?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Исторические загогулины. Ответы на Ответы на комментарии. 2
tareeva
Дорогие френды!
В предыдущем посте я сказала, что разница в моем и вашем отношении к Ленину и революции – это разница поколенческая. И определяется она не различием убеждений, идеологических взглядов, а различием жизненного опыта. Разная жизнь и судьба сформировали разные характеры и отношение к жизни. Поколение наших детей - очень благополучное поколение, и наши дети отличаются от нас, как домашние животные отличаются от диких. Вы не принимаете революцию, потому что она создает угрозу человеческой жизни. Нет ничего более ценного и более важного, чем человеческая жизнь, с этим трудно спорить. Тем не менее, каждый человек (а, может быть, не каждый?) живет так, как будто бы он знает что-то более важное, чем человеческая жизнь и его собственная жизнь. Этим человек отличается от животного.



Дуэли говорят о том, что для каких-то людей честь важнее жизни. Люди идут добровольцами в армию, делая выбор в пользу смерти, значит, что-то для них важнее, чем жизнь. Если бы действительно каждый считал, что нет ничего важнее его собственной жизни, и нужно во что бы то ни стало эту жизнь сохранить, то жить было бы совсем не интересно. Пушкин написал:

Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!


Неужели вы не способны испытывать это наслаждение? И еще у Тютчева:

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые…


Я так понимаю, что вам чуждо это блаженство. Есть такое выражение «беспринципная тяга к жизни». Так говорят о тех, кто согласен жить в любых условиях, лишь бы жить. Я написала о революционерах поколения моих родителей, что они готовы были в любую минуту отдать жизнь за счастье других, а вы добавили, что, будучи изуверами и фанатиками, они отдавали чужие жизни. Отдавать чужие жизни за дело, которое считаешь правым, это очень обычно. В войне, ну хоть в Великой Отечественной, убивали и немецкие солдаты и наши, однако, мы к этим убийствам относимся по-разному. То, что убивали немцы - нас возмущает, а то, что убивали наши - мы приветствуем. Мы не осуждаем даже бомбежки немецких городов, где массово погибало мирное население, в т.ч. дети, которые уже точно ни в чем не были виноваты. Значит, все-таки бывают ситуации, когда мы считаем возможным отдавать чужие жизни.

Я хочу сказать еще об одном. В революцию пролилась кровь – и это очень трагично. Но революции делает не один человек и не какая-либо группа людей, здесь действуют совсем другие силы и законы. Но бывают массовые кровопролития по воле одного человека, например, Русско-японская война, в ней было пролито много крови русских и японцев, а, что ни говори, японцы тоже люди. Да и в Первую мировую войну на Россию никто не напал, и от участия в войне можно было воздержаться, и вся кровь, пролитая в этих войнах на совести Николая II. Однако, мы, почему-то, склонны воспринимать государя императора чуть ли не как святого мученика. Двойной стандарт. Великая французская революция была более кровавой, чем наша, но французы не стесняются ее, не открещиваются, не пытаются в ней ничего ни смягчить, ни приукрасить, ни передернуть. Они не делают вид, что вообще-то они здесь почти что ни при чем, что революцию сделали какие-то чужаки, всякие марксы и евреи, а они в простоте душевной как-то не доглядели. Французы гордятся своей революцией, считают себя ее наследниками, и весело распевают свою прекрасную Марсельезу, не заменили ее тупыми и безвкусными стихами, этого подоночного Сергея Михалкова. А интересно, что Василий Аксенов в своем романе «Новый сладостный стиль» предсказал, что гимн новой России, постсоветской, напишет тот же Михалков.

Продолжение следует.

  • 1
"Отдавать чужие жизни за дело, которое считаешь правым, это очень обычно." - о да, куда более обычно, чем свои.

К счастью, человечество продолжает развиваться - надеюсь, войны так же выйдут из обыкновения, как и каннибализм.

Я промежуточного поколения - я родилась в 43-м.И я многое понимаю, как Вы.

я 1972 года рождения. вполне разделяю Вашу точку зрения. правда, я не считаю последние несколько поколений благополучными. инфантильными скорее, если в этом благополучие.

"Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые…"
Надо же, а я всегда, с детства, понимала, как мне повезло родиться в мирное время! И все жалобы людей на жизнь, на экономические тяготы, на перестройку и т.д. казались мне ничтожными рядом с войной, разрухой, голодом. У меня сильная "тяга к жизни", но не беспринципная. Очень не хотелось бы жить среди крови.

Мне кажется, это не инфальтильность. Это переоценка ценностей. Шоппинг юбер аллес!
У меня сын 70-го года рождения. В его 18 я таращила на него глаза: это был не инфантилизм - митьковщина.Необязательность, возведённая в доблесть. "Не сложилось!"
Но в 40 - он правильный хороший человек. С ответственностью у него даже перебор. Однако семья важнее работы, это да.У меня было наоборот! Я брала работу домой, возила его с собой на работу...И при этом с почтительным ужасом слушала тех, кто в войну оставлял двухлетнего ребёнка дома одного и шёл к станку.
Это всё ужасно...но мне трудно принять, что французы вели себя умнее, сдав Париж. Астафьев прошёл войну, у него было право так сказать. Но если б все были умненькие-благоразумненькие, кто бы остановил Гитлера?

ЕСли бы царь был поумнее, если б войну прекратили, если б Керенский был другой...но в конце 19 века мой дед, рабочий в Эстонии, пошёл в компартию, потому что не мог больше так жить!


Семья и должна быть важнее работы.

Если работа - это способ содержать любимую семью, тогда да.( И то лучше начальнику этого не говорить. А то человек создал старт-ап, пестует его и лелеет, а этот обормот ему в лицо говорит, что ему важнее сыночка в бассейн возить!)
Не надо говорить: должна. Возможны варианты!Работа может быть и делом, которому ты служишь. Или пламенной страстью..
Я всего лишь выращивала цветы. Но если истопники напьются и завалятся спать, мои цветы замёрзнут за одну ночь! И надо быть в оранжереях в новогоднюю ночь, что поделаешь!

справедливости ради: не один Николай II в России оказался сторонником той войны, Первой Мировой.
И не одна Россия вела дело к войне, хотя именно Россия первой объявила массовую мобилизацию, чем оборвала все усилия кончить дело миром.
И все-таки: имелась принципиальная неустроенность мира, в котором риск мировой войны был слишком велик. И за эту неустроенность отвечают все тогдашние люди доброй воли. За то что им не хватило таланта, энергии и просто численности, чтобы вовремя остановить империалистическое безумие. Лев Толстой отвечает, за то что слишком рано умер. А с безумцев, со стада ошалевших баранов во главе с козлом-провокатором Николаем II, какой спрос, они не ведали что творили.

Все не так. В-первых, Николая, по-моему, как мученика воспринимают только те, кто на действительность смотрит через призму ненависти к советскому режиму как целому, но это уже не популярно.

Во-вторых, конечно же, люди должны начать сознавать, что ценить жизнь нужно вне зависимости от того, чья она. И на войны нашему благополочному поколению, раз уж есть такая историческая возможность, надо начинать смотреть не как на сражение против врага, а как на огромную трагедию вне зависимости от ее исхода.

Все дело в том, что люди стараются понять, с какого момента жизнь соотечественников перестала что-то значить для русских. О жизнях врагов тут уже и говорить не стоит. Эта заколдованная часть истории привела сегодня к тому, что людям безразлично, сколько миллионов погибло от Сталина, сколько миллионов погибло от революции. Десяток миллионов туда-сюда, чепуха, кто их считает, бабы новых нарожают. А они, бабы, взяли и перестали. Смысл какой рожать, если их не считают. В результате от автоаварий в России сегодня гибнет за 30 тыс человек в год, а в Англии и Германии - по 1000-1500. При похожем количестве машин. Потому что не берегут людей, не берегут их достоинство, честь и свободу, причем на всех уровнях, от властей, до рядовых граждан. Почему при похожих стартовых позициях Европа ушла от этого, а Россия - нет.

Опыт меняет, да. 10 лет назад я решительно не понимал людей, которые в начале 20го века устроили революцию и кровавый террор.
Сейчас я сравниваю наше время и то и всё больше тех людей понимаю.
И всё сильнее хочется увезти семью в безопасную страну, где революции в ближайшее время точно не будет.

У каждого поколения своя правда. Не так страшна революция, как страшна гражданская война, идущая за ней.

Великолепно. Просто великолепно.

  • 1