?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
«Анна Каренина», фильм Сергея Соловьева.
tareeva
Мне этот фильм не понравился. Я понимаю, что писать о нем плохо, это все равно, что ломиться в открытую дверь. Плохих отзывов – огромное количество, так что можно было бы и не писать. Но мне нужно душу отвести. К тому же Толстой слишком важен для меня, слишком много значит в моей жизни, чтобы я могла позволить себе за него не заступиться. Я ему слишком многим обязана.
Тем более что опыт показывает, что сейчас появилось много людей, которые романа не читали. Они посмотрят фильм, и поверят, что это Толстой. Что Толстой просто написал историю адюльтера, и больше ничего.
Я люблю кинорежиссера Сергея Соловьева. Я люблю его удачные фильмы, не совсем удачные, и даже к почти совсем неудачным я питаю слабость. Мне не важно, самый ли он великий режиссер, и вообще – великий или средний. Я не ставлю оценок и не расставляю кинорежиссеров по ранжиру.

Сергей Соловьев в своих фильмах создает особый соловьевский мир. И этот мир мне интересен, мне хочется побыть в нем подольше. Когда Соловьев снял «Анну Каренину», и я услышала от своих друзей и знакомых отрицательные отзывы, я не придала им значения. Мало ли что кому-то не нравится. У меня с Соловьевым особые отношения, и в его фильме я непременно найду для себя что-нибудь интересное.
Фильм вышел на экраны, но прошел как-то мельком, и я его не поймала. И потом все никак не могла посмотреть, и очень нервничала по этому поводу: фильм снят уже несколько лет, а я все еще его не видела.
Мои ребята как-то достали диск с этим фильмом, но я в это время лежала в больнице, а когда выписалась, диск уже отдали, и я не нашла его следов.
И, наконец, фильм показали по телевизору в самом полном варианте, и я смогла его посмотреть.
Несколько лет назад, как-то вечером, я была свободна, и решила посмотреть телевизор. Ткнула в кнопку, которая попалась под пальцы, и на экране увидела фильм. Не сначала, конечно. В фильме итальянцы жили на своей итальянской земле, носили итальянские имена, но я почему-то сразу поняла, что это Толстой. А через пару минут я уже понимала, что это «Отец Сергий». «Отец Сергий» для меня - самое важное произведение Толстого. Я не хочу сказать, что это лучшее из того, что написал Толстой, но в моей жизни оно сыграло большую роль. Потом я узнала, что это был фильм братьев Тавиани, который они считают вольной экранизацией повести Льва Толстого, и они дали этому фильму название пьесы Льва Толстого «И свет во тьме светит». Я думаю, к этой вольной экранизации у Льва Николаевича не было бы никаких претензий.
Я уже написала, что Толстого я почувствовала с первых же увиденных мною кадров, а в фильме Сергея Соловьева, если бы не знакомые имена героев, если бы все эпизоды мы не знали наизусть, то никогда не догадались бы, что Толстой имеет к этому фильму какое-то отношение.
В связи со многими зарубежными экранизациями «Анны Карениной» Соловьев говорил, что иностранцы ничего не понимают в русской семейной жизни и вообще в русской жизни, и поэтому о зарубежных экранизациях и говорить не стоит. Но Толстой не этнограф и не бытописатель. Действие его произведений происходят в России, но для Толстого важно не национальное, а общечеловеческое. Конечно, будучи великим художником-реалистом, он написал Россию как никто. Но если бы в его произведениях было только это, он не стал бы для всего мира тем, чем стал. А стал он мировой совестью. Соловьев, который упрекнул иностранцев в незнании русской жизни, вероятно, считает, что сам он ее знает, и что показал он именно ее. Но, по правде сказать, я не нахожу в этом фильме ничего национального. Это попсовый фильм, а попса не может выражать суть национального, и вообще какую-либо суть. Время и место – это то, что непременно должно быть в каждом произведении искусства, но в фильме Соловьева нет ни времени, ни места.
Распределение ролей – это, в сущности, уже решение спектакля или фильма. Если режиссёр хочет вложить в своё создание смысл отличный от того, что вложен в него автором произведения, которое режиссёр экранизирует, то для этого достаточно распределить роли соответствующим образом. Например, если ставится или экранизируется «Гроза» Островского, и режиссёр хочет, чтобы смысл фильма был противоположен смыслу, который вложил в пьесу Островский, и который раскрыл Добролюбов в известной статье «Луч света в тёмном царстве», то он может не менять ни одного слова и ни одной ремарки Кабанихи должна играть актриса типа Татьяны Пельтцер, роль её сына – юный Конкин, каким мы еговидели в фильме «Как закалялась сталь» - сущий ангел во плоти, а роль Дикого нужно поручить Евгению Леонову, между прочим, он смог бы сыграть её замечательно интересно. Этого достаточно, чтобы мы увидели не тёмное царство, а прямо-таки рай на дому. А что Катерине не живётся в этом раю, так это просто потому, что она вздорная бабёнка, сама не знает, чего хочет, а, может, просто муж её не удовлетворяет в сексуальном плане. Это, кстати, было бы модное прочтение. Мы теперь не может простить великим реалистам XIX века критическую составляющую их произведений. А уж шестидесятники XIX века, а Добролюбов – один из наиболее ярких, представляются нам совершеннейшими злодеями.
Сергей Соловьёв сделал нечто подобное с романом Льва Толстого «Анна Каренина».

Продолжение следует.


  • 1
Новый английский фильм очень хорош. И там просто отличный Каренин, что особенно радует.

  • 1