?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Продолжаем читать Лермонтова. 2.
tareeva
Дорогие френды! Спасибо за комментарии о Лермонтове. Приятно разговаривать с просвещенными людьми.
Уважаемая elena_sheo! От проклятой злобы дня я отошла уже больше месяца назад. Жаль, что Вы это только теперь заметили. Мне интересно было бы узнать, согласны ли Вы с тем, что я писала о Гамлете. Ну, а не поздравить с выборами на Украине и оставить без реплики поступок Пореченкова было просто невозможно.
А об одиночестве Лермонтова и его причинах мы еще поговорим отдельно, если вам разговор о Лермонтове вообще не наскучил.
Спасибо tomasi, что написали о Луне и Скорпионе. А я и не подумала. Я как-то не сообразила, что дата рождения Лермонтова указана по старому стилю. Мой муж был Скорпион, так что я на себе испытала, что это такое. А я Близнец. Мы с мужем были как Пушкин и Лермонтов. А уж как скорпион Лермонтов любил близнеца Пушкина можно судить по стихотворению "Смерть поэта".


В прошлом посте мы сравнили стихотворения Пушкина и Лермонтова, которые одинаково называются «Пророк». Я хочу сравнить еще два стихотворения двух наших великих поэтов, написанные на одну тему. Они оба о любви, разочаровании в любви, и, поскольку герои обоих стихотворений – поэты, то возникла еще тема - любовь и творчество.

А.С. Пушкин

ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ.

Когда, любовию и негой упоенный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя;
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальнему упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
10 Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил.
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою
Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И всё передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.



М.Ю. Лермонтов

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он? —
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
Я горд! — прости — люби другого,
Мечтай любовь найти в другом: —
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил —
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать! —
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал; —
Такой души ты знала ль цену? —
Ты знала: — я тебя не знал!


Сначала о стихотворении Пушкина. В стихах иногда поражают детали. «А я стесненное молчание хранил…» Как представить себе, что Пушкин, который мог выразить словами то, чего никто другой выразить не мог, в мгновения любви молчал, не находил слов. Она лепетала какие-то любовные слова, а он говорить не мог. Это «стесненное молчание» почему-то меня очень трогает, цепляет. Любовная немота создателя нашего языка.
И еще «скучая суетным прозванием поэта…» Ведь это правда. Пушкин иногда тяготился своим «прозванием поэта». Даже стеснялся своего дара, как какой-то болезни, которая не подобает человеку благородного происхождения. Аристократ не должен ни к чему относиться слишком всерьез. Светскому человеку к лицу скука, от скуки он может даже пописывать стишки, но вкалывать, хоть бы и в порыве вдохновения, да еще и получать деньги за стихи - это как-то сомнительно. Перечитайте «Египетские ночи», вы поймете, о чем я говорю. Чарский - это Пушкин, а чтобы друзья не сомневались, он и про печеную картошку написал. Всем было известно пристрастие Пушкина к печеной картошке.
Излагать содержание лирического стихотворения – глупое занятие и я этого делать не стану. Пушкин рассказал о счастье любви, при котором, если оно есть, ничего больше не нужно, и слава не нужна. А когда оно кончилось изменой, мукой, слезами, когда расстались, то он хотел бы, чтобы звуки его славы постоянно бы напоминали о нем неверной возлюбленной. Это и вся его месть. И никаких «разборок».
В стихотворении Лермонтова – выяснение отношений. Он перечисляет все, что он отдал своей возлюбленной и что еще собирался и мог бы отдать, все, чем пожертвовал и чего лишился из-за любви к ней. Череда упреков и обвинений, длинный счет, в том числе и за «неполученную прибыль», как говорят в бизнесе. Неполученная прибыль – это бессмертие, бессмертная слава. Если бы он не тратил времени на коварную возлюбленную, то написал бы бессмертные стихи. Бессмертные стихи он написал, может быть и благодаря страданиям любви.
Бывает любовь дающая. Любящий человек отдает без счета и ничего не требует взамен. У Лермонтова иначе. Он считает все, что отдал и хочет получить за это ровно столько же, а может и больше. Ведь он особенный, его любовь особенно ценна. Самооценка высочайшая. «Такой души ты знала ль цену …?» Не всякий решится так о себе написать. Он сложный возлюбленный - мнителен, обидчив, самолюбив, ревнив. Интересно, что обиженный одной женщиной, он собирается мстить всем.

Отныне стану наслаждаться
И в страсти буду клясться всем,
Со всеми буду я смеяться
А плакать не хочу ни с кем
Начну обманывать безбожно,
Что б не любить, как я любил ….


И это не слова, сказанные в состоянии аффекта, а реальная программа на будущее. И именно так ведет себя Печёрин с княжной Мэри.

Я иногда представляю, а вдруг бы Лермонтов меня полюбил, чтоб я с этим стала делать. Но я понимаю, что мне тревожиться не о чем, меня Лермонтов никогда бы не полюбил, у нас слишком много общего. А он не влюблялся в своих. Он влюблялся в чужих, обрекая себя на непонимание и терзаясь этим непониманием. Он не ценил людей, которые понимали значение его творчества и относились к нему с должным уважением, соответствующим его дару. Вспомните, как он обошелся с Белинским. Он обошёлся с ним как аристократ, к тому же офицер, с высокчой-разночинцем и штафиркой. Положение первого критика России по мнению Лермонтова не давало Белинскому права говорить с ним почти на равных. Светская иерархия была для него важнее литературной. Возможно, это потому, что он, отчасти, стеснялся своих литературных занятий, как Пушкин, и как Чарский из «Египетских ночей». А вот Толстой своего писательства не стеснялся, хоть и был граф. Не стеснялся получать гонорар и жить на заработанные деньги. Возможно, что за 15-20 лет между нашими поэтами и Толстым отношение светского общества к этому изменилось, а, возможно, Толстому всегда было наплевать на светское общество.
Есть выражение «старческий эгоизм». Я думаю, больше оснований говорить об эгоизме молодости. В период становления человек отягощен своей индивидуальностью, поглощен, захвачен ею и других воспринимает только по отношению к самому себе. Это очень видно в стихах Лермонтова. С годами это проходит, но Лермонтов не прожил этих лет, он умер юношей. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою» он написал в 17 лет, так что не совсем понятно, какие годы он пожертвовал её улыбке и глазам.

Продолжение следует.
Метки:

  • 1
В пух и прах.. Бедный Лермонтов, который мне нравится всю жизнь куда больше, чем Пушкин

Но очень интересно читать Вас, спасибо!

(Удалённый комментарий)
На меня произвел. Вы не учитываете, что для каждого окружающий мир звучит по разному и этот каждый отдает предпочтение тем, кто пишет/чувствует/поет "в унисон" с тобой.

Мне тоже Лермонтов гораздо ближе, но кому то нравится Пушкин и Басков,- их право..

(Удалённый комментарий)
Пусть они любят Пушкина, а мы Лермонтова.. ))

Опять вы воплотили в слова мои смутные несформулированные чувства. Всегда ощущала Лермонтова талантливым, но очень эмоционально незрелым, из-за детства или генетически. Может, в наши дни у него бы нашли элементы аутизма даже. Переполненный комплексами, гордыней защищающийся от жестокого мира... Очень жалко, что он не пожил подольше, что бы вышло из него в будущем, как поэта, так и человека. На взлете сбит был. А может, и нет

У Андронникова кто-то, кажется, сторож в Тарханах, говорит: " Если б Лермонтов дожил до лет Пушкина, ещё неизвестно, кто из них был бы Пушкин!" Читала лет 40 назад, извиняюсь, если неточно цитирую.

Спасибо Вам!

Вам спасибо огромное.С большим интересом Вас читаю.
Всегда держу в уме, что Вы были на семинарах по драматургии Пушкина у Бонди, которые в записи произвели на меня неизгладимое впечатление.
Хочу уточнить, что планета Луна у М.Ю. в Скорпионе, сам же он Весы по Солнцу.
Характером он во многом обязан своей Луне в Скорпионе, ущербной и больной ненавистью к человеческому роду. Липкий:"уж прилипнет, так прилипнет, как банный лист",мстительный, критичный, злой.
А у М.Ю. еще и хварна Ворона: 3 в одном: Следователь, Палач, Судья.(это по Глобе планеты на стыке Весов и Скорпиона).
Эти люди имеют права судить и карать.
Вспомните Печорина с его:"зачем я топор в руках судьбы".
Этим объясняется и поведение самого М.Ю., его демонизм.

Отношение с Белинским.
Тут такой есть момент.
Тот М.Ю., которого знаем мы, не тот М.Ю., которого знал и во многом презирал Белинский, а Лермонтову оставалось только зеркалить презрение презрением.Он это делал виртуозно.
Механика в "Княгине Лиговской"описана.
За что презирал Белинский.
Мы знаем М. Ю. -гения, но не знаем М.Ю. пошляка и пачкуна, автора "Уланши",а всей армии он был известен, как автор этой похабщины.Поэтому его литературную репутацию ему пришлось исправлять.Поэтому и Белинский и Николай ll, имели в уме его юнкерские поэмы, а мы с детства "Мцыри" и "Демона".
Да, Мишель-крепкий орешек.
Его пригладило лермонтоведенье и ЖЗЛ, Андронникиниада и
преподавание в школе.
И всё же хотелось бы для него любви и нежности, ответной.
У меня тоже зрелая Луна в Скорпионе, как я его понимаю!
Как недоверчивый эгоист недоверчивого эгоиста, как Луна Луну через недостатки, через обиды и злость, через недоверие к Богу и любовь к нему, через недоверие к себе и признавания себя, как не субъекта, а некого персонажа- объекта, героя и
наблюдение за этим героем.Это нечто болезненно нарцисическое.У Достоевского тоже Луна в Скорпе. Тот же механизм таорческого "я".
Самонаблюдение , смелость, переход через границы, проверка себя на выживаемость, проверка себя на смелость, деланье
себя, ненависть к себе до самоуничтожения.
Луна в Скорпионе-Христос в Гефсиманском саде, брошенный, преданный, усомнившийся в своей миссии.
По Борхесу Бог, кончающий самоубийством.



Edited at 2014-11-03 23:11 (UTC)

Стихотворение Пушкина - стихотворение человека, который на момент расставания любил, Лермонтова - человека, который не любит и оскорблен.

Годы! Я любила своего Женьку в 5-ом - 8-ом классах, и даже стихи писала: "И в такие годы в моей душе темно и пусто..." У Пушкина были в это время ( причём одновременно) и красивая любовь к сестре товарища, и Наташа, да не одна...
Сейчас, в 70, Лермонтов мне кажется совсем мальчишкой. У которого не было лицейского братства, женщины не влюблялись, ни Жуковского, ни Чаадаева... Чтоб кто-то из моих детей-внуков почтительно внимал замечаниям директора школы - не припомню. Может, Белинский ему кем-то таким и был в тот момент?
И приводимые Вами любовные стихи - гениальные! - мальчишеские.
Стихотворение Пушкина - да боже ж мой, сколько их у него, сколько оттенков самых разных..." Я Вас люблю, хоть я бешусь!" и " Благоговея, богомольно, перед святыней красоты"...Для меня Пушкин - это как белый цвет, в который входит весь спектр цветов.
А Лермонтов - глубокий, прекрасный, трагический и пронзительный пурпурный...

<<От проклятой злобы дня я отошла уже больше месяца назад. Жаль, что Вы это только теперь заметили.>>
Я заметила, что был Шекспир, а потом про выборы на Украине. Отошли или не отошли, реплика-то была.

<<Мне интересно было бы узнать, согласны ли Вы с тем, что я писала о Гамлете. >>
Энгелина Борисовна, мне чрезвычайно лестен ваш интерес к моему мнению, но кто я в этих вопросах по сравнению с вами, филологом-профессионалом? Читая ваши посты про Шекспира, я только удивлялась, сколько глубины вы нашли там, где я даже по краешку берега не ступала. Я хотела что-то написать в посте про Гамлета, но закрутилась и не стала, потому что ничего существенного я сказать не могла. В школьные годы я читала запоем всё подряд, и, конечно, "Гамлет" мимо меня не прошёл, но он совершенно меня не задел, а потом уж я к нему не возвращалась. Для меня он так и остался всего лишь хитросплетением совершенно непонятной чуждой жизни, о которой я ровным счётом ничего не знала и не интересовалась. Про двух его друзей, о которых вы подробно пишете, я вообще не помнила. Одним словом, абсолютный нуль. И конечно, я полностью согласна со всем, что вы про него написали. Разве может быть иначе, если мне и противопоставить нечего? Я более всего люблю русскую литературу, а всю остальную постольку-поскольку. Фильм со Смоктуновским я смотрела в школьные годы, мне было лет 15, и я там ровным счётом ничего не поняла кроме фабулы. В общем, я читала ваш текст как откровение, мне недоступное. И, пользуясь случаем, ещё раз хочу сказать, что это многократно ценнее, чем вся пресловутая злоба дня. Весь интернет ею полон, надо же хоть где-то иметь отдохновение, а вы не всегда хотите его дать.
Но про Пореченкова всё верно, про него никак нельзя промолчать.:)

Про сравнение

Мне кажется, что сравнивать два стихотворения двух поэтов, написанные в разное время по разным поводам, пусть они и похожи по тематике - это дело неблагодарное. Это может делать литературовед в диссертации, ибо для диссертации нужна ведь какая-то тема, а так - зачем? Каждое стихотворение каждого поэта имеет свою цену независимо от написанного другими поэтами. У меня есть любимые стихотворения и у Пушкина, и у Лермонтова, но оба тут приведённых в их число не входят. Они не самые удачные, на мой взгляд. Лермонтов тут ещё и не особо искусен. Слова "Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем" - выглядят вообще по-детски. Ничего удивительного, если это было написано в 17 лет. Удивительнее другое - как он сумел за свои 27 лет дорасти до таких глубин, которые и в 40 лет не у каждого встретишь.
В стихотворении Пушкина слова "а я стесненное молчание хранил" меня тоже более всего поразили. Тут бездна смысла, который словами не объяснишь. Гений, да. Я не могу сказать, кто из этих двух поэтов мне больше нравится. Они оба мои - во веки веков! Но не полностью, а в избранном - в том, что у каждого лучшее (естественно, на мой субъективный личный взгляд).

  • 1