?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Мое открытие Америки с Аксеновым. Продолжение.
tareeva
Дорогие френды, воображаю, как вам надоело это американо-аксено-лимонная тема. Но я со свойственным мне тупым упорством собираюсь довести этот разговор до конца, а пока мы даже не в середине.

В мое время всякий разговор об Америке начинался и кончался расовой проблемой, дискриминацией негров в этой стране. Почему-то у советских людей эта тема вызывала жгучий интерес. Нам, свободным и счастливым, было безумно жаль американских негров. Естественно, Аксенов в книге «В поисках грустного бэби» не мог не коснуться этой темы. Его взгляд на негритянский вопрос отличается некоторым своеобразием. Вы это сами увидите, если у вас хватит желания и терпения прочесть еще несколько страниц из Асиной дипломной работы.



Из книги В. Аксенова мы узнаем, что проблемы официальной дискриминации черных в Америке решаются, и в последние годы движение по пути решения этих проблем очень ускорилось. Еще в начале шестидесятых годов негров в Вашингтоне не пускали в партер театров, они могли сидеть только на галерке. В начале же восьмидесятых мэр и почти весь муниципалитет Вашингтона - черные, так же как мэры Филадельфии, Чикаго, Лос-Анжелеса и даже Атланты (бывшей во время войны Севера и Юга неофициальной столицей южан, боровшихся против освобождения черных рабов). «Повсюду, - пишет В. Аксенов, - встречаешь черных юристов, правительственных чиновников, богатых бизнесменов, дети ходят вместе в детские сады и школы - нет лучше зрелища, чем группа малышей разных рас. Молодежь вместе занимается спортом, не так уж сильно дискриминируется в любовных утехах, не говоря уж о танцах «брэйк»... И все же разделение, во всяком случае психологическое, еще существует, и черные, кажется, помнят об этом лучше белых.»




Другими словами: на государственном и в значительной степени на общественном уровне расовая проблема решена, на личном, психологическом уровне - нет.

Слишком мало времени прошло после того, как прекратилась официальная дискриминация, чтобы негры могли забыть те унижения, а белые отделаться от чувства вины. Кроме того, психологический стереотип преодолеть несравненно труднее, чем социальный. Ксенофобия биологична, она коренится в инстинктах, в бессознательном, чтобы изжить ее нужно очень много времени, а может быть избавиться от нее вообще невозможно. Но американское общество не теряет надежды. Вопросы расового равенства с утра до ночи дебатируются на телевидении. Все американские знакомые Аксенова утверждают, что за последние годы достигнут «колоссальный прогресс».

В своих эссе на расовые темы В. Аксенов высказывает две парадоксальные мысли. Из всех жителей Соединенных Штатов только негры приехали туда не добровольно. Люди разных национальностей и граждане многих стран стремились попасть в Америку, проникали туда нелегально, тайно, нарушая законы, иногда рискуя жизнью. Но негров привезли насильно. Однако, благодаря грязному промыслу работорговцев, в этой стране образовалась община черных американцев (именно община, а не «нация негров», потому что черные американцы принадлежат ко множеству разных наций, так же как и белые американцы), с уровнем развития которой, с прогрессом которой во всех отношениях не может сравниться, так считает В. Аксенов, ни одна из стран черной Африки. Таким образом, и в этом исторический парадокс или ирония истории, историческое зло обернулось благом.

Вторая мысль касается взаимовлияния в области нравственной, этической более развитой культуры белого Запада и менее развитой

культуры черного «третьего мира». Принято считать, по крайней мере со времен великого Жан-Жака Руссо, что естественный человек есть человек нравственный, чистый и что «порчу», нравственную нечистоту несет с собой цивилизация. Если так думали во времена Ж-Ж.Руссо, то тем более естественно так думать в наше время, когда уже десятки лет в ходу идеи шпенглеровского «заката Европы» и ницшеанские «сумерки богов». Правда ни этот закат, ни эти сумерки пока еще не сменились, как им было бы положено, тьмой, но некий общий кризис западной культуры отмечается всеми, и повсеместное распространение постмодернизма тому доказательство. Об этом кризисе написано множество книг и снято множество кинофильмов. А вот Василий Павлович Аксенов думает иначе. «Всегда у нас считалось,- пишет он,- что декадентская западная цивилизация является в мире главным источником греха, разврата, наркомании, половых извращений... Признаюсь, после нескольких лет жизни на этом самом Западе у меня сложилось впечатление, что основным источником декаданса и блуда является «третий мир», который в клишированном идеологическом представлении выглядит как бы невинной жертвой. Именно из «третьего мира» идут на Запад разнузданный секс, мастурбирующие ритмы, одуряющие травы и порошки, всепоглощающая тяга к кейфу.» И дальше: «Ошибочно вообще представление о том, что цивилизация неизбежно влечёт за собой падение нравов. ...Если непредубежденными, «неидеологизированными» глазами посмотреть в глубь истории, можно увидеть, что чем ниже уровень развития, тем выше уровень дебоша. ... Человеческие группы, не озабоченные задачей цивилизации, то есть развития, улучшения (к этому относится и религиозный поиск), озабочены в первую очередь жаждой кейфа. Самые изощренные формы половых извращений и наркомании родились не в цивилизованном обществе, а в дикарских группах. Западная цивилизация, особенно в ее англосаксонской форме, является по сути дела, последней фортецией здравого смысла.

На эту фортецию из темноты «третьего мира» идут валы кейфомании. Цивилизация, в силу своей либеральной толерантности, не отвергает примитивного гедонизма, но адаптирует, переводит эту всепоглощающую страсть в русла «субкультуры», «шоу-бизнеса», «секс-коммерции», то есть организует, вводя даже эту дикую стихию в систему некоторого порядка.»

Вот свежий оригинальный взгляд на взаимодействие естественного и цивилизованного начал, что связано для В. Аксенова и с расовой проблемой. Такой взгляд мог возникнуть только у русского человека из советского «изолята», столкнувшегося и с западной, и с «третьемирской» культурами как бы впервые и способного увидеть их со стороны, поскольку сам он не принадлежит ни к «третьему миру», ни к «первому». Можно не разделять этот взгляд, но нельзя не отметить, что он весьма оптимистичен. И, действительно, если не верить в то, что наряду с технической и прочей материальной эволюцией цивилизации происходит и эволюция духовная, то откуда же черпать надежду?


  • 1
Энгелина Борисовна! Спасибо большое, это очень интересная тема и написано замечательно. Буду ждать продолжения с большим любопытством!

Энгелина Борисовна! Спасибо большое, это очень интересная тема и написано замечательно. Буду ждать продолжения с большим любопытством!

Продолжаю читать с неизменным интересом и удовольствием.

  • 1