?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Солнечный удар. Продолжение.
tareeva
Мы поговорили о том, что было на пароходе в 1907 году, а теперь посмотрим на главного героя и его товарищей, попавших в плен, после разгрома белой армии.

Пленные офицеры долго, отчаянно и страстно обсуждают причины революции, ищут ответы на вопросы «как это все случилось?» и «когда все это началось?» Тот ответ, который предложил сам Михалков, показав красавец белый пароход и жизнь чистой публики на нём, не приходит им в голову. Они находят другие причины. Первая причина - слишком мягко, либерально относились к критикам и противникам режима, нужно было всех их сразу вешать. Или вот в истории с лейтенантом Шмидтом. Когда нужно было его расстрелять, то не нашлось охотников лично сделать это. Взять на себя обязанность палача никто не хотел. Хорошо, что нашелся один, кажется его фамилия была Ставраки. А вот если бы таких Ставраки, желающих стрелять в лейтенанта Шмидт,а были сотни, если бы каждый офицер готов был в него стрелять, то революции бы не было. И ни слова о том, почему началось восстание на броненосце «Потёмкин». Просто матросы и их командир с жиру бесились? Если говорить о цитатах в этом фильме, то там показана лестница из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», и та самая детская коляска, которая катится по этой лестнице. Разумеется, все это переосмысляется и осмеивается. Постмодернистский прием.
Вторая причина - великая русская литература, которая поливала грязью русскую жизнь, показывала ее в неприглядном виде.


И третья причина - Чарльз Дарвин. В той прежней прекрасной жизни в 1907 году поручик, сошедший с парохода в провинциальном городке, знакомится с мальчиком из народа Егоркой. Егорка спрашивает у него о Чарльзе Дарвине. Мальчик говорит, что учитель в школе рассказывал им о теории эволюции Чарльза Дарвина и о том, что человек произошел от обезьяны. Мальчик спрашивает у поручика, так ли это. А поручик, вместо того, чтобы это вольнодумство пресечь на корню, говорит просто, что по Дарвину это действительно так. Мальчик потрясен. Выходит, что Государь Император произошел от обезьяны, и Государыня от обезьяны, и их дети - наследники престола - тоже от обезьяны. А потом этот мальчик, естественно, становится революционером, большевиком. И это он и есть тот самый Георгий Сергеевич, который в начале фильма решает судьбы пленных офицеров, обсуждающих причины гибели их России.

Если бы в России всех недовольных сразу вешали, если бы русских классиков писателей-реалистов запретили, если бы учителю не разрешили говорить детям о Чарльзе Дарвине, то революции в России не было бы. Но писатели-реалисты, показывавшие жизнь со всеми ее вопиющими противоречиями, были не только в России. Во Франции был Бальзак, Эмиль Золя и пр. В Англии - Теккерей и Диккенс и пр. Диккенс показал такую страшную жизнь, что всем стало ясно - так больше жить невозможно. И Чарльз Дарвин не был русским ученым. Однако, революция произошла именно в России. И виноваты не пророки - великие русские писатели, а те, кто не хотел их слушать. Западное общество видело свои пороки, в частности, в зеркале литературы, и реформировалось, совершенствовалось. В России реформы происходили всегда сверху, и всегда с опозданием, и не встречали одобрения в высших слоях общества.

Если все белые в фильме «Солнечный удар» рыцари без страха и упрека, сугубо положительные герои, то с красными дело обстоит прямо противоположным образом. Я уже говорила о цитатах в «Солнечном ударе», и вот еще одна. Я имею в виду павлина. Конечно же это павлин из «Белого солнца пустыни». Но если в фильме Владимира Мотыля красноармеец Сухов только посмеялся над слабостью Верещагина к этим уж слишком красивым птицам, то у Михалкова красноармейцы павлина застрелили. Убили просто так, без всякой причины, или из-за свойственной им нелюбви к красивому, красота их раздражала.
Розалия Землячка и Бела Кун - карикатуры. Я считаю, что, сделав их не ужасными, а смешными, Михалков их пощадил. Один из моих юных друзей даже влюбился в Землячку в этом фильме. И я спросила его, как же он мог влюбиться, ведь это карикатура. Он сказал, что и в карикатурном образе она очень мила, и легко себе представить, как она будет мила, если снять карикатурные преувеличения. Она ему так понравилась, что он сказал, что влюбился бы и в реальную Землячку, если бы был ее современником. Я спросила, не смущает ли его то, что, говорят, она могла застрелить человека. Он ответил, что не смущает, ведь она стреляла в идейных врагов, потому что была фанатично предана своему делу. Вот что значит великая сила искусства! Ведь этот мой друг - буддист, непротивленец, муравья не раздавит. Так что приходится признать, что образ Землячки – удача режиссера и актрисы Мириам Сехон.
Землячка и Бела Кун – фанатики идеи, а поэтому люди ограниченные и жестокие. К тому же оба они не русские, и потому примитивные, лишены загадочности. Комиссар Георгий Сергеевич - он другой. В отличие от тех двоих, он русский, и поэтому в нем есть какая-то глубина.

«Солнечный удар» не первый фильм Никиты Михалкова о гражданской войне. Этой теме был посвящен его первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма «Раба любви» также происходит во время гражданской войны. Я, конечно, не могу упустить случая, чтобы не сказать очередную гадость о Михалкове. «Рабу любви» начал снимать Рустам Хамдамов. Ему принадлежит идея фильма. Актрису Елену Соловей на главную роль пригласил тоже он. Но снять фильм Хамдамову не дали, он вообще у нас гонимый режиссер. Михалков использовал его идею, его актрису с хамдамовскими платьями и париком. Кажется, даже какие-то уже снятые Хамдамовым проходы он в своем фильме бессовестно использовал и имя Хамдамова нигде не указал. Но Хамдамов, великодушный гений, на Михалкова не обиделся, сказал, что фильм вполне самостоятельное оригинальное произведение. Ну раз он так сказал, значит, так тому и быть. А если бы Михалков где-нибудь указал Хамдамова, то и его фильм бы не выпустили.

Фильм «Утомленные солнцем» не про гражданскую войну, но главный герой этого фильма комдив Котов, которого Михалков очень любит, герой гражданской войны. Во всех этих трех фильмах Михалков был на стороне красных. Вспомните «Свой среди чужих, чужой среди своих». Егор Шилов – одна из лучших ролей Богатырева, если не лучшая. Монолог Шакурова, сидящего верхом на коне, обращенный к бойцам его эскадрона, войдет в историю кинематографа. И Солоницын и Пороховщиков – прекрасны. Белый офицер в исполнении Кайдановского тоже не отрицательный герой, но Михалков явно не только сочувствует красным, но и понимает их правоту. Более того, он знает, что всех этих людей, готовых в любую минуту принять смерть за свое дело, ждет трагический конец. Тех из них, кто уцелеет в гражданской войне, уничтожит Сталин. Шакуров рассказывал, что когда Михалков объяснял ему, как он должен играть своего героя, он сказал ему именно об этом. И почему-то Шакурову это знание помогло найти образ.

В «Рабе любви» показаны зверства белых. А последние слова героини, обращенные к белым: «Господа, вы звери. Вы будете прокляты своей страной».
В «Утомленных солнцем» происходит то, что Михалков предсказал герою Шакурову. Комдива Котова арестовывают, при аресте бьют. В этом фильме два героя: красный – Котов, которого играет сам Михалков, и белый – Олег Меньшиков. Автор явно на стороне Котова.

В «Солнечном ударе» Михалков на стороне белых. Такое бывает. Человек что-то понял и убеждения его изменились. Мы все, мое поколение, прошли нелегкий путь сомнений и теперь думаем иначе, чем, скажем, в 1950 году. Но как-то так получилось, что Михалков был решительно на стороне красных, когда это было выгодно, и категорически перешел на сторону белых, когда это стало модно. Сомнения у него появились почему-то намного позже, чем у его сверстников. Никита, как и его папа, человек сервильный, и всегда при власти, какой бы не была эта власть.

Продолжение следует.

  • 1
Очень хорошо и правильно пишете. Спасибо!

Спасибо!
жду продолжения.
Здоровья Вам.

Не могу не написать, что это блестящий анализ! Прочитал на одном дыхании.

Неожиданно о глубине и загадочности человека,только потому что он русский.

«...Михалков явно не только сочувствует красным, но и понимает их правоту. Более того, он знает, что всех этих людей, готовых в любую минуту принять смерть за свое дело, ждет трагический конец. Тех из них, кто уцелеет в гражданской войне,уничтожит Сталин.» — это гениально!

  • 1