Сначала я хочу ответить на один комментарий к посту «Убийцы найдены». Я написала, что не верю, что у Заура Дадаева признания можно выбить. Чеченцы рождаются воинами, с молоком матери впитывают особую стойкость, и воспитывают их особым образом. Такого, как Заур Дадаев, можно запытать до смерти, но нельзя заставить его сказать то, чего он говорить не хочет. Читатель выразил сомнения по этому поводу, спросил, на чем основано мое мнение. Отвечаю. Это известно. После первой чеченской войны в Чечне была специалист по пыткам - полька, не помню, какую организацию она представляла. Она изучала применение пыток в Чечне: характер пыток, их особенности, цели пыток и результаты их применений. Тогда еще подобный специалист мог быть допущен в нашу страну, сейчас это было бы невозможно. О результатах своего исследования она написала отчет, сделала выводы. Я слышала ее рассказ об этом. Поэтому я считаю, что чеченцы, арестованные по делу об убийстве Немцова, дают признательные показания или отказываются от них не под воздействием пыток, а совсем по другим причинам.
А теперь вернемся к нашему фильму и его создателю. Как я уже говорила, мне фильм понравился. И я поверила Михалкову. Единственное, что у меня вызвало сомнение, это дружба поручика и мальчика Егорки. Русское общество было кастовым обществом, и вряд ли люди, принадлежавшие к разным сословиям, могли так близко сойтись. Михалков сам однажды, вернувшись из Грузии, рассуждал об этом. Он говорил, что почему-то в Грузии весь народ един и сословные различия не мешают этому единству. Князья (а их в Грузии много) и простые крестьяне общаются как члены одной семьи. Князья укоренены в народе. Такое различие между грузинами и русскими Михалкова огорчало. И, рассуждая о причинах этого различия, он тогда пришел к выводу, что во всем виноват Петр I, как будто до него не было бояр и холопов.
В позапрошлую среду на канале «Россия» была передача, она почему-то называлась «документальный фильм», названия я не помню. И весь этот фильм на экране был Никита Сергеевич Михалков. Он рассуждал о России, ее прошлом, настоящем и будущем, а также о своем фильме «Солнечный удар». Общие рассуждения Михалкова я комментировать не буду, его взгляды всем известны. Все это ношенное, переношенное и гнилое. Никакие новые заплаты не придадут этому прелести. А в связи с фильмом он сказал, что он чуть ли не более 30 лет мечтал экранизировать Бунина. Мы уже говорили, что к рассказу «Солнечный удар» фильм почти не имеет отношения, и об «Окаянных днях» можно сказать почти то же. Но, не решусь сказать, что дух Бунина не присутствует в фильме. Во всяком случае, он присутствовал в документальном фильме, о котором я упомянула выше. Вместо «дух», наверное, правильнее было бы сказать более понятное слово - идеология. Только то, что в бунинское время было живым, билось и трепетало, теперь, воскрешенное, выглядит иначе. История вынесла этому приговор, отменить его невозможно, пересматривать бесполезно. За почти 100 лет, прошедшие с тех пор, можно было уже в чем-то разобраться, что-то понять, сделать выводы, а не твердить тупо все то же.
Больше всего Михалкова и Бунина объединяет их принадлежность и их отношение к барству. Михалков не самый богатый человек в нашей стране, но он у нас главный барин, и в этом его суть.
А Бунин - главный барин в русской литературе. Гоголь и Достоевский и,конечно же, Чехов барами не были. Толстой свою принадлежность к барству воспринимал как проклятье. Бился в сетях своего барства, как-то его пытался преодолеть. Тургенев был барин, и Гончаров тоже. Но Гончаров написал «Обломова», а Тургенев в «Отцах и детях» создал несколько карикатурный образ барина - Павла Петровича Кирсанова. Было ясно, что барин Павел Петрович Кирсанов для жизни уже совершенно ненужный человек. Тургенев и Гончаров не кичились принадлежностью к своему сословию, они видели его проблемы и писали о них, сознавали необходимость и неизбежность перемен.
А Бунин - барин принципиальный и убежденный. В эпоху оскудения барства, когда вишневые сады трещали под топором, он настаивает на особой, чуть ли на сакральной значимости и роли барства в России. Это что-то похожее на право первой ночи. Кто бы на ней не женился, и чего бы не хотела она сама, право первой ночи, право на ее невинность и чистоту принадлежит господину. Все рассуждения Бунина о народе, а он любил об этом рассуждать, это рассуждения барина. И его характер, характер барина. Главный закон для барина – его хотенье, а остальное второстепенно. С Буниным был забавный случай. Я читала об этом у двух воспоминателей . В Париже (кажется в Париже) в определенный день недели все собирались в одном доме. Хозяева дома - тоже эмигранты, такие же бедные, как остальные, были людьми хлебосольными и ухитрялись подавать гостям чай и что-нибудь к чаю. В тот день, о котором речь, решили подать бутерброды с колбасой. Нарезали хлеб, на середину каждого куска хлеба положили кружок колбасы. Все это красиво уложили на блюдо, и оставили блюдо в проходной кухне. Когда гости собрались и расселись за столом, стали подавать чай. Пришли в кухню за блюдом с бутербродами. Каково же было удивление хозяев, когда на блюде они увидели только куски хлеба, колбасы на них не было. Выяснилось, что колбасу съел Бунин. Сочинили стишок: «Мы думали, что это крокодил, а это Бунин в гости приходил». Мелочь, но много говорит о человеке. Если ему чего-то захотелось, то не имеет значения, чего хотят другие и даже элементарными правилами приличия можно пренебречь. Только не подумайте, что я не ценю Бунина как художника. Очень ценю. Когда посмотрела фильм «Дневник его жены», не могла простить создателям фильма, в частности Дуне Смирновой и её папе Андрею Смирнову, очень мною любимому, того, что они сделали Бунина таким мерзким.
Вот это глубокое, несокрушимое убеждение русских бар в их особых правах на Россию и народ, убеждение, которое ничто не могло поколебать, было одной из причин русской революции. Когда я читаю Бунина или воспоминания о детстве Набокова, или воспоминания о детстве Олега Волкова (помните, был такой сиделец с бородой, он написал воспоминания), то понимаю, что революция была неизбежна. Крестьянский бунт с разграблением и сожжением барских усадеб и изгнанием, а иногда и убийством помещиков, начался до Октябрьской революции, кажется даже до февральской.
Но это было отступление, вечно меня не туда заносит. Я хотела сказать, что Никита Михалков у нас такой же барин, как Бунин, только сегодня это выглядит и вовсе нелепо.
Продолжение следует.
Ларин, подписывайтесь
или вы питаетесь негативом?
Бунин и колбаса
"1945
Август
8-го было мое рождение. С трудом достала полфунта чайной колбасы. В столовой накрыла на стол, нарезала двенадцать кусков серого хлеба и положила на них двенадцать ломтиков колбасы. Гости пришли в 8 часов и сначала посидели, как полагается, в моей комнате. Чайник вскипел, я заварила чай, подала сахар, молоко и бутылку красного вина и решила, что именинный стол выглядит вполне прилично. Пока я разливала чай, гости перешли в столовую. Бунин вошел первым, оглядел бутерброды и, даже не слишком торопясь, съел один за другим все двенадцать кусков колбасы. Так что, когда остальные подошли к столу и сели (в том числе С.К. Маковский, Смоленский, Ася и др.), им достался только хлеб. Эти куски хлеба, разложенные на двух тарелках, выглядели несколько странно и стыдно"
Это "..и даже не слишком торопясь" совершенно великолепно!)
Edited at 2015-03-28 13:11 (UTC)
Re: Бунин и колбаса
Re: Бунин и колбаса
Re: Бунин и колбаса
Конечно, за тридцать лет с "Окаянных дней" мог измениться и сам Бунин, но поверить в такую перемену дворянина мешает новость о том, что организация "Холокост" хлопочет о присвоении Бунину звания "Праведник мира" за помощь евреям во время войны. Вот как, а? С одной стороны - колбаса, с другой - укрывательство у себя дома евреев.
Короче, даже если колбаса и была, давайте простим ее гению русской литературы ))
Re: Бунин и колбаса
и диапазон широк - от украинцев до чечен
про "ЭБ -кинокритик" я промолчу
Я сейчас перечитываю "Окаянные дни", книжка куплена еще в 90-е, помню, что тогда меня очень раздражал тон его записей. Теперь я понимаю, что это были психологические защиты: молодая, я еще верила в то, что будущее за коммунизмом, и у нас в стране все будет хорошо. За прошедшие двадцать лет я растеряла психологические защиты, и начала присматриваться к "простому народу" без розовых очков. И сейчас Бунин читается совсем по-другому...
Не верю я, что он съел колбасу. Может, там собачонка какая-то крутилась под ногами, разжалобила, ей скормил, а оправдываться не посчитал нужным...
Если уж и вишневый сад приплели, то надо было бы раскрыть тему, как Бунин - помещик! - потешался над выдумкой Чехова. Никому бы и в голову не пришло садить сад из вишен, и дерево мало подходит для сада, и ягоды созревают в одно время, как-то так.
Лопахин, человек, могущий скупить все и вся, называет сад "вишнЁвым". А ведь "вишнЁвый" - это цвет. А сад из вишен - "вИшневый".
Вот для чего нужна была Чехову эта тонкость, понимаете?
"Яблочный" сад был бы грубее, уж умолчу о "сливочном".
Edited at 2015-04-21 07:13 (UTC)
Вообще-то, Чехов считал свои пьесы комедиями.
Доклад, упомянутый Вами, несомненно, интересен, но нет ни его названия, ни имени автора.
Но даже если я не права, любой чеченец - кремень и никогда не скажет того, чего не хочет, то даже с этими предпосылками неясно, почему если некто несгибаемый сделал нечто, что считал правильным, почему он не мог захотеть пояснить свои мотивы, например, особенно на адреналине? А потом, поняв, что это не в его пользу, изменить поведение?
Edited at 2015-03-28 16:37 (UTC)
Кстати. На Ваш журнал меня навёл Ваш брат, Феликс Борисович. Сегодня он включил меня в список своих друзей. Я ему ответил тем же.
Всего Вам доброго!