?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Мое открытие Америки с Аксеновым. Продолжение
tareeva
60-е годы были временем молодежного протестного движения. Это движение охватило всю Америку, всю Францию, коснулось и других стран. В разных местах оно принимало разные формы, было более или менее радикальным. Во Франции его даже называли революцией, вся страна была охвачена забастовкой. У студентов был лозунг: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!». Бертоллучи снял об этом фильм «Мечтатели». Интересно, что в нашей стране 60-е также были временем высокой общественной активности, и существует термин «шестидесятники». Тогда началось и диссидентское движение. Почему именно 60-е и во всех странах, таких разных?

Основание для протеста есть всегда, но возможно это были годы высокой солнечной активности. У меня впечатление, что об этом нужно бы спросить у астрологов. Мне это движение всегда было очень интересно. Против чего протестовала молодежь? И потом, когда протест пошел на спад и угас, изменилось ли что-нибудь? Или он мелькнул как молния и исчез, не оставив следа?


Этот протест оставил след в искусстве и литературе. Во Франции это была новая волна в кинематографе. Начало новой волны предшествовало молодежному протестному движению и как-то спровоцировало его. Если помните, все началось с закрытия Синиматеки. Это хорошо показано в вышеназванном фильме Бертолуччи.

60-е в нашей стране – это множество блестящих новых имен в поэзии, прозе и кинематографе. Не буду их называть, вы их сами знаете.

Аксенова интересовало протестное движение 60-х в Америке, он занимался этим, и я хочу предложить вам еще несколько страниц Асиной работы, посвященных этой теме.




Василий Аксенов естественно не был свидетелем этих событий, но знает о них много, чувствует их. Отсвет тех лет лежит на поколении американских коллег - современников писателя. Память о том времени - самое дорогое и светлое для них. Для многих, может быть, воспоминание тех лет - это то, что придает смысл всей их жизни. От тех лет нам остались в наследство рок-музыка, песни Элвиса Пресли, романы Курта Воннегута. И еще от шестидесятых нам достался кумир современной молодежи и талантливый актер Леонардо Ди Каприо - герой многажды оскароносного «Титаника» и постмодернистского «Ромео и Джульетты». Его родители были хиппи, и он был зачат и рожден в бродяжничестве.

В этом движении шестидесятых участвовали и героиня романа «Новый сладостный стиль» Нора Мансур - дочь мультимиллионера и популярной кинозвезды, и ее друг - выходец из бедной семьи. Они были марксистами и троцкистами, ненавидели истеблишмент США и презирали СССР за то, что тот так и не смог разжечь мирового пожара, а вместо этого построил полицейское государство.

Общим для всех участников молодежного движения шестидесятых было бунтарство, протест как внутреннее состояние. Внешние же проявления этого протеста, так же, как и его направленность и убеждения бунтарей были очень различны. Здесь были и гуманные хиппи с их культом цветов и лозунгом «Люби, а не воюй», и злые панки, поэты-битники Ален Гинзберг и Лоуренс Ферлингетти (между прочим, объект ненависти сегодняшних русских критиков - национал-патриотов круга Вадима Кожинова), и анархисты, маоисты, чегеваристы, «черные пантеры» и гомосексуалисты, лесбиянки, проповедники восточных культов и просто бродяги по натуре.

Молодежное протестное движение шестидесятых называют и «молодежной революцией», и «пробуждением Америки». Мощь и размах его были огромны. Сейчас оно - объект внимания и пристального изучения для представителей многих научных дисциплин: социологии, психологии, искусствоведения, литературоведения, истории и пр.

В. Аксенов рассказывает о проходившем в Гаучер-колледж -учебном заведении со столетней историей - полугодичном семинаре на тему «Шестидесятые - время пробуждения: Восток и Запад». На этом семинаре писатель был одним из лекторов, представлявших Восток.

В Кеннановском институте В. Аксенов присутствовал на лекции, где профессор успешно сравнивал американские шестидесятые с русскими шестидесятыми XIX века, прослеживая сходство взглядов и вкусов американских шестидесятников с базаровыми и рахметовыми. Если же сравнивать американские шестидесятые с советскими шестидесятыми, с послесталинским пробуждением, то сходство можно найти разве что в молодежной субкультуре. Литература битников не оказала какого-либо значительного влияния на русскую литературу, но весь стиль и образ жизни битников отразился на образе жизни их сверстников в Восточной Европе.

Против чего же протестовала молодежь, от чего же пробуждалась Америка в шестидесятые? В. Аксенов считает, что протестовала она против «всей той атмосферы ханжества и затхлости, которая тяготила выросшую американскую интеллигенцию» в пятидесятые годы и апофеозом которой была деятельность пресловутой комиссии сенатора Маккарти. Америка пробуждалась, пишет он, «может быть прежде всего от своего провинциализма». И дальше: «Может быть именно тогда великая страна, корчась в родовых муках, сметала рогатки изоляционизма, пробивала пелену застоя, чтобы стать не только экономическим... лидером Запада, но и его духовной частью, войти в интеллектуальное, нравственное и эмоциональное движение, называемое сейчас «свободным миром», войти и возглавить его не только как самое сильное, но и самое свободное, самое открытое общество.»

После движения шестидесятых американское общество испытывало «затяжное похмелье» и переживало неизбежно связанные со всяким революционным движением разочарования. Но все же, утверждает, поколение шестидесятых своей цели достигло, если считать этой целью развитие либерального демократического общества.


  • 1
У меня сложилось впечатление, что битники объект ненависти Вера, который обвиняет их в подрыве современной цивилизации. Впрочем, остальные националисты тоже не отстают. Но по мне, именно они представляют для современного мира главную опасность.

  • 1