?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
К юбилею Сергея Есенина
tareeva
Дорогие френды! Есенину исполнилось 120 лет четыре дня назад, но т.к. за последние полторы недели никто из моих помощников не приходил, не могла вас поздравить своевременно. И сегодня пусть с опозданием я поздравляю вас с этим светлым праздником.

Мы с вами разговаривали о Есенине два года назад. Я тогда написала большой пост «Есенин в моей жизни». Вы написали много комментариев, я ответила на ваши комментарии, вы ответили на мои ответы и т.д. Был продолжительный и содержательный разговор. elena_sheo прислала мне стихотворение Есенина и попросила его прокомментировать. Я этого стихотворения никогда не читала, оно не включалось в известные мне сборники стихов и собраний сочинений. Я даже усомнилась, что оно принадлежит Есенину, уж очень на него непохоже. Но оказалось, что это все же Есенин.

К тому разговору я мало чего могу добавить, но все же кое-что нужно сказать. То был «Есенин в моей жизни», а сегодня «К юбилею Есенина» - это разные темы.

Есенин жил в эпоху потрясений, исторических катаклизмов, он «посетил сей мир в его минуты роковые». А если бы это было не так, если бы не революция и все, что с ней связано, он возможно и не стал бы великим поэтом. Он начал писать до революции, был кем-то замечен и даже читал свои стихи царской семье. Там ценили самородков, выходцев из народа. Если бы не революция, он и остался бы таким Лелем со сладкозвучной свирелью, это в лучшем случае. А в худшем, и это более вероятно, он поддался бы соблазну символизма, декадентства, и стал бы писать в этом стиле, а это для него неорганично, и ничего хорошего из этого бы не получилось. Стихотворение, которое прислала мне elena_sheo, было подражанием символистам и не слишком удачным. Невозможно было угадать в нем талантливого поэта. Неизвестно, обрел бы он свой голос.


Но произошла революция, она разрушила тот мир русской деревни, сельской жизни, которую он так любил и певцом которой был. Это разрушение он воспринял как трагедию, и его поэзия обрела мощь. Старое, знакомое, любимое было разрушено, надвигалось новое, которое трудно было понять. Что-то в этом новом было привлекательно даже для его любимых мужиков. Он описывает, как, «почесывая зад и перед», они о новой жизни говорят. И еще:

И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»
О Марксе, Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.


Есенин хотел понять и принять новое, хотел его полюбить, но у него это как-то не получалось. В картинках, где изображалось старое и новое, вся душа Есенина была на стороне старого. Он понимал, что машины нужны и полезны, но был на стороне лошадей.

Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?


Почему Есенин начал пить? Из-за душевного разлада? Потому что то, что любил, уходило и его нельзя было спасти? Потому что окружающую жизнь он не мог вынести без допинга? А может быть в него была заложена некая программа саморазрушения? Так бывает, особенно часто с русскими мужчинами, впрочем, других мужчин я не знаю. Об этом писал Блок:
Тайно сердце просит гибели.
Сердце легкое, скользи...

И в какой иной обители
Мне влачиться суждено,
Если сердце хочет гибели,
Тайно просится на дно?


Я видела, к сожалению, очень-очень близко человека с такой программой, и знаю, что эту программу очень трудно сломать, очень трудно помочь такому человеку.

Есенин мой любимый поэт. Он входит в первую пятерку, пожалуй, даже четверку. Причем первое место в этой четверке занимает Пушкин, а остальные трое в зависимости от моего состояния и обстоятельств жизни могут меняться местами, так что Есенин иногда бывает вторым. Бывают такие периоды, когда Есенин мне нужен по жизненным показаниям. Я хватаюсь за его стихи как за соломинку спасения, и, случалось, они спасали. Когда видишь свои чувства, свою тоску, смятение и разлад, выраженный в этих прекрасных стихах, превращенные в красоту и гармонию, то это как-то гармонизирует тебя самого.

Казалось бы, что общего между мной и Есениным? Его мир, мир русской деревни, вроде бы должен быть мне чужд, но это не так. Не знаю, почему. Может быть потому, что моя няня была деревенской из крепостных? Она воспитывала меня от рождения до шести лет, а психологи считают, что к шести годам формируется личность. Няня была главным человеком в моей жизни. Других взрослых в этот период, включая родителей, я вообще смутно помню. Няня рассказывала чудесные сказки, и я жила в мире ее сказок, они были моей реальностью. Каждый год на все лето мы уезжали в ее родную деревню Ивня Обоянского уезда Курской губернии. Впрочем, о няне я очень подробно рассказала в воспоминаниях. Может быть дело в няне, а может не в ней, а в ноополе. Все четыре года войны я прожила в глухой деревне – с 16 до 19 лет, а это тоже очень важный возраст в становлении человека. Так что деревни в моей жизни было может не многим меньше, чем у Есенина.

Есенин уехал из деревни в Москву, оставил всех, кого любил, и чувствовал себя виноватым перед ними, особенно перед матерью. Чувствовал себя чуть ли не предателем, но вернуться не мог, не мог преодолеть предначертанное судьбой. Я тоже уехала из Станислава в Москву, оставила маму одну, тосковала по ней и остро чувствовала вину перед ней. Есенинское «Письмо матери» - это про меня, почти слово в слово. И все упоминания о матери в стихах Есенина я не могу читать без слез.

Что поет теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село,
Только знаю — багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.


И «Москва кабацкая» в моей жизни тоже была. Я написала об в цикле «Злачные места Москвы 50-60-х годов». Я принадлежала к богемной компании, и бражничали мы по той же причине, что и Есенин. Мы тоже вдруг потеряли то, во что верили, оно вдруг разрушилось, и не за что было ухватиться.

Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.


- это тоже про нас. Бог был разный, но потерю веры мы переживали столь же остро.
А теперь я хочу сказать совсем про другое. Я хочу сказать об особенностях празднования юбилея Есенина в этом году. Ведь это день рождения, светлый праздник, но все говорят почему-то не о рождении, а о смерти. Воскресли все легенды и мифы о том, что Есенин не покончил с собой, а его убили. Это потому, что у нас теперь Год ненависти или вернее Пятилетка ненависти, и все, что бы ни происходило, нужно использовать как повод для взрыва ненависти.

Идея о том, что Есенина убили, возникла в 70-е годы, и тогда в убийстве обвиняли сотрудников ГПУ. Это были годы разочарования в советской власти, и всех хороших людей, которые умерли в советское время, хотелось считать не умершими, а убиенными, а виновниками их смерти считать ГПУ.

ГПУ, конечно, зловещая организация, но нужно все же оставаться в рамках реальности. В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы». И теперь говорят о том, что великого русского поэта убили конечно же не русские люди. Виноваты проклятые евреи в лице Троцкого или ГПУ, которым руководил Дзержинский.

И так, как мы живем в театре абсурда, то версии смерти Есенина также приобретают абсурдистские формы. Лев Анненский на «Эхе Москвы» недавно рассказал такую версию смерти Есенина, в которую он искренне верит. Уже в наше время некий глубокий старик, старый ГПУ-шник, признался, что это он убил Есенина вместе со своим сослуживцем, который тоже еще жив и может это подтвердить. Как и почему они это сделали? А дело было так. Есенину предложили стать секретным сотрудником, он отказался, предложили еще раз, он опять отказался. Когда Есенин приехал в Ленинград, они его там встретили на вокзале и предложили в третий раз, он опять отказался, они его убили прямо на вокзале, застрелили, а труп отвезли в гостиницу «Англетер» и там повесили, инсценируя самоубийство. И Анненский еще сказал: «Так вот от чего у Есенина на лбу ссадина! Это след от пуль». Вроде бы пуля, которой убили, оставляет не ссадину. Здесь все сплошной бред.

Во-первых, сильно пьющим людям не предлагают стать секретными сотрудниками, потому что секретов хранить они не могут. Во-вторых, если они хотели его убить, то зачем это было делать на вокзале? Они могли отвезти его куда угодно и там убить, и спрятать труп так, что его никто бы никогда не нашел. Зачем нужно было везти его в гостиницу? И меня всегда удивлял шум вокруг ссадины на лбу. Ссадина на лбу пьющего человека, мне кажется, особой загадки не представляет. У меня есть друг, мой однокурсник, он и сейчас сильно пьет, так вот он всегда в гипсе. То одна рука, то другая, то одна нога, то другая. Недавно сняли гипс с локтевого сустава.

И, наконец, если Есенина убили, кто написал предсмертную записку кровью в прекраснейших стихах? Одно из лучших стихотворений Есенина.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.


Это что, ГПУ-шники написали?

Но я понимаю, что разумные доводы не действуют на людей, охваченных неистовой ненавистью.

Очень не хотелось писать об этом, но и пройти мимо невозможно. Ведь испортили сволочи весь день рождения.

А теперь давайте почитаем стихи. Сначала из ранних, стихотворением, написанное счастливым человеком, полным надежд.

Выткался на озере алый цвет зари.
На бору со стонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
сядем в копны свежие под осенний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
есть тоска веселая в алостях зари.

А теперь из зрелого Есенина:
Грубым дается радость,
Нежным дается печаль,
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.

Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак,
Ёта прямая дорога
Меня привела в кабак.

Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль не сын я страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.

Мутно гляжу на окна,
В сердце тоска и зной.
Катится в солнце измокнув,
Улица предо мной.

На улице мальчик сопливый.
Воздух поджарен и сух.
Мальчик такой счастливый
И ковыряет в носу.

Ковыряй, ковыряй, мой милый,
Суй туда палец ыесь,
Только вот с эфтой силой
В душу свою не лезь.

я уж готов... я робкий...
Глянь на бутылок рать!
я собираю пробки -
Душу мою затыкать.


Еще одно, тоже из поздних:

Есть одна хорошая песня у соловушки -
Песня панихидная по моей головушке.

Цвела - забубенная, росла - ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая.

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.
Промотал я молодость без поры, без времени.

Как случилось-сталось, сам не понимаю.
Ночью жесткую подушку к сердцу прижимаю.

Лейся, песня звонкая, вылей трель унылую.
В темноте мне кажется - обнимаю милую.

За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю - милая никогда не встретится.

Эх, любовь-калинушка, кровь - заря вишневая,
Как гитара старая и как песня новая.

С теми же улыбками, радостью и муками,
Что певалось дедами, то поется внуками.

Пейте, пойте в юности, бейте в жизнь без промаха -
Все равно любимая отцветет черемухой.

Я отцвел, не знаю где. В пьянстве, что ли? В славе ли?
В молодости нравился, а теперь оставили.

Потому хорошая песня у соловушки,
Песня панихидная по моей головушке.

Цвела - забубенная, была - ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая.


Порадуемся, что Есенин родился. Без него русская поэзия была бы другой и мы были бы другими. Поплачем над его жизнью. Но будем помнить, что именно этой его непутевой жизни мы обязаны тем наслаждением, тем счастьем, которое нам дали его стихи.
Метки:

  • 1
на мой взгляд, люди просто жили. И их не очень интересовало какой статус они приобретут в стране и для истории. Более того, озаботившись этим, уж точно ничего не сможешь сделать, что оценят другие.
Его стихи ценны естественностью и искренностью. Да, есть свой слог и он узнаваем.

Однако, русская литература спокойно обошлась бы и без Есенина.
И потомки не пострадали бы, не читая о вожделении, самобичевании и пьяных выходках.
Научить он вряд ли кого то чему то путному может.

Я совсем другой судьбы человек, чем Вы. В деревне никогда не жила . Но с юности люблю этого Поэта. И у меня он входит в пятёрку любимейших.И у меня он впереди Пастернака, который и у меня в первой пятёрке Стихи Есенина совершеннее.
Есть у него шедевры, что могут составлять гордость русской , да и мировой литературы. Да, бывают случаи, " Когда священный дар, когда бесмертный гений...озаряет голову безумца, Гуляки праздного..." Загуливать у него было причин предостаточно.Пил и Блок, человек совсем другого склада.И разбивал лекарства, не хотел жить. Покончивших с собой в те годы роковые больше, чем мы знаем, потому что не все они могли перед смертью написать гениальные стихи. Кто смог, тех мы помним. Я не могу сказать, что читаю его стихи с наслаждением.Слишком больно... С восхищением, с состраданием - да.

иногда лучше жевать, чем писать

Аффтар так хорошо начала про эрзянина Есенина (а он всю жизнь считал себя русским, бугога))), а потом скатилась в демагогию.

Первую часть поста надо оставить, а вторую - выкинуть, она чести аффтару не делает.

//Но я понимаю, что разумные доводы не действуют на людей, охваченных неистовой ненавистью. Очень не хотелось писать об этом, но и пройти мимо невозможно...//

Вы литературовед, вы знаете вероятно зачем Есенин приехал в Питер? Но у вас нет сомнений в его самоубийстве.

Вы даже не хотите знать отчего он пил и за что его десятки раз задерживала милиция. И главное - что он кричал перед арестами?

Но вы уверены, вы насмерть уверены. Пичалька.

Я больше всего поржал над тезисом о том, что алкашей в сексоты не вербовали )))

Аффтар так далек от народа, как... как... остолопы, ходившие "в народ".

Мерси за каламбур.

"Волга впадает в Каспийское море..."
"Молоко белое", а "вода жидкая".

Мы мало отдаём себе отчёт в некоторых постулатах, что окружают нас по жизни.
Привыкли, что "вода жидкая", а "молоко белое" и живём себе, не утруждая проверить первоисточники о тех явлениях, к которым привыкли.

"Есенин написал "До свиданья друг мой, до свиданья..."
"Написал в качестве предсмертной записки".
Ею, в том числе, оправдывается версия самоубийства. Над прочими версиями иронично так, с оскальцем, говорим: "В своей предсмертной записке...", "В предсмертном стихотворении...".
Ребятки мои, а пробовал кто-нибудь из вас хотя бы посомневаться, писал ли это стихотворение Есенин? А если написал, то тогда ли, как это утверждают разные сторонники официальной версии смерти?
Ну?!
Рожки гну...
Кем и когда доказано, что это стихотворение принадлежит Есенину?
Кем и когда доказано, что это стихотворение написано, по "официальной версии" после 23 декабря 1925 года и до 28 декабря 1925 года?
И опа!
Это "сказал Эрлих"... Это "сказал Горбачёв"...
Кто это такие? Кто все эти люди? Есть ли основание доверять им?
А помимо них, мы можем как-то ещё подтвердить утверждаемое?
И вот выясняется, что нет - не можем.
Да и графологической экспертизы не проводилось.
А уж версия его "появления" вообще не рассматривалась с точки зрения увязки со смертью Сергея Есенина.

Ставили мы в студенческом театре "Анну Снегину".
Прочитал, не понравилось. Обсудил с папой (мой литературный гуру).
В процессе обсуждения сказал, что мне не нравится Есенин.
Папа сказал, что для того, чтобы делать подобные высказывания нужно:
1. Знать творчество поэта (читаем всё, что он написал).
2. Понимать исторический момент (учим историю).
3. Иметь понимание литературной среды тех лет (читаем современников поэта).
4. Понимать, что происходило в личной жизни поэта (изучаем биографию, письма...)
Потратил лето на выполнение всех четырех пунктов (эх, студенчество...).
В начале сентября с полной ответственностью повторил:
Мне не нравится Есенин. Ни как человек, ни как поэт.
Отрицать его талант смешно и нелепо, но мне он не нравится.
Имею право, спасибо, папа.

Я когда-то довольно давно читала об экспертизе по поводу смерти Есенина. Там было написано, что ссадина на лбу была оттого, что он висел, упираясь лбом в трубу центрального отопления.

  • 1