?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Исторические загогулины. История о фанатике одной идеи. Ответы на комментарии.3
tareeva
Дорогие френды!
Я хотела продолжать ленинскую тему, но опять увязла в комментариях. На этот раз ваши комментарии меня несколько разочаровали. Разочаровало не то, что вы со мной не согласны, а то, что вы не согласны так неинтересно, банально, скучно, предсказуемо, так приземлено и бескрыло. Я вовсе не представляю Ленина белым и пушистым, кстати, до революции мы еще не дошли, я назвала Ленина фанатиком одной идеи, а люди, посвятившие свою жизнь страстному служению одной идее и реализации этой идеи, тем более, когда эта идея – революция, белыми и пушистыми не бывают. Разница в моем и вашем отношении к Ленину и революции – это разница поколенческая. В последнюю субботу по «Культуре» в рубрике «Линия жизни» была встреча с Александром Аскольдовым, кинорежиссером, который снял фильм «Комиссар». Мы с Аскольдовым примерно ровесники, он на 5 лет меня моложе. Мы с ним в каком-то смысле одного происхождения. Биографии наших родителей и наши с ним похожи, мы с ним как-то все время находились рядом, по соседству, но знакомы не были.


Отец Аскольдова в Первую мировую войну был солдатом и членом солдатского комитета. Эти солдатские комитеты после приказа Временного правительства о выборности офицеров, руководили выборами офицеров. Кадровых офицеров, как правило, отстраняли, а частенько и расстреливали. Потом отец Аскольдова в Гражданскую войну воевал, естественно, на стороне красных, и получил, как утверждает Аскольдов, три ордена Красного знамени. В это даже трудно поверить, я другого такого случая не знаю. Людей, получивших два ордена Красного знамени, я знаю, два ордена было у Буденова, а о трех орденах никогда не слыхала. В начале 30-х отец Аскольдова в Новосибирске руководил строительством оборонного завода. Завод был построен и в Великую Отечественную войну сыграл роль в вооружении Красной Армии. В середине 30-х отца Аскольдова послали на Украину, в Киев, тогда же и туда же, куда направили и моего отца. В Киеве он был директором завода «Большевик», а мы жили в одной трамвайной остановке от этого завода. Наш дом назывался Дом специалистов, и я думаю, что Аскольдов жил в том же доме. В 37 году его арестовали и расстреляли.
Почти всех мужчин в нашем доме расстреляли, за исключением тех, кто застрелился сам. Самоубийств было много. У Аскольдова взяли не только отца, но и мать, и НКВДшник, уводивший мать, сказал товарищу: «Сейчас отвезу ее и вернусь за мальцом». Услышав это, маленький пятилетний Саша после ухода НКВДшников оделся, надел башмаки, и первый раз в жизни ему удалось завязать шнурки, подвинув стул к двери, открыл замок и вышел в ночь. Он нашел друзей своего отца, те отвезли его в Москву к бабушке, и таким образом он избежал детского дома для детей врагов народа. У бабушки его никто не искал. Он окончил школу и поступил на филологический факультет МГУ и учился примерно в те же годы, что и я. Потом он окончил Высшие режиссерские курсы и в 1967 году снял замечательный фильм «Комиссар». Я думаю, что ни у кого из вас, даже у самых ярых антисоветчиков и антикоммунистов, нет к этому фильму никаких претензий. Фильм не вышел на экраны, его не просто положили на полку, а было распоряжение его смыть, и он чудом сохранился благодаря С. Герасимову. Аскольдова исключили из партии, запретили заниматься профессией, возбудили против него судебное дело, какое-то непонятное, которое тянулось бесконечно долго, и было прекращено, кажется, только в 1990 году. Премьера фильма в нашей стране состоялась только в 1987 году.
Так вот, я хочу сказать, что мы с создателем фильма «Комиссар», судя потому, что он говорил на встрече в «Линии жизни», полные единомышленники и единочувственники. Не смотря на все пережитое, он сохранил пиетет к революции и людям революции, к героям Гражданской войны. Он сказал, что и сейчас ему симпатичен Чапаев, и он не готов: «Целовать в одно место Колчака», - который теперь в такой моде. И не смотря на эти свои убеждения, именно Аскольдов снял великий фильм, полный высокого гуманизма, фильм, в котором противопоставляются фанатичное служение идее и человечность, человеческое в человеке. Что-то я не знаю, чтобы кто-нибудь из режиссёров поколения наших детей, снял бы фильм такого же уровня и с таким же состраданием к человеку и любовью к нему.

  • 1
Надеюсь, когда-нибудь к своей революции и гражданской войне (да и ко всей истории) в России будут относиться так же как относятся во Франции и США. Будут спокойно, без истерии изучать, не используя исторические концепции в политической борьбе. Не будут мазать дерьмом чёрной краской одних и елеем белой краской других. И сколько бы мы ни говорили об общечеловеческих ценностях, о примате прав отдельной личности над интересами общества, всегда будет притягателен образ страстного борца за светлую идею социальной справедливости.

Edited at 2013-02-18 10:54 (UTC)

Вы не должны огорчаться комментариями. Прошло почти 100 лет, ушли свидетели. Поэтому людям трудно понять глубоко, нужно делать много усилий, сопоставляя материалы, взгляды и мнения. И большинство не желает тратить свое время на историю, живет сегодняшним днем. Что совсем не плохо, на мой взгляд. Войны и революции принесли множество крови и страданий, с обеих сторон и для всех. И какова конкретная личная ответственность Ленина в этом, не так и важно по большому счету. Он, безусловно, был человеком, с достоинствами и недостатками, и было бы хорошо его похоронить по-человечески и жить дальше.

Энгелина Борисовна, читали ли Вы книгу Акунина "Аристономия"? Замечательная и очень мудрая книга о том времени.

Не надо лить грязь на Ваше поколение, мои покойные дедушка и бабушка тоже не любили Ленина и Сталина

Политические убеждения художника не всегда, а вернее - редко влияют на его произведения, если это высокий художник. Например, Бальзак был типичным буржуа, но его произведения далеко не буржуазны - они реалистичны и тонки.

Также и Аскольдов - как художник не мог изобразить неправду, а правда была как Вы и описали в противоречии политики и человечности. Просто, политика - от головы, а искусство - от сердца.

Википедия утверждает, что трехкратные кавалеры ордена Красного знамени были, и немало. Аскольдова в списке нет, но не понятно, насколько список полный. Были даже четырёх- и один пятикратный кавалер - Блюхер.

  • 1