?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
«Анна Каренина», фильм Сергея Соловьева.
tareeva
Мне этот фильм не понравился. Я понимаю, что писать о нем плохо, это все равно, что ломиться в открытую дверь. Плохих отзывов – огромное количество, так что можно было бы и не писать. Но мне нужно душу отвести. К тому же Толстой слишком важен для меня, слишком много значит в моей жизни, чтобы я могла позволить себе за него не заступиться. Я ему слишком многим обязана.
Тем более что опыт показывает, что сейчас появилось много людей, которые романа не читали. Они посмотрят фильм, и поверят, что это Толстой. Что Толстой просто написал историю адюльтера, и больше ничего.
Я люблю кинорежиссера Сергея Соловьева. Я люблю его удачные фильмы, не совсем удачные, и даже к почти совсем неудачным я питаю слабость. Мне не важно, самый ли он великий режиссер, и вообще – великий или средний. Я не ставлю оценок и не расставляю кинорежиссеров по ранжиру.

Сергей Соловьев в своих фильмах создает особый соловьевский мир. И этот мир мне интересен, мне хочется побыть в нем подольше. Когда Соловьев снял «Анну Каренину», и я услышала от своих друзей и знакомых отрицательные отзывы, я не придала им значения. Мало ли что кому-то не нравится. У меня с Соловьевым особые отношения, и в его фильме я непременно найду для себя что-нибудь интересное.
Фильм вышел на экраны, но прошел как-то мельком, и я его не поймала. И потом все никак не могла посмотреть, и очень нервничала по этому поводу: фильм снят уже несколько лет, а я все еще его не видела.
Мои ребята как-то достали диск с этим фильмом, но я в это время лежала в больнице, а когда выписалась, диск уже отдали, и я не нашла его следов.
И, наконец, фильм показали по телевизору в самом полном варианте, и я смогла его посмотреть.
Несколько лет назад, как-то вечером, я была свободна, и решила посмотреть телевизор. Ткнула в кнопку, которая попалась под пальцы, и на экране увидела фильм. Не сначала, конечно. В фильме итальянцы жили на своей итальянской земле, носили итальянские имена, но я почему-то сразу поняла, что это Толстой. А через пару минут я уже понимала, что это «Отец Сергий». «Отец Сергий» для меня - самое важное произведение Толстого. Я не хочу сказать, что это лучшее из того, что написал Толстой, но в моей жизни оно сыграло большую роль. Потом я узнала, что это был фильм братьев Тавиани, который они считают вольной экранизацией повести Льва Толстого, и они дали этому фильму название пьесы Льва Толстого «И свет во тьме светит». Я думаю, к этой вольной экранизации у Льва Николаевича не было бы никаких претензий.
Я уже написала, что Толстого я почувствовала с первых же увиденных мною кадров, а в фильме Сергея Соловьева, если бы не знакомые имена героев, если бы все эпизоды мы не знали наизусть, то никогда не догадались бы, что Толстой имеет к этому фильму какое-то отношение.
В связи со многими зарубежными экранизациями «Анны Карениной» Соловьев говорил, что иностранцы ничего не понимают в русской семейной жизни и вообще в русской жизни, и поэтому о зарубежных экранизациях и говорить не стоит. Но Толстой не этнограф и не бытописатель. Действие его произведений происходят в России, но для Толстого важно не национальное, а общечеловеческое. Конечно, будучи великим художником-реалистом, он написал Россию как никто. Но если бы в его произведениях было только это, он не стал бы для всего мира тем, чем стал. А стал он мировой совестью. Соловьев, который упрекнул иностранцев в незнании русской жизни, вероятно, считает, что сам он ее знает, и что показал он именно ее. Но, по правде сказать, я не нахожу в этом фильме ничего национального. Это попсовый фильм, а попса не может выражать суть национального, и вообще какую-либо суть. Время и место – это то, что непременно должно быть в каждом произведении искусства, но в фильме Соловьева нет ни времени, ни места.
Распределение ролей – это, в сущности, уже решение спектакля или фильма. Если режиссёр хочет вложить в своё создание смысл отличный от того, что вложен в него автором произведения, которое режиссёр экранизирует, то для этого достаточно распределить роли соответствующим образом. Например, если ставится или экранизируется «Гроза» Островского, и режиссёр хочет, чтобы смысл фильма был противоположен смыслу, который вложил в пьесу Островский, и который раскрыл Добролюбов в известной статье «Луч света в тёмном царстве», то он может не менять ни одного слова и ни одной ремарки Кабанихи должна играть актриса типа Татьяны Пельтцер, роль её сына – юный Конкин, каким мы еговидели в фильме «Как закалялась сталь» - сущий ангел во плоти, а роль Дикого нужно поручить Евгению Леонову, между прочим, он смог бы сыграть её замечательно интересно. Этого достаточно, чтобы мы увидели не тёмное царство, а прямо-таки рай на дому. А что Катерине не живётся в этом раю, так это просто потому, что она вздорная бабёнка, сама не знает, чего хочет, а, может, просто муж её не удовлетворяет в сексуальном плане. Это, кстати, было бы модное прочтение. Мы теперь не может простить великим реалистам XIX века критическую составляющую их произведений. А уж шестидесятники XIX века, а Добролюбов – один из наиболее ярких, представляются нам совершеннейшими злодеями.
Сергей Соловьёв сделал нечто подобное с романом Льва Толстого «Анна Каренина».

Продолжение следует.


  • 1
(Удалённый комментарий)
Я фильм не смотрела. Вопрос мой не совсем по фильму.
Со времен школьной программы и экранизации Зархи сам Каренин в общественном сознании предстает "машиной и злой машиной, когда рассердится"
Но ведь у Толстого он человек страдающий, человек не умеющий говорить с людьми, не умеющий высказать свои чувства.
Это трагедия, не меньшая, чем у Анны.
Вы это имели в виду, говоря о кастинге к фильму, то, что роль была поручена Янковскому?
Мне очень хотелось посмотреть этот фильм только из-за Янковского. Но, похоже, делать этого не стоит.
И все-таки, хотя бы попытка увидеть в Каренине человека.

И да, для меня Толстой тоже очень важен. У меня много любимых писателей и есть Толстой. Кaк-то так.

Новый английский фильм очень хорош. И там просто отличный Каренин, что особенно радует.

Жду продолжения вашего рассказа.
Еще оч интересно узнать - почему вы считаете что "Отец Сергий" это лучшее что написал Толстой.

В посте написано: "Я не хочу сказать, что это лучшее из того, что написал Толстой, но в моей жизни оно сыграло большую роль."

А кто сказал, что мы точно знаем, что хотел сказать своим произведением автор? Мы так увидели..., когда прочли книгу? И это наше вИдение, теперь является определяющим?
А мне ОЧЕНЬ понравился Каренин в исполнении Янковского.
И как удивительно переда почти не видимая самому себе грань, когда "ты переступаешь черту"... "Анна, поедем домой!", "отчего я должна уехать?"
Да Вронский в исполнении Ярослава Бойко, не всегда на уровне Ланового, но страдание Вронского от того, что у него просят чего-то еще, кроме того, что он может дать, передано Бойко очень хорошо. По-моему по Толстому.

И весь этот "полутон" во всем...
У Татьяны Друбич была к сожалению задача показать взнервленное страдание, да еще и успокоение с "коксом" - это не всегда получалось ...(и опять сравнение с Самойловой).... это "нет". Но тут- режисер такую задачу поставил.
К сожалению, Александр Абдулов в образе Стивы... это боольшое "нет".

Но все это мое личное мнение.
И мне очень (!) захотелось перечитать роман.

" Анна Каренина" Соловьева - фильм не столько о страсти , сколько о грехе. И претензии Анна предъявляет не столько Вронскому, сколько себе, что не смогла устоять перед искушением. В фильме представлены три любовные пары и их разные истории. Анна оказалась по сути самой простой. Просто страсть, потому что хочу. А долг перед " теми, кого приручил?
Мне фильм понравился . Совершенно иное прочтение. Дело не столько в лицемерии "света", сколько в непрощении самой себя.

Я сделалю перепост Вашей статьи, тк я говорила об этом практически слово в слово. Для меня это очень важно. Особенно о том, что касается "собственного видения" романа. Я тоже приводила пример собственного видения в фильме "Колдунья" с Мариной Влади.
Другая страна, другая эпоха- фантазируй "на тему"...
Тем, кто считает, что Соловьёвы,Петровы,Сидоровы могут переписывать Толстого по-своему, я предлагаю переписать Сикстинскую мадонну в одежды "ПУСЕНЕК", а Солнечную симфонию перевести в ФА-МИНОР. Так много что можно переделать. Вот Лужкову тоже Москва не понравилась, взял и переделал. Теперь торчат эти стеклянные уроды, настроение портят. Жду с нетерпением продолжения.

Понравился ли Фильм Соловьёва? Скорее да, чем нет. Но вот странно, прошло время после просмотра и самое яркое впечатление у меня осталось от образов Каренина в исполнеии Янковского и Левина Гармаша. Соловьёву благодарен за смелость. А ещё за желание после просмотра фильма перечитать Толстого. Сегодня взяться за классику - верное средство быть освистанным, в лучшем случае остаться незамеченным. Сними Зархи сегодня "Анну Каренину" был бы тот же эффект. Как-то посмотрел фильм "Овсянки", награждённый на Берлинском или ещё каком-то фестивале. Такого тошнотворного и отвратного фильма давно не видел, ну разве что французская "Ночная красавица". Тем не менее, с экрана телевизора убеждали, что фильм о высоком чувстве любви и т.д. Потом узнал, что режисёр "Овсянок" исповедует стиль псевдо этнографии, т.е. моделирует некий традиционный мир из различных этнографических составляющих. А я, наивный, всё возмущался, где режиссёр такой народ в России нашёл.

  • 1