?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Наш враг Соединенные штаты или Америка в моей жизни
tareeva

Дорогие френды! Сейчас лето, помощники разъехались, а хочется, чтобы журнал выходил. Поэтому я роюсь в «архиве» в поисках чего-то, что прежде было написано, и почему-то не дописано, или не пошло. Так и наткнулась на этот текст, написанный в апреле прошлого года. Тема показалась мне актуальной и мне она всегда интересна, и я решила использовать старые куски, добавив кое-чего нового. Может, это и не совсем срослось, и разновременность заметна, но уж что получилось.

Вы, верно, заметили, дорогие френды, что пишу я в сущности о себе, ни о чем другом я писать не умею. Какой бы ни была тема, о каком бы событии, человеке, явлении не шла речь, я пишу не об этом событии, человеке, явлении, а о своих отношениях с ними. Также хочу написать и об Америке.

С детства я знала, что Америка это страна «желтого дьявола», где власть «чистогана», всех интересуют только деньги, там эксплуатация человека человеком самая жестокая, там линчуют негров. Все читали в детстве «Хижину дяди Тома» Бичер-Стоу. Эта книга входила в список обязательного чтения для детей, считалась детской книжкой, и все мы рыдали над ней. Хотя написана она была давно, но нам казалось, что и для современной Америки она в какой-то мере актуальна. И всеми любимый кинофильм «Цирк» с Любовью Орловой – это подтверждал. Конечно, мы понимали, что все не так просто, не так однозначно, и не так черно-бело, но особо не задумывались. Да и то, что белые и негры в Америке не пользовались равными правами, была чистейшая правда.


Вообще в советское время мы жили в некоем «изоляте», если пользоваться биологической терминологией. О том, что происходило за пределами «изолята», мы знали мало. Знать, конечно, было любопытно, но необязательно, потому что наше знание или незнание повлиять на нашу жизнь никак не могло. После распада СССР мы вышли в другую реальность, непонятно в какую, и теперь знать о том, как живут в Западных капиталистических странах нам было уже не просто любопытно, а насущно необходимо, мы вроде бы стали на тот же путь. Из всех этих стран самой важной была Америка – наиболее развитая из них и больше всего непохожая на нас. С Америкой нужно было разобраться. Но как это сделать, где черпать информацию? Мне свойственно в таких случаях обращаться к литературе. Литература – моя профессия и главный интерес моей жизни. Чтобы судить о стране по литературе, нужно прежде всего понять существует ли таковая, много ли ее и каков ее уровень. Итак, американская литература.

Словосочетание «американская литература» звучит не так внушительно, как словосочетание «русская литература». Американское общество, в отличие от русского, никогда не было литературо-центрическим, писатели не были властителями дум и не оказали большого влияния на свою страну и весь мир. И все же… Я стала вспоминать американских писателей, загибать пальцы, сбилась со счета, взяла лист бумаги и ручку. И не отрывая пера от бумаги, и не особо напрягая память, я одним духом написала 40 имен. Полученный список меня удивил. Ведь я не из справочников его взяла, не из энциклопедий, не из Интернета, а из головы. Я, значит, всегда знала, что существует богатейшая американская литература, но как-то не осознавала этого. В Америке почти одновременно, представляете одновременно, жили и творили: Хемингуэй, Фолкнер, Дос Пассос, Стейнбек, Скотт Фицджеральд, и ставшие нам известными много позже Роберт Пенн Уоррен и Торнтон Уайлдер. Не говоря уже о Драйзере, Эптоне Синклере, Синклере Льюисе, а о Генри Миллере я вообще не упоминаю. Тогда же творили великие драматурги – Теннесси Уильямс, Юджен О’Нил и Олби.

Вот считается, что в Америке нет драматического театра. Единственное развитое там сценическое искусство – это мюзикл. Я не поклонница мюзикла. Даже самый хороший мюзикл нагоняет на меня скуку. Глаза устают от блеска, уши устают от шума, а душа вообще не участвует. Если в Америке нет драматического театра, то откуда взяться великим драматургам? Верно, и здесь все не так просто. Да, чуть было не забыла Томаса Вулфа, а мне кажется, именно его американцы считают своим главным классиком, Вот какая получается цветущая картина, созвездие бессмертных, прямо таки, Золотой век. Словом, если судить по литературе, то Америка достойна глубочайшего уважения. И при этом мы знаем только прозу и драматургию, поэзии мы не знаем, потому что стихи не подлежат переводу, да и проза в переводе теряет очень много. А ведь мы знаем американскую литературу только по переводам, изданным советскими издательствами. А у советских издательств не было задачи показать нам американскую литературу во всей полноте. Лучших все-таки, я думаю, переводили и издавали. Я не помню, кто из русских писателей сказал: «Мы не врачи, мы – боль». В этом роль всякой литературы – увидеть болезнь, пороки общества и выразить боль. И лучшие американские писатели похожи в этом на русских, французских, английских и пр. И, конечно, у нас публиковали тех, кто наиболее «беспощадно бичевал язвы общества», разоблачал пороки капиталистической системы. Не могу сказать, чтобы обращение к американской литературе никак не помогло бы мне разобраться с Америкой, но не могу также сказать, что благодаря литературе я все про Америку поняла. Литература, она как-то больше о том, что общее для всех людей, чем о том, что их отличает.

Можно еще обратиться к кинематографу. Вообще если определять страны по искусству, которое в них наиболее развито, то получится, что Россия – страна литературы, Германия – страна музыки и философии, Франция – страна живописи (несмотря на великую литературу), а Америка – страна кинематографа. И что же кинематограф… Был Чарли Чаплин, показавший трагедию маленького человека, но все его фильмы смешные и у них хороший конец. Сами американцы называют Голливуд «фабрикой грёз». Считается, что эти киногрезы помогли американцам пережить великую депрессию. Здесь американское кино в чем-то похоже на советское. Советское кино тоже создало мир, мало похожий на реальный, а мы, глядя на «Кубанских казаков» или «Светлый путь» верили, что жизнь действительно такая, а если лично мы живем иначе, то нам просто не повезло. В этом смысле советский кинематограф так же помог советским людям преодолеть, пережить, не заметить темные стороны советской жизни Я, конечно, преувеличиваю, но что-то в этом роде было. Во время перестройки рухнул железный занавес, и американское кино хлынуло на нас могучим потоком. Сначала оно произвело на меня очень тяжелое впечатление. Я со всеми делилась этим впечатлением, говорила, что теперь мне ясно - Америка страна придурков и мокрушников. Теперь, кстати, у нас показывают бесконечные сериалы, где Россия выглядит такой же страной. И потом, я все-таки разглядела в этом потоке хорошие фильмы и даже гениальные.

Продолжение следует

  • 1
Пишите, пожалуйста, о Вас : это очень интересно!

Очень интересное начало!
По поводу американского кино должна сказать, что оно гениальное, как и литература. Но подобно мюзиклам и другой продукции массовой культуры, кассовое голливудское кино - это то, что покупается прокатчиками за рубежом в расчёте на большие прибыли. Именно поэтому в Россию во время перестройки хлынул поток откровенной дешёвки. Но есть и другое амер. кино, высококачественное, - оно же часто и менее кассовое.

Очень интересно. Жду продолжения.

О. Генри, Апдайк, Сэлинджер.

Edited at 2015-08-01 03:28 (UTC)

Америку, надо одевать на себя, как пиджак, а Россию - проглатывать как горькую таблетку.

Чтобы вообще ничего не знать об Америке, нужно там родиться или переехать туда идиотом с промытыми американским кино мозгами.

Приехала сюда,США, 23 года назад , спервых дней попала на канал старых американских фильмов. Язык был почти нулевой, но не могла оторваться, особенно поразила Bette Davis.

и в этом списке нет Марка Твэйна?

Литература и кинематограф уведут Вас очень далеко от истины. Потому что вся американская литература и весь кинематограф не рассказывают и тысячной доли правды о настоящей Америке. Или Вы думаете, что книжки и фильмы расскажут Вам эту правду? Вот, план установления американской мировой диктатуры (в изложении Авагяна), который сорвала им Россия:

01. Каннибализм — ритуальный, медицинский и косметологический.

02. Ритуальное человекоубийство и детоубийство, реставрация деструктивных демонических культов.

03. Формирование массы рабов, нагих, голодных, истязуемых и нищих.

04. Широкий рынок детей и человеческих донорских органов.

05. Массовая «лоботомия», зомбирование, замена мышления на алгоритмы биороботов, оглушение ума и погружение его в «сумрачное состояние».

06. Экологический фашизм с санитарным уничтожением миллиардов «лишних» людей и десятков «неправильных» народов.

07. Научно-технически-производственная деградация, возврат к отсталым способам производства.

08. Инфернализация и содомизация всей сферы воспитания, образования и быта.

09. Ликвидация семьи, реальных прав на частную и личную собственность и ликвидация национальных государств.

10. Разворачивание массовой аномии, системного аморализма, утрата представлений о добре и зле, экономика и социальная сфера, выстроенные на грехах и пороках.

11. Отмена истории и памяти, погружение в состояние мифологических галлюцинаций, политический тоталитаризм, переходящий в изменение биологической природы человека.

12. Ликвидация всякого потенциала сопротивления агрессивной и монолитной власти ТНК, финансовых воротил, попытка «приватизировать планету» по примеру воровской приватизации заводов или рудников.

▪ ▪ ▪

Перечисленное может показаться Вам неправдоподобным, но я готов аргументированно защитить каждый пункт списка.

Edited at 2015-08-01 17:41 (UTC)

  • 1