Энгелина Борисовна Тареева (tareeva) wrote,
Энгелина Борисовна Тареева
tareeva

Category:

После Дня Победы. Продолжение 1.

Дорогие френды!
Вы меня успокоили относительно ролика, но я не об этом писала, ролик был только зацепкой. По-видимому, у меня не получилось написать то, что я хотела, потому что вы этого не прочли. Я хотела сказать, что картина войны и ветераны, как они были показан в СМИ в этом году, отличались от того, что показывали в предыдущие годы. Конечно, каждый год отличается от предыдущего, происходят изменения, но в этом году произошел скачок, изменения накопились, и количество перешло в качество. Возможно, что это произошло потому, что сегодня основные действующие лица, те, кто определяют СМИ, не только не помнят войны, но они не жили в советское время в сознательном возрасте. Это не советские люди, а не советский человек не может понять поведения советских людей и судить о нем. В эти праздничные дни я в этом окончательно убедилась.

В этом году в пафосе торжеств в победных гимнах слышались фальшивые ноты. С искренним чувством соседствовал холодный расчет. Кто-то сказал, что если отбросить Великую Победу и великую русскую литературу, то что от нас останется? Великую русскую литературу отбросили (это видно из новой программы средней школы), похоже – это государственная политика, русская литература – штука опасная для властей предержащих, напрашиваются аналогии. Осталась только победа над фашизмом. Это единственное, что нас всех объединяет, единственное, чем мы можем гордиться, поэтому День Победы праздновался особенно пышно.
Вероятно, с новым подходом связано то, что почти не показали советских фильмов. А существует советская военная киноклассика, популярная у нас и признанная во всем мире.
Удивительно, что в эпоху соцреализма в военных фильмах было так много правды. Часто они создавались на прекрасной литературной основе: по произведениям Виктора Некрасова, Василя Быкова, Юрия Бондарева, Георгия Бакланова и других писателей-фронтовиков, как-то ухитрившихся в то трудное время сказать правду. Роман Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» был впоследствии запрещен и изъят из библиотек, но фильм существует, он называется «Солдаты». Какие-то из этих фильмов на телевидении показывают часто, а некоторые не показывают совсем, вот и был случай их показать.
Конечно, нельзя больше показывать «Семнадцать мгновений весны», но можно показать «Щит и меч» с невероятной работой Станислава Любшина в роли нашего разведчика Александра Белова. Вадим Кожевников это, конечно, только Вадим Кожевников, но то, что делает Станислав Любшин, это просто неправдоподобно. Образ, который он создает, сложнее и интереснее образа, созданного Тихоновым, глубже. В этом человеке есть тайна. На поверхности – простой парень, молчаливый, редко улыбается, преданный делу Рейха. Таким его видят немцы и мы. Но под этим угадывается постоянное страшное напряжение на пределе человеческих возможностей. И есть еще один слой - понимаешь, что этот человек уже попрощался с жизнью. Он знает, что у него мало шансов выжить и просто отключил инстинкт самосохранения и прочие подобные механизмы, чтобы они не мешали. Когда он выполняет свое последнее в этом фильме задание, очень важное, сложное и опасное – спасение наших пленных, в город врываются наши танки. Город взят. Герой Любшина смотрит в недоумении на приблизившийся к нему советский танк, и, поняв ситуацию, падает замертво, силы кончились. Но ясно, что не приди наши танки, он выполнил бы задание. Дальше разведчик попадает в госпиталь. И вот состояние Александра Белова в госпитале никто другой не мог бы сыграть, никто не мог бы такое придумать. То, что делает Любшин – этого никто не мог бы сделать. Любшин – великий актер, и ему не очень повезло с ролями. В полную силу ему удалось сыграть только в фильме «Моя жизнь» по повести Чехова и в фильме «Не стреляйте белых лебедей». Были и еще удачи, но все это было ниже возможностей актера. Этот пассаж о Любшине, конечно, отступление, и к нашей теме отношения не имеет. Кстати, в фильме «Щит и меч» Олег Янковский очень интересно сыграл одну из первых своих киноролей.
Сегодня замечаются некоторые тенденции переосмысления войны.

Продолжение следует.

Tags: После Дня Победы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments