Но в мое время он занимал очень большое место в советской литературе и в советской жизни, а значит и в моей жизни. Если изучать послевоенные десятилетия в нашей стране, то куда не посмотри всюду наткнешься на Симонова, а если изучать Симонова, то узнаешь многое о советской жизни того времени, чего не узнал бы, если бы не взялся за Симонова. В Симонове не только отразились особенности советской жизни, но он во многом определил эти особенности. Феномен Симонова ни историкам, ни социологам, ни литературоведам, ни социальным психологам не обойти.

И раз уж мы позволили себе пользоваться биографическим методом исследования литературы, то будем пользоваться им напропалую. В прошлых двух постах мы говорили о биографии Симонова больше, чем о его творчестве, хочу немного продолжить в том же духе. Там речь шла о его отношениях с женами, а можно еще поговорить о его отношениях с детьми. История этих отношений больше похожа на истории из «В мире животных». В животном мире самцы большинства видов не заботятся о потомстве. А если заботятся, то очень недолго. Волк, встретив подросшего сына воспринимает его не как сына, а как самца соперника. Лев, новый глава прайда, пожирает детенышей своего предшественника, иногда по ошибке прихватывая и своего, львицы прячут детенышей от самцов. Не напоминает ли вам это отношения Симонова с его пасынком Анатолием Серовым младшим? В связи с юбилеем на всех каналах телевидения было много передач о Симонове. В одной из этих передач участвовала его дочь Мария, так вот она сказала, что никогда не знала, как называть отца. Называть папой — язык не поворачивался и она не знала, называть ли его дядя Костя или по имени отчеству, или Константин, словом были трудности с обращением. Я думаю, если бы Симонов сказал ей, чтобы она называла его папой, то у нее бы это прекрасно получилось, но видно он ей этого не сказал. Непонятно почему. Может ему казалось, что обращение папа его старит, так вроде бы не должно. Он никогда не хотел выглядеть юношей, хотел выглядеть взрослым мужчиной.

У Симонова был сын и три дочери. Из детей Симонова известным стал только сын Алексей, единственный сын и первенец. Он похож на отца как два капли воды, если бы он унаследовал от отца картавость, то их вообще невозможно было бы отличить, такое сходство редко встречается. Отец оставил Алексея, ушел из семьи, когда мальчику было около года или год с небольшим. Но судя по тому, как Алексей говорит об отце, он на отца не в обиде. Не знаю, относился ли бы он к нему так же, если бы отец не был известным поэтом, если бы это родство не было бы лестным и полезным, не открыло бы ему многие двери. Впрочем, не будем оскорблять подозрениями хорошего человека. К Алексею Симонову мы все относимся с уважением. Мне нравится все, что он делает и все, что он говорит, мне кажется правильным. Вот разве что отца он несколько переоценивает как поэта, и как общественного деятеля представляет в не совсем правильном свете. Но сыну это простительно. Алексей считает именно себя наследником Константина Симонова имеет на это право — он старший сын крон-принц, наследник престола.

А теперь о творчестве. Если говорить о лирическом герое поэзии Симонова, то на эту тему есть эпиграмма, очень точная и меткая. Я не помню кто автор эпиграммы и из всей эпиграммы помнил наизусть только первое четверостишие, очень содержательное, но в интернете мы нашли ее целиком. И я хочу ее вам показать.

Как подобает взрослому мужчине
Табак, коньяк, две порции тоски
В одной руке держу свои морщины
В другой руке — седые волоски…
Недаром я прозвал тебя судьбою,
Играй же мной, ликуя и скорбя!
Присядь ко мне, я кончу цикл "С тобою",
А то - пуляй, есть цикл и "Без тебя".
Довольно петь нам о любви по-птичьи,
Пора нам стать и проще и сильней,
Пора нам по-простому, по-мужичьи,
По-холостяцки рассказать о ней.
Я шел к тебе по дьявольской дороге.
О, я мечтал не год, не два, не три
Про эти губы, зубы, руки, ноги,
Про эти уши, черт меня дери!
Садитесь все и пейте, бога ради!
А ты детей, голубка, отзови...
Читаю три лирических тетради
В объеме курса "Странности любви".
Твои глаза прищуренные узки...
Когда-нибудь и мне лежать в гробу...
Давайте, братцы, выпьем без закуски,
Закусывая нижнюю губу.
Простите все бродягу-непоседу!
Уходит поезд ровно в десять семь...
Опять уеду я, опять приеду
И уж тогда доеду вас совсем.

Не правда ли смешно и остроумно? Но мне для моей концепции нужно только первое четверостишие. Табак, коньяк, седина и пр. действительно часто появляются в стихах Симонова, как признаки взрослости и мужественности. Он так на этом настаивает, так педалирует, что впору усомниться - так ли это. И еще очень важная составляющая мужественности - тоска. Мужественно преодолеваемая тоска, причины котороц читатель должен угадывать. Всеобщим кумиром и воплощением мужественности тогда был Хемингуэй и все это есть у Хемингуэя. Но то, что у Хемингуэя суть, у Симонова, похоже, поза, копирование внешних проявлений. Интересно, что эта хемингуёвина (как тогда это называли) есть в стихах Симонова, а Хемингуэй поэтом не был, но ее нет в прозе Симонова.

Когда говорят о тех, кто влиял на Симонова, то иногда называют Киплинга, но мне кажется, что слухи о влиянии Киплинга на поэзию Симонова распускал сам Симонов. Симонов чувствовал свою идейную близость к Киплингу, потому что воспринимал его как солдата империи и себя считал таковым. Симонов перевел стихотворение Киплинга «Дурак» и это один из лучших переводов Киплинга на русский язык и одно из лучших стихотворений Симонова.

Жил-был дурак. Он молился всерьез
(Впрочем, как Вы и Я)
Тряпкам, костям и пучку волос -
Все это пустою бабой звалось,
Но дурак ее звал Королевой Роз
(Впрочем, как Вы и Я).

О, года, что ушли в никуда, что ушли,
Головы и рук наших труд -
Все съела она, не хотевшая знать
(А теперь-то мы знаем - не умевшая знать),
Ни черта не понявшая тут.

Что дурак растранжирил, всего и не счесть
(Впрочем, как Вы и Я) -
Будущность, веру, деньги и честь.
Но леди вдвое могла бы съесть,
А дурак -на то он дурак и есть
(Впрочем, как Вы и Я).

О, труды, что ушли, их плоды, что ушли,
И мечты, что вновь не придут,-
Все съела она, не хотевшая знать
(А теперь-то мы знаем - не умевшая знать),
Ни черта не понявшая тут.

Когда леди ему отставку дала
(Впрочем, как Вам и Мне),
Видит Бог! Она сделала все, что могла!
Но дурак не приставил к виску ствола.
Он жив. Хотя жизнь ему не мила.
(Впрочем, как Вам и Мне.)

В этот раз не стыд его спас, не стыд,
Не упреки, которые жгут,-
Он просто узнал, что не знает она,
Что не знала она и что знать она
Ни черта не могла тут.

Легко понять, почему это стихотворение было близко Симонову, как оно утешало его в отношениях с Валентиной Серовой. Именно поэтому, переводя это стихотворение, Симонов был конгениален Киплингу.

И я уже писала о том, что Симонов переделал поэму «Пять страниц», сильно отредактировал ее, сократил, и этим испортил. Стихотворенрие «Дурак» я тоже помню в первоначальном варианте, в данном случае не стану утверждать, что первый вариант был лучше, но все-таки покажу вам третью строфу в том варианте:

Дураку его шкура была мила,
Впрочем, как вам и мне,
Что леди отлично заметить могла
Когда дураку отставку дала.
Он жив, но сотня бы смерть приняла,
Впрочем, как вы и я.

Продолжение следует.

  • 1
Столько лет прошло, а зависть обойдённых женщин и малоталантливых соперников не утихает.
Гениальный поэт был Симонов, спасибо что напомнили.
И человек правильный, советский.

"Отрицательный отзыв - это положительный отзыв. А вот когда вообще нет отзывов - тогда да, рассматривать нет смысла". Кто-то из великих учёных....не помню кто... ;)
Симонов, имхо, очень крупный поэт. Вовремя и потрясающее сделал. Но не гений, это уж чересчур...

Вот да, "вовремя".
И уж казалось бы "молодёжь не помнит".
Но вот вышла девушка с той же фамилией и картинками про войну, Ксения Симонова -- и сломалась публика, зарыдали.
Всё живо.

НЕ знаю, кто такая Ксения - но вот насчёт Кирилла в курсе.
Что там опять за ужасы?

Да не ужасы.
Была история несколько лет назад, конкурс талантов на укротелевидении, франшиза американская.
И вышла девушка из Симферополя, нарисовала в жанре песочной анимации мультфильм про войну.
Там и голыми дрыгались, и кастратами пели, и свиней учёных выводили -- а конкурс выиграла она. Тогда ещё это было возможно, весь зал плакал.

Да. Диагноз ясен. Но я отнюдь не специалист, вот доктор Иванов...

Вам надо с моей мамой поговорить. Она всю жизнь в Гослитмузее, знала лично КМ. От неё - моя любовь к его стихам. Хотя, канечна... Да, и учитель жены - лучшая подруга (в скобках) Серовой. Почитаю завтра, предвкушаю... Спасибо Вам!

  • 1