?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Новость недели.
tareeva
Дорогие френды, я решила в нашем ЖЖ открыть рубрику "Новость недели". Помещать в неё ту новость, которая на неделе показалась мне самой важной.
"Первое сентября" - газета Симона Соловейчика - это целое прогрессивное гуманистическое течение современной педагогики. Перепечатываю с их сайта:


Газета «Первое сентября» прощается с читателями


От редакции

Время расставания

Дорогие друзья, мы никогда не думали, что нам придется писать, а вам читать такие строки: с июля газета «Первое сентября» перестает выходить.
Наступает новое время для страны, для школы, для учителей и учеников. И в этом времени нет места для газеты Симона Соловейчика. Она была рождена в другие годы и для другого; в этом ее мощь и ее уязвимость. Как и все мы – те, кто всерьез выбрал «ПС», заново родившиеся в начале девяностых, – она явилась на свет на волне веры в то, что историю можно направить, свершить, уйдя от советского опыта тотальной директивности; разумным, мирным словом можно изменить школу и учителя, опереться на лучшее в каждом – на человеческое в человеке.
Возможно, это была очень наивная вера. Но и у наивности есть своя сила, невидимая и недооцененная. Слова Цветаевой «отказываюсь выть с волками площадей» тоже могут показаться очень наивными: отказываешься – и что? Что дальше-то? Но в какие-то моменты «наивность» – так зовут ее люди, искушенные, как им кажется, в реальной, практической, далекой от идеализма жизни, – становится силой прямого действия.
Так мы жили все минувшее десятилетие нового века: пока постепенно сокращались гражданские свободы, пока школу все больше и больше загоняли в нечеловеческие условия, мы старались быть «вопреки», отказываясь признать то, что по уму и сердцу невозможно признать.
Но сегодня мы, те, кто делает газету «Первое сентября», уже не можем оставаться в рамках прежнего издания; не можем, как раньше, выпускать «Детный мир», «Школьное дело», «Политику образования», «Идеи. Судьбы. Времена». К великому несчастью, от нас, как нам кажется, сегодня требуется то, что противоречит самому духу газеты: признать, что худшее в человеке взяло верх.
Другие издания, которые не связаны так близко со школой и детьми, могут позволить себе такую метаморфозу. Продолжать выходить, как будто ничего не случилось. Мы – не можем...
Сегодня на календаре совсем другое первое сентября совсем другого года.

Итоги минувшего двадцатилетия – в нашем последнем, 1629-м номере, который выйдет 30 июня. 


  • 1
Тоталитарные режимы угнетают свободных людей.
Гэбня кованым сапогом давит свободные СМИ и больше некому стать на защиту слезинки ребенка.
Вертухаи и ватники хотят посадить в клетку загнанного в нечеловеческие условия Симона Соловейчика.
"Горько мне, горько. И завыл, как шафер на старинной свадьбе" (с)

Не очень смешно. Симона Соловейчика на свете нет уже больше 10-ти лет. То, что он сделал для советской и российской педагогики, трудно переоценить. Если вы этого не знаете, то это, скорее, ваша беда.

Вы не поняли. Это был сарказм, суть которого в комменте ниже. Я ничего не имею против Соловейчика, хоть и не читал его книгу.

Но я прочитал всего Выготского…и не думаю, что это сравнимые величины.

Никто не сравнивает. Никто, например, не скажет, что дерево в лесу важнее кустарника, хотя оно, конечно, выше. они вместе создают среду. Про сарказм я поняла, просто он как-то не к месту...

Огласите весь список, пожалуйста. Кто там у вас и как по росту и значимости расставлен? Песталоцци, Макаренко, Соловейчик, Выготский, Жан Пиаже? Вы, наверное, себя уполномочили премию Педагогического Оскара выдавать?

Кроме Выготского, более-менее знаком с Пиаже "Речь и мышление ребенка", с остальными поверхностно. А вам зачем?

Это был простой способ вам сказать, что апломб пикейного жилета, сравнивающего крупные личности, здесь был неуместен.

Я их как раз и не сравнивал, если вы не заметили.

Eсли это не сравнение "…и не думаю, что это сравнимые величины", то у вас еще и проблемы с выражением смысла на русском языке. А тем самым продолжать разговор бессмысленно. Всех благ.

Вы меня разочаровываете. Выражение "не думаю, что это сравнимые величины" - это НЕ сравнение, это ОТРИЦАНИЕ сравнения. Логика на школьном уровне.

Вот Выготский не зря столько работал над связью языка и мышления. Вы тут блистательно продемонстрировали своей репликой, что отсустствия языковых, речевых навыков оказывает просто фатальное влияние на способность выражать и понимать смысл.

Не трудитесь больше отвечать, говорить больше не о чем.

Ну если только вам совершенно необходимо оставить за собой последнее слово, то оставьте его ;)

Последнее слово оставим для скамьи подсудимых ). Но вы пока говорите лишь общие слова, а конкретизировать можете, что вы имеете в виду касаемо хотя бы вышеуказанной логической конструкции? Мне действительно очень интересно. И для меня не составит никакого труда признать факт моей ошибки, поскольку я никогда не стесняюсь учиться у более умных людей.

Ладно, сделаю допущение, что вы не просто троллите :)

Для начала хочу попросить извинения у уважаемой Энгелины Борисовны за разговоры за пределами темы этого поста. Обещаю, что это мой последний комментарий не в тему.

Язык гораздо сложнее и многослойнее школьной двузначной формальной логики. Только маленькие дети или о-о-очень недалекие взрослые воспринимают слова в лоб, в их номинальном значении и в контексте чисто формальной логики. Это - для роботов, причем самых примитивных, школьного же уровня. Более сложные системы робототехники и воообще "искусственного интеллекта" давно уже пытаются строить с использованием "fuzzy logic", различных эвристик, методов контекстного анализа и бог еще знает чего - чтобы суметь вычленить истинный смысл произносимого, засечь так называемые латеральные ходы в речи, чтобы определить, что же на самом деле имеется в виду. Но успехи здесь невелики, именно поэтому, скажем, результаты автоматического перевода с другого языка столь примитивны и часто смехотворно нелепы.
Люди - другое дело. Когда некто говорит: "Я и подумать не могу о том, чтобы такое совершить!" это ведь не означает, что человек отказывается думать об этом. Наоборот, он как раз уже подумал и решил, что такое действие, скажем, нравственно или по какой-нибудь другой причине неприемлемо. Слушатель, знающий язык, именно этот смысл и извлекает.
Когда некто говорит в ответ на какое-нибудь чрезмерное требование "Ага, щас!", это не означает, что он сейчас помчится это требование исполнять. Как раз наоборот, и слушатель, владеющий языком, понимает, что его послали лесом. Примеры такого обращения с языком несчетны, и ваше выражение "не думаю, что это сравнимые величины" - ровно из этой категории.

Окончательно на этом прощаюсь.

Я понял вашу мысль и считаю ее абсолютно верной, но не единственно верной. Кейс, описанный вами - это лишь часть возможного многообразия смыслов. Мы рискуем здесь попасть в омонимическую ловушку. Допустим, что я действительно не хотел вкладывать в эти слова тот смысл, который вы в них увидели, а собирался использовать чисто формальную логическую конструкцию по ее прямому назначению. Как быть? Такое очень часто бывает - вспомните, например, Шукшина:
- А он и говорит "ох, и жмут!"
- Да кого жмут-то?
- Сапоги жмут!
Это пример классической омонимии, когда контекста недостаточно, чтобы явно определить семантику и возникает многообразие толкований. Теперь конкретно по поводу фразы "не думаю, что это сравнимые величины". Как вы считаете, употреби я ее на лекции по термодинамике, у многих возникла бы мысль, что я на самом деле пытаюсь эти величины сравнить? Думаю, что у подавляющего меньшинства, - и даже у вас бы скорее всего не возникла. Вы в разных контекстах трактовали бы эту фразу по-разному, - и в данном случае, вызвавшем полемику, я, будучи технарем, закладываю в нее один смысл, а вы видите другой. Но зачем утверждать, что ваш смысл единственно верный? Тем более что вы сами пишете о многослойности языка.

Слова "не думаю, что это сравнимые величины" означает сравнение и ничто иное.
Можно, например, сказать: "Как можно сравнивать эту гору и тот холм!" Неужели вы не увидите тут, что как раз и сравнивают гору с холмом, разумеется, не в пользу холма?

Елена, о многообразии толкований данной фразы я подробно ответил выше, если хотите подискутировать - прошу туда.

Тут не о чём дискутировать, я полностью согласна с tn.

У нас капитализм. Если они не могут привлечь читателя пусть прогорают.
Мне надоели толпы дармоедов, которые сидят у меня на шее под вот эти завывания о "свободе". Идите и зарабатывайте деньги - я же зарабатываю, а не требую платить мне за гражданскую позицию.
И хватить врать - цензуры нет, никаких ограничений нет, платите налоги и работайте.

Сурово. А "толпы дармоедов, которые сидят" у вас на шее без "завываний о свободе", вас вполне устраивают? Им несть числа, включая армию чиновников, которых на душу населения теперь больше, чем было в СССР.

Соловейчик делал и сделал все, что мог.
Но в краю непуганных идиотов этих идиотов всегда останется изрядное количество, причем сарказма и злобы у них будет хоть отбавляй.

Edited at 2014-06-16 05:32 (UTC)

А под "краем непуганных идиотов" вы какое именно территориальное образование подразумеваете?

Спасибо газете, спасибо людям, её делавшим. Спасибо за честную позицию и редкую в наше время совестливость.

  • 1