?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Немного о Гамлете. Реплики.
tareeva
Дорогие френды! Очень хочется хоть ненадолго забыть наши невзгоды и пожить, как нормальные люди живут. А в нормальном мире у нормальных людей этот год – юбилей Шекспира. 450 лет со дня рождения! Через четыреста с лишним лет после первого спектакля пьесы Шекспира идут в десятках тысяч театров по всему миру, переведены на десятки языков. А для меня юбилей Шекспира - это и профессиональный праздник, и личный, и семейный. По образованию я литературовед, в свое время пыталась писать для журнала «Театр», диплом у меня был по драматургии. Муж мой учился в ГИТИСе на актерском отделении и поэтому разговоры о том, как нужно играть ту или иную шекспировскую роль, велись у нас дома постоянно. И еще мы любили придумывать, как бы мы поставили какую-нибудь шекспировскую пьесу, и кому бы из отечественных актеров какую роль дали бы. Занимаясь этим мы постоянно спорили, а иногда доходило и до ссор. Фраза Кина: «Ну, старая кляча, пойдем ломать своего Шекспира» у нас дома использовалась постоянно по разным поводам.
Существует точка зрения, даже целая теория, что пьесы Шекспира написал не Шекспир. Этой точки зрения, насколько я понимаю, придерживается и наша Алла Демидова. Но я не отношусь к сторонникам этой теории, доводы сторонников мне не кажутся убедительными.
Один из доводов: Шекспир был недостаточно образован, чтобы написать эти пьесы, он окончил всего лишь грамматическую школу. Грамматическая школа была неплохим учебным заведением, а для того, чтобы быть образованным человеком, вовсе необязательно что-либо кончать. У Горького не было никакого диплома, это не помешало ему стать известным писателем и драматургом в частности. Шекспир был гений, а это совершенно особое явление. О природе гениальности, в частности о природе художнического дара, мы уже говорили, не стану повторяться.
Еще один довод: Шекспир никуда не выезжал из Англии, а действие его пьес происходит в Италии и Дании. Место действия пьес Шекспира – условное. Кстати, у Шекспира Верона находится на берегу моря, значит автор пьесы в Италии не бывал.
И есть еще довод: Шекспир в своем завещании не упомянул рукописи пьес. Шекспир был членом труппы театра, его совладельцем, писал для этого театра и, вероятно, его пьесы были собственностью тетра. И мы вообще не знаем, как в то время обстояло с авторским правом. Впрочем, я не собиралась обсуждать вопросы авторства пьес Шекспира, это написалось случайно.
То, что Шекспир был гей, мне кажется естественным и почти неизбежным. В его время женщин на сцене изображали мужчины. Значит роли Офелии, Джульетты, Дездемоны, Корделии и пр. он писал не для женщин, а для юношей. И как же ему было не влюбиться в собственное создание. Пигмалион сидит в каждом художнике. Если не геем, то уж бисексуалом Шекспир уж точно должен был быть. Я иногда думаю, когда в театре мужчины изображали женщин, то какими же мужественными должны были быть мужчины, которые изображали мужчин. Представляете, если Джульетту играет юноша, то каким мужчиной должен быть Ромео, чтобы от нее отличаться?
К трагедии Шекспира «Гамлет» у меня особое отношение, оно сложилось в конце 4-го курса университета, когда у нас была педагогическая практика в школе. Почти за месяц до начала практики я пришла в школу и спросила у преподавательницы, у которой я должна была проходить практику, какую тему уроков она хочет мне дать. Она сказала, что Министерство образования рекомендовало включить в курс литературы в старших классах два произведения зарубежной классики – «Гамлета» Шекспира и «Фауста» Гёте. Сама она не знает, как подступиться к этим темам, также как и другие преподаватели русской литературы, и потому рекомендацией Министерства обычно пренебрегают. А мне ведь все равно, какую брать тему, у меня и по русской литературе наработок никаких нет, все начинать сначала. Словом, если я возьму одно из зарубежных произведений, она будет рада, и будет считать, что ее ученикам повезло. Я выбрала «Гамлета». И почти месяц просидела в Ленинке от открытия до закрытия, готовясь к уроку. Перечитала гору литературы, вбурилась в тему, обнаружила много интересного и неожиданного. У меня есть своя концепция «Гамлета», но я ее здесь излагать не стану. Тему я разделила на 3 урока, и провела про 3 урока в двух девятых классах. На уроках, кроме учительницы литературы, которая должна была поставить мне зачет по практике, сидели еще учительница химии и учительница географии. Пришли просто потому, что им хотелось послушать про «Гамлета». Получилось что-то вроде открытого урока. Уроки прошли хорошо. Я боялась, что мне не хватит времени, но времени хватило. На третьем уроке я только спрашивала у учеников пройденный материал и в оставшееся время решила прочесть сцены из пьесы. Читать по ролям с учениками, как часто делают в школе, я не могла, потому что учеников не знала и поэтому все прочла сама. Сыграть сложные образы и без подготовки мне было невозможно, и поэтому в каждом образе я играла только одну доминирующую черту характера: в Офелии – чистоту и невинность, в королеве – женственность, а в Гамлете я ничего не играла, Гамлет – это была я сама. Когда я кончила читать, зазвенел звонок. Учителя спрашивали у меня, как я могла так точно рассчитать время. А я ничего не рассчитывала, боялась, что звонок прервет меня на полуслове, мне просто повезло. Поразили меня ребята. Все прочли пьесу и, как мне показалось, поняли ее, во всем разобрались. Отвечали прекрасно, и я ставила сплошные пятёрки.
Короче, с тех пор я интересуюсь «Гамлетом» и смотрю всех «Гамлетов», которых удается посмотреть. В связи с юбилеем Шекспира на канале «Культура» показали трех Гамлетов: Лоуренса Оливье, Иннокентия Смоктуновского и Мэла Гибсона. К моей концепции ближе Мэл Гибсон. Смоктуновский свою роль в фильме Козинцева не считал удачей и я готова с ним согласиться. В шутку он объяснял свою неудачу тем, что весь съемочный период до самого конца они с Козинцевым были на «вы». А когда режиссер и актер на «вы», ничего хорошего не получается.
Я видела спектакль «Гамлет» в постановке какого-то белорусского театра по телевизору. Я включила не сначала и поэтому не знаю, какой именно театр, кто режиссер и кто играл Гамлета. Спектакль мне понравился, и Гамлет тоже. Он был не бархатный принц, а большой полноватый блондин, немного увалень. Мне кажется, Шекспир представлял его себе именно таким. Гамлету говорят: «ты тучен, ты задохся». Белорусскому Гамлету можно было это сказать. В спектакле белорусского театра мне понравилось еще кое-что. В «Гамлете» я очень люблю все сцены с актерами. Мне кажется, Шекспиру они тоже были важны, ведь актеры, театр – это он сам и его друзья. Но обычно в спектаклях эти сцены – проходные, режиссеры не уделяют им особого внимания. Белорусский режиссер оказался моим единомышленником. Он поставил эти сцены блестяще, интересно, было много находок и прямо таки открытий. Получилось что-то вроде вставной новеллы, спектакля в спектакле. Попробую описать одну из этих сцен, ту, где Гамлет просит главного актера включить в их представление написанный им текст. На сцене стена, ограждающая территорию замка. В этой толстой стене, арка. Под аркой стоит длинный стол, за столом обедают актеры. Гамлет подходит к главному актеру, сидящему у торца стола, произносит свою просьбу, и при этом достает из обшлага рукава листы бумаги и протягивает их актёру. Актер ставит на стол кружку, прекращает есть и с выражением тревоги и неудовольствия на лице разворачивает листы. Читает, лицо его проясняется, и он соглашается с радостью. Во время диалога Гамлета с главным актером остальные актеры также прекращают есть и пить, и с тревогой смотрят на разговаривающих. Увидев что их главный доволен, они спокойно продолжают обедать. Мы увидели, что актерам – людям, принадлежащим вроде бы к крайним социальным низам, к которым все относятся без особого уважения, оказывается не все равно, что представлять, какой текст читать со сцены. Они свободные художники и этой свободой дорожат. Хотят играть то, что сами выбрали, а не то, что им навязывают, не хотят выполнять «социальный заказ». В советское время при цензуре, когда спектакли запрещались, а фильмы не выпускали на экраны и клали на полку, эта тема хорошо улавливалась и воспринималась залом. Этой темы не было у Шекспира, ее ввел белорусский режиссер, не добавив при этом ни одного своего слова. Пьеса этому не сопротивлялась. Таков Шекспир, его пьесы - это канва, по которой можно вышить разные узоры. Слова Ю.М.Лотмана «произведение искусства генерирует информацию» к Шекспиру относятся в полной мере.
Весь этот разговор о Гамлете я начала только для того, чтобы поговорить о любви Гамлета к Офелии.

Продолжение следует.
Метки:

  • 1
Рада снова читать Вас, и на такую интересную тему. Особенно обожаю Ваши воспоминания и тексты о литературе. С нетерпением жду продолжения.

Весь этот разговор о Гамлете я начала только для того, чтобы поговорить о любви Гамлета к Офелии.

Есть увлекательнейшая книга Гилилова "Игра об Уильяме Шекспире" - там очень много весомых аргументов в пользу того, что Шекспира - (по крайней мере такого, которого нам с трудом рисуют школьные учебники) - быть не могло. Что за вывеской "Шекспир" стоял кто-то другой или другие.
Я вам искренне эту книгу советую - не в смысле поиска истины, а просто на редкость занимательная вещь.

Замечательный пост и каким хорошим, правильным языком написан, приятно читать.
Спасибо вам.
Жду продолжения.

Спасибо. Очень интересно.

Я в своё время переболела " Гамлетом". Я пришла к нему через Смоктуновского, а потом уже тоже старалась посмотреть всех, кого только можно, и читать всё, что можно достать было. Даже " Гамлета" на старо-английском пробовала. И кучу переводов. И кучу Шекспировских сборников, Аникста и др. умных дяденек.Про конфликт Смоктуновского с Козинцевым знала.Козинцев 20 лет вынашивал этот фильм, и не готов был что-то менять И по прошествии многих лет есть там сцены, от которых я замираю и сейчас. Что меняется от того, что фамилия автора не Шекспир, а какая-то другая? "Гамлет" всё равно"Гамлет". Можно посмеяться, но я свою жизнь делала не с товарища Дзержинского, а вот с этого Гамлета.

Про сравнение "Гамлета" с канвой - согласен целиком и полностью. Я целенаправленно смотрю все экранизации, до которых могу дотянуться, видел десятка полтара, наверное. И получаю большое удовольствие, когда в какой-то из ключевых сцен вижу неожиданную интерпретацию.
И именно из-за увлечения Гамлетом моим любимым сериалом стал канадский "Пращи и стрелы", в которых сюжет строится вокруг постановки шекспировских пьес.

Я тогда ещё, в юности, самостоятельно пришла к подобному заключению: Гений не тот, кто много сказал в своём произведении, а тот, кто создал такое, во что столетиями потом люди вкладывают свои мысли и чувства. Это многословнее и нескладёшнее,чем сравнени с канвой, но ведь о том же!
И сам Гамлет - и юный принц, и он же склонен к полноте и страдает одышкой. И все Гамлеты, которых я видела - какая-то часть Шекспировского. Та или иная. Вот теперь поищу сериал, на который Вы ссылаетесь Интересно же!

Мне очень нравится "Гамлет" Кеннета Брана (1996), а с Мэлом Гибсоном теперь обязательно посмотрю!

Ещё один аргумент.

Вся свистопляска вокруг авторства, возникла в 19 веке. У современников никаких вопросов не возникало. И первое фолио издали актёры, друзья Шекспира, чувствовавшие масштаб выдающихся пьес.

Re: Ещё один аргумент.

почитайте завещание Шакспира, вопросы сразу возникнут.

Даже завещание о многом говорит.

Больной и старый, по тем временам, человек диктует текст, который и захочешь не выучишь наизусть. Оно свидетельствует о потрясающей памяти этого человека, в мельчайших деталях отдающего последние распоряжения и слабеющей рукой подписавший его.
А ведь заболел драматург после длительной попойки с друзьями, когда вышел их провожать и простудился. И среди приехавших навестить его был и Бен Джонсон.
Выдающийся английский филолог и писатель, Энтони Бёрджесс, написал прекрасную книгу о Шекспире.
Да, что говорить, сейчас существует консенсус среди специалистов о несомненном авторстве сына перчаточника.

Re: Даже завещание о многом говорит.

этот консенсус существует исключительно в вашей фантазии

Присяжные заседатели - не судьи.

Даже английского не знаю. Задача присяжных рассмотреть доводы. Когда предлагают 80 человек на роль Шекспира, тут и говорить не о чём. Замечательная книга Гилилова, погружающая в эпоху, оказалась несостоятельной из - за всего одной даты. И так происходит со всеми претендентами.
Хорошо сказал член Нобелевского комитета об авторстве "Тихого Дона":
"Его написал Шолохов, пока не будет доказано иное".
"Иное" в отношении Шекспира, пока, никто не доказал.
Цитата из Вики: "Почти все члены академического научного сообщества уверены, что автор пьес «Шекспир» — тот же человек, что и Уильям Шекспир, который родился в Стратфорде в 1564 году и умер в 1616 году".

Re: Присяжные заседатели - не судьи.

Извините, но это долбоебизм. Чтобы доказать ложное авторство Шолохова - не надо доказывать чье-то истинное авторство. Кто убил Кеннеди? Освальд? Нет? Пока вы не докажете что это был кто-то другой (Джон Смит например), убийцей будет Освальд. Так понимать вашу логеку?

То, что не Шакспир написал сонеты и пьесы - это факт, давно доказанный. А тот факт, что до сих пор точно не ясно, кто это сделал - совсем не опровергает первое утверждение.

Гуманитарии такие гуманитарии...

Если правильно понял.

Вы не знаете, кто написал, ставшие популярными позже, произведения, но, уверены, что это не сын перчаточника. Основания: нет рукописей и провинциальность Шекспира, который не мог иметь огромный словарный запас.
Тогда открывается большое поле для сомнений в авторстве Гомера. Не говорю уже о Христе, от которого нет ни строчки, ни буковки.
Вы насмешливо упомянули, что убийца Освальд. Это так и есть, пока не будет доказано иное. Конспирология увлекательная вещь, но, лишь подталкивающая исследователей к поиску истины.
Про "факт давно доказанный" не знает большинство специалистов. Правда, это не значит, что оно право. Когда - то, большинство считало Землю плоской. Но, на сегодня, у большинства экспертов сомнений нет.

все давно описано и доказано, не хвастайте своей неосведомленностью

Что, и Шекспир был Пидором?

Тьфу тогда на него...
***
Ясное дело, что все эти пьесы не этот Пидор написал, не мог конечно Пидор ничего путнего написать.
***
Факт.

Edited at 2016-02-21 02:40 (UTC)

  • 1