?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Ошибка Константина Худякова.
tareeva
Дорогие френды! Константин Худяков – мой самый любимый кинорежиссер всех времен и народов. Я не утверждаю, что он самый лучший, просто для меня он самый любимый. Такой у меня вкус. Его фильм «С вечера до полудня» я считаю маленьким шедевром. В этом фильме Леонид Филатов сыграл лучшую роль во всей своей карьере артиста театра и кино. Я думала, что сам Филатов этого не знает. Как у Пастернака: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». Но как-то в телепередаче Филатова спросили, какую роль во всем своем творчестве он считает лучшей. Я подумала, небось про Худякова и не вспомнит. И каково же было мое удивление, когда Филатов сказал, что лучшей считает роль тренера Кима Жаркова в фильме «С вечера до полудня». Значит, все-таки отличает поражение от победы. И Марцевич, на мой взгляд, тоже сыграл там свою лучшую роль в кино. Я уже не говорю о Людмиле Савельевой. В роли Наташи Ростовой она мне не очень нравилась. Меня даже несколько удивил выбор Сергея Бондарчука. И внешне, мне казалось, она не похожа на Наташу, ведь Толстой Наташу описал. На мой взгляд, Одри Хепберн в фильме Кинга Видора и внешне и как человеческий характер гораздо больше похожа на Наташу Ростову, чем Людмила Савельева. Мне вообще понравился американский фильм, и Генри Фонда понравился, хотя внешне он на Пьера Безухова ничуть не похож. Савельева в фильме «Война и мир» вообще не показалась мне интересной актрисой. А вот в фильме Худюкова она прекрасно сыграла главную женскую роль. Сыграла несчастливую судьбу, неразделенную любовь, сыграла сложный женский характер, богатый внутренний мир. Сыграла некоторый надрыв и даже истерику, и во всем этом ни одной фальшивой ноты, полная достоверность.
Санаев всюду прекрасен, но здесь он прекрасен особенно. Он играет писателя, который на закате жизни вдруг осознает, что всю жизнь заблуждался относительно себя, а может и не только себя, и сжигает рукопись своего романа. И мы в это верим, и нас не смущает то, что о подобном мы читали в школьных учебниках, я имею в виду Гоголя.

Наталья Фатеева очень хорошая актриса, всегда хорошая, здесь тоже была хороша особенно. В небольшой роли второго плана она как-то так плотно вошла образ, что между нею и образом бритвочку не просунешь. Мне казалось это не образ, а она сама. Я даже наивно подумала, так вот оказывается какой человек Наталья Фатеева. И еще я была благодарна Худякову за то, что он в этом фильме снял Андрея Петрова. Я знала этого актера по спектаклям театра Красной армии. Он мне всегда очень нравился, и я рада была увидеть его в фильме Худякова, пусть и в небольшой роли. Можно сказать, что в этом фильме все роли как-то воспринимаются как главные, во всяком случае очень важные. Это заслуга режиссёра. Ни в одной из ролей никакого другого актера и представить себе невозможно. Все незаменимые, все единственные, будто роли написаны специально для них. Разве что мальчика, сына Леонида Филатова, мог бы сыграть и другой мальчик, но и этот был достаточно хорош.
Фильм «С вечера до полудня» я смотрю всякий раз, как показывают по телевидению, и жалею, что показывают редко. Видела всего раза три или четыре.

Фильм «На Верхней Масловке» - это вообще для меня и про меня. Это, на мой взгляд, лучшая роль Алисы Фрейндлих и лучшая роль Евгения Миронова. Этот актер мне нравится не всегда. Вернее, в некоторых ролях я его вообще не принимаю, в других только принимаю, а нравится он мне редко. Но в фильме Худякова он играет безупречно, лучше сыграть невозможно. Вообще дуэт Алисы Фрейндлих и Евгения Миронова в этом фильме – это лучший актерский дуэт в истории кинематографа. Я попытаюсь объяснить, почему мне так важен этот фильм.

Отношения, которые здесь связывают старую женщину и молодого человека - это самые для меня интересные отношения и лучшие, какие только могут быть между двумя людьми. Подобные отношения описал Хемингуэй в повести «Старик и море». В начале повести до того как старик вышел в море в свой последний раз, а только собирается, рядом с ним есть мальчик, который любит и уважает этого старика. Он каким-то образом понимает, что этот старый человек, вроде бы ничего не добившийся в жизни, неудачник с общепринятой точки зрения, на самом деле то, что называется настоящий мужчина. Для мальчика он образец для подражания, его герой, и мальчик всячески старается ему помогать. Я сама такой «старик» и очень завишу от молодых людей, они мне очень важны и я благодарю Бога за то, что они у меня есть. А Алиса Фрейндлих в фильме «На Верхней Масловке» играет прямо меня. Я смотрела и удивлялась, откуда она все про меня знает, и как точно ей удается это выразить. И, конечно, я завидовала ее отношениям с Евгением Мироновым. Я в общении с моими молодыми друзьями стесняюсь своих немощей, пытаюсь их скрыть, а она при своем друге могла болеть и умирать. Доверяла ему безгранично.

Оба эти фильма несут добро, в них есть внимание к человеку, уважение к нему и любовь. А если в произведении искусства нет любви к человеку, жалости к нему, боли за него, то я вообще не понимаю, зачем такое искусство нужно.

Фильм Худякова «Успех» мне тоже очень нравится, но не стану о нем писать, потому что получится очень длинно, а я вообще не про это.

Я про сериал Константина Худякова «Однажды в Ростове». Всё, что написано выше, написано для того, чтобы вам было понятно, что такое для меня кинорежиссер Худяков и как мне трудно с ним не соглашаться, критиковать его, а тем более выдвигать против него какие-то обвинения.

Я вообще не любительница сериалов. Наши сериалы, чаще всего, ремесленные поделки невысокого качества. К тому же мне трудно несколько дней подряд в одно и то же время садиться перед телевизором. Это не мой режим жизни, в этом есть какая-то несвобода. Но иногда, привлеченная именами людей, которых уважаю, я все же на всякий случай смотрю первую серию. А вдруг… И иногда это «вдруг» происходит. И, конечно же, я начала смотреть «Однажды в Ростове», привлеченная именем Константина Худякова. Фильм начался, и я буквально замерла у телевизора, боялась моргнуть, чтобы чего-нибудь важное не пропустить, и дело было не в искусстве, а в теме фильма.

События в Новочеркасске произошли в 1962 году. Тогда о них, конечно, не писали, ходили какие-то темные слухи, и мы не знали, верить им или не верить. Потом в перестройку о них, я думаю, написали, но я, после того как потеряла мужа, с 1984 по 1992 год была в тяжелой депрессии, ничего не читала, не смотрела, так что это прошло мимо меня. Сериал Худякова был для меня первой информацией о новочеркасских событиях. Я смотрела и глазам своим не верила. Ведь эти рабочие электровозостроительного завода, которые решились таким образом протестовать против снижения расценок на выполненные работы и против повышения цен на продукты, они ведь родились в СССР, и большая часть их жизни прошла при Сталине. Тогда не то что слово сказать, подумать о протесте никто бы не посмел, мысли могли прочесть в глазах бесчисленные стукачи и наказать за мысль. Но 1962 год – это был разгар Хрущевской оттепели, вот они и осмелели. Собрали митинг на заводе, а потом колонной пошли к горкому и по дороге к ним присоединялись другие горожане. И закончилось это чуть ли не погромом горкома. Мне трудно было поверить, что так было, тем более, что рабочие не могли не понимать, что цены на продукты устанавливает Госкомцен, а расценки Госкомтруд, а Новочеркасский горком никакого влияния на это не имеет. Но я нашла описание этих событий в Интернете, и убедилась, что в действительности все было так, как в фильме. И расправа была такой же, как в фильме. И генерал Шапошников, который сначала отказался направить против демонстрантов танки, а после событий рассылал письма с описанием этих событий известным писателям, комитетам ВЛКСМ институтов и пр. – реальное лицо. Какая-то невероятная, совершенно фантастическая история. Но ничего похожего не было в истории нашей страны. Неудивительно, что она привлекла художника.
Художественное исследование этих событий очень увлекательная задача для режиссера и, конечно же, вызовет большой интерес у зрителя. Но художественного исследования не случилось.
Продолжение следует.