Энгелина Борисовна Тареева (tareeva) wrote,
Энгелина Борисовна Тареева
tareeva

Categories:

Исторические загогулины. История о фанатике одной идеи. Ответы на комментарии.

Прежде, чем продолжить ленинскую тему, я хочу ответить еще на один комментарий. Этот комментарий не имеет прямого отношения к моему посту, и я не понимаю, почему читательница его написала, к тому же она свалила в одну кучу социалистов-утопистов, Маркса и кое-что другое, и приписала мне то, чего я не говорила. Однако, я хочу на этот комментарий ответить, он меня задел.
Относительно сравнения марксизма с культом вуду. Конечно, на таком уровне дискуссия невозможна, тем более, что, к стыду своему, должна признаться, я мало знаю о культе вуду, среди моих знакомых нет ни одного человека, исповедующего этот культ, о чем я, конечно, глубоко сожалею. Хотя по вышеуказанным причинам дискуссия по существу невозможна, я хочу все-таки сказать несколько слов о марксизме, оценивая его не по существу, а по некоторым внешним признакам. Популярность ученого и его работ, как всем известно, оценивается, в частности, по частоте цитирования. Маркс до сих пор очень цитируемый автор. Когда я занималась информацией в области архитектуры, градостроительства и строительства, через наш отдел проходил весь мировой репертуар журналов по этой тематике на всех языках, и мы часто встречали цитаты из Маркса, гораздо чаще, чем ожидали. Если работы цитируются как актуальные через 150 лет после того, как они были написаны, это о чем-то говорит, такое встречается не часто.


Василий Аксенов в книге «В поисках грустного беби», написал о популярности Маркса, марксизма в университетской профессорской среде, о студенческой я уже не говорю. Однажды его и его жену пригласила на чай американская дама, и на этот же вечер пригласила своих друзей, чтобы познакомить их с «этими русскими». За чаем Аксенов сказал: «Маркс устарел». На него посмотрели с некоторой опаской, слегка от него отодвинулись и с упреком посмотрели на хозяйку дома - кого она пригласила, с кем она их посадила за один стол? Гости удивленно переглядывались и повторяли на все лады: «Маркс устарел?... Маркс?! Устарел?!», - совершенно очевидно, что они так не считали. О популярности Маркса в Америке говорит тот факт, что его имя упоминается в голливудских фильмах, не в артхаусных, не фестивальных, а обычных фильмах для массового зрителя. Если создатели таких фильмов упоминают Маркса, то, очевидно, они считают, что массовый зритель понимает о ком и о чем идет речь. В фильме «На грани разрыва», с Сельмой Хайек и Расселом Кроу, героине Маркс является во сне. Есть голливудский фильм, герои которого – дети богатых родителей, узкий круг, и в этом фильме молодой человек говорит девушке, с корой он расстается, что он уходит от нее потому, что предприятия ее отца производит боеприпасы. Девушка возражает, что множество предприятий производит боеприпасы и оружие, и нельзя же считать всех владельцев этих предприятий и их детей людьми недостойными. Молодой человек объясняет, что боеприпасы, произведенные на предприятии отца девушки, отправляются в Никарагуа, а в этой стране человека могут расстрелять только за то, что он марксист.

Очередная передача Архангельского «Тем временем», которую показали недавно по каналу «Культура», называлась «Возвращение марксизма». Среди участников передачи марксист был только один, но большинство участников передачи считало, что название «Возвращение марксизма» неправомерно, потому что марксизм никуда не уходил.
Мы уже говорили о том (и об этом говорилось в вышеуказанной передаче), что Маркс открыл не социализм, он открыл капитализм, и капитализм до сих пор широко пользуется его открытиями. Возможно, что капитализм, хотя бы в тех же США, не обнаружил бы такой способности, такого ресурса эволюции, если бы не работы Маркса. Независимо от нашего согласия или несогласия с Марксом, марксизм усвоен общественным сознанием, и его влияние очевидно. Выяснилось, что если осознать противоречия капитализма и как следует в них разобраться, что сделал Маркс, то можно найти пути смягчения этих противоречий и даже их разрешения в процессе эволюционного развития системы. Сегодняшний капитализм, мы все это видим, далек от классического марксова капитализма. Без Маркса здесь не обошлось.

Что значил марксизм для моего поколения, и как нам далось освобождение от него, я уже писала. Мы сдирали его с себя с мясом и с кровью, и не всем удалось перенести эту операцию. А как хорошо, покойно было жить в марксизме, этого я вам и описать не смогу. Мир был прозрачен, ясен, насквозь детерминировал. Выйти из марксизма это было всё рано, что выйти из Космоса в Хаос с его гибельной тьмой и непредсказуемостью. Тем не менее, этот шаг к свободе мы сделали. Но глупо было бы с водой выплеснуть ребенка, а ребенок-то есть. Мы, мое поколение, немного похожи на людей, которое много лет пользовались английской системой мер, а потом перешли на метрическую. Эта система более удобна, но все-таки, чтобы зрительно представить себе измеряемый объект, мы мысленно переводим в привычную нам английскую систему. И еще я хочу сказать, что то обстоятельство, что нам неизвестно, что было раньше яйцо или курица, никак не мешает развитию птицеводства. Я хочу сказать, что спор о том, что первично - идея или материя - не мешает ни исследованиям, ни творчеству ни в области идей, ни в области материи. А как вы считаете, дорогие френды, Бозон Хиггса – это материя или идея?
Ну а насколько марксизм похож на культ вуду, я судить не могу.
Tags: Исторические загогулины, Ленин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments