?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Исторические загогулины. История о фанатике одной идеи. 2
tareeva
Дорогие френды, вы, возможно, заметили, что наш журнал стал выходить реже и кое-как, тяп-ляп, через пень-колоду. Дело в том, что у членов нашего коллектива жизнь изменилась, и они теперь меньше времени могут посвятить блогу. В этих условиях, конечно, следовало бы говорить о вопросах актуальных, скажем, о повышении производительности труда – это задача, которую Путин поставил перед правительством как основную. Вообще, производительность труда в России и качество труда в России – это особая тема и очень увлекательная.

Но я со свойственным мне тупым занудством продолжаю ленинскую тему и предлагаю вам продолжение поста, написанного год назад. Я боялась, что эта тема никому не интересна, но в комментариях одобрили моё обращение к ней. Я сама не очень понимаю, зачем мне это нужно. Вероятно, дело вот в чём. Моему поколению досталась очень непростая судьба. Мы ещё застали остатки послевоенной (гражданская война) и послереволюционной разрухи, на нас пришлись сталинские репрессии, война, какой прежде не знало человечество, распад Союза, кризис левой идеи у нас, смена русского национального менталитета. А мы были люди возвышенные, идейные, готовые в любую минуту пожертвовать собой за свои идеалы и светлое будущее человечества. Эта наша готовность была очень востребована в войну, а теперь непонятно, что с ней делать. Нам пришлось пересмотреть и переоценить и свои идеалы, и свою жизнь, и это было очень непросто. К тексту о Ленине я взяла бы эпиграф, и он относится не только ко мне, но и к моему поколению.


«Я сжег всё, чему поклонялся, поклонился тому, что сжигал»

Вероятно то, что я пишу о Ленине, это и есть мой поклон.

Вот продолжение текста:




Последние годы IX-го века и начало XX-го это было время, когда большая часть русских религиозных философов еще исповедовала марксизм: Н.Бердяев, П. Струве, Г. Шпет и др. Ленин и П. Струве тогда сотрудничали в одних журналах и дружили домами. Когда идеологические разногласия привели к тому, что они разорвали личные отношения, Надежда Константиновна плакала и послала жене П. Струве коробку конфет, нарядную бонбоньерку.

Теперь принято считать, что Ленин не любил интеллигенцию. А я думаю, упреки Ленина в адрес интеллигенции – это в какой-то степени и самокритика. Пороки интеллигенции родовые. Ленин считал себя человеком, который в себе смог их преодолеть и других призывал к этому. Во всяком случае, все 43 делегата второго съезда РСДРП принадлежали к интеллигенции. Сам Ленин был типичным представителем русской интеллигенции со всеми ее достоинствами и пороками, и со всей ее русскостью, доводящей все это до предела, и он был жестко встроен в это сообщество. В качестве аргумента тут приведу историю с письмом В.Г. Короленко. Для русской интеллигенции Владимир Галактионович Короленко был высочайшим нравственным авторитетом, и Ленин его таковым признавал. В 1920 году Короленко прислал Ленину большое многостраничное письмо. В этом письме Владимир Галактионович с марксистских позиций критиковал экономическую политику советского государство. Он писал, что Маркс полагал, что капиталистическая экономика сменится другой экономической системой тогда, когда исчерпает все свои возможности развития. В России же капитализм перед революцией был на подъеме и мог еще многое дать стране. После получения этого письма Ленин закрылся у себя и почти не бывал в обществе. Люди, встречавшиеся с ним, спрашивали, что это его нигде не видно, чем он сейчас занимается. Он отвечал, что изучает письмо Короленко. Если бы это письмо написал не Короленко, Ленин бы его, быть может, и вовсе не прочел. Но мнением Короленко русский интеллигент пренебречь не мог. Я убеждена, что именно письмо Короленко стало толчком к началу размышлений, результатом которых стало введение НЭПа.

НЭП был плохо принят революционными массами. В нем видели предательство интересов народа. Прокатилась волна самоубийств. Самоубийством покончила подруга моей мамы Нелли, участница Гражданской войны. Я видела ее фотографию – прелестная светская барышня, да и по ее имени видно, что она отнюдь не рабоче-крестьянского происхождения, но не вынесла возвращения капитализма. Ленин говорил, что НЭП – это всерьез и надолго, это соревнование двух экономических систем, и какая победит, та и победит. Безусловной национализации подлежали только предприятия группы «А», производство средств производства. Вся же остальная промышленность, также как и торговля, могли оставаться в частных руках. Здесь уместно заняться «альтернативной историей» и предположить, что если бы Ленин уже с конца 1922 года не перестал быть руководителем государства и партии, и если бы в 1924 году не умер, то НЭП бы не свернули, поскольку польза его была очевидна, коллективизация была бы невозможна, и Советский Союз развивался бы совершенно иначе и был бы другим государством.

Ленин любил и понимал литературу. Когда нуждался в эстетических переживаниях, иногда перечитывал роман «Война и мир», часто сцену охоты на волка, может быть, действительно лучшие страницы романа. Все понимал про Толстого, что он «глыба», «матерый человечище», «шаг в художественном развитии человечества». Непротивленчество Толстого не мешало революционеру Ленину буквально поклоняться Толстому-художнику. Он назвал Толстого зеркалом русской революции, это очень интересно. Я всегда воспринимала искусство, как особый способ моделирования действительности. Чем выше художник, тем точнее модель, а по этой модели судить о жизни проще, чем по самой наблюдаемой жизни. Творчество Толстого – самая лучшая модель, и Ленин видел в ней отражение всего, что для него было связано с революцией, яснее, чем в жизни.

Ленин любил и понимал музыку. Он с пеленок слушал хорошую музыку в исполнении своей матери - хорошей пианистки. Ленин считал, что слушать музыку опасно, потому что она вызывает желание гладить людей по головкам, а их нужно по головкам бить, и я его понимаю, мне тоже хочется бить по головам своих единомышленников-демократов. Ну, Путин, власть – враги, они и есть враги. А вот свои очень удручают, повергают в уныние инфантильностью и безответственностью. Так и хочется трахнуть по башке чем-нибудь тяжелым. Ленин слышал музыку лучше, чем, например, я. Когда я слушаю «Аппассионату», у меня не возникает желания никого гладить, а Ленин видно слышал там, в глубине, все-таки любовь, которая и должна быть основой всякого творчества. Как-то Ленин был на спектакле в Художественном театре, смотрел пьесу Гауптмана, не помню какую. Спектакль ему так понравился, что через несколько дней он захотел опять посетить театр. На этот раз давали «На дне» Горького. Ленин был разочарован. Казалось бы, пьеса Горького должна была быть ему ближе. В ней говорилось, что «человек это звучит гордо», и было ясно, что человеку не место на дне, а подняться со дна он может только через революцию. Мы знаем, кто играл в этом спектакле, и понимаем, что спектакль был очень хорош. Однако, Гауптман понравился Ленину больше. Отсюда я делаю вывод, что при оценке произведения искусства мировоззрение автора и его идеологическая близость не было для Ленина главным критерием, каким они стали позже в советском литературоведении и искусствоведении.
А вот чего Ленин не понимал, так этого нового искусства – авангарда. Известно, что он говорил, обращаясь к Кларе Цеткин: «Мы с тобой, Клара, старики, нам этого никогда не понять. Я пробовал, не вышло, понял только, что и пробовать не нужно». Но гонений на авангард при Ленине не было, и быть не могло. В моё время ходила шутка, что Ленин был последним человеком у власти, который не понимал в искусстве, все последующие понимали его лучше, чем сами художники, и смело им руководили.

Но вернемся к теме «Ленин и революция». В марте 1917 года по настоянию октябриста А.И. Гучкова и монархиста В.В. Шульгина Николай II подписал Манифест об отречении. Конечно, Гучков не знал, пусковою кнопку какого механизма он нажимает, какой запускает процесс. Но, однако, кнопку он эту нажал. Ленин в этот время мирно жил в Цюрихе в Швейцарии. Он и его товарищи в это время занимались в основном тем, что писали рефераты и по вечерам читали их друг другу. Вспоминают, что накануне революции Ленин сказал товарищам (цитата не дословная): «Мы, люди пожилые, мы конечно революции в России не увидим, но наши дети, уж непременно наши внуки, увидят Россию свободной». И тут они узнали, что революция произошла. Поверили они не сразу.

О причинах революции в России можно много говорить, но совершенно очевидно, что эти причины создал не Ленин или какой-либо другой человек. Это был ход истории. Если же искать человека, наиболее полно воплощавшего в себе все эти причины, то это человек был Николай Александрович Романов, Николай II. Повторю здесь то, что я уже писала и, вероятно, не один раз. Ю.М. Лотман считал, что история - процесс случайный. И эту точку зрения он хорошо аргументировал. Для того, чтобы произошло то или иное историческое событие нужно, чтобы множество факторов совпали в одном месте в одно время. Потом, когда событие уже произошло, исследуются его причины, а они, конечно, есть. И это событие представляется закономерным. Однако, если бы из факторов, вызвавших это событие, отсутствовал хотя бы один, событие могло и не произойти. Если говорить о революции в России, то главным фактором была сама личность Николая II. Если бы он был человеком умным и способным мыслить государственно, то не затеял бы русско-японскую войну 1904-1905 годов, к тому же не было бы Кровавого воскресенья, и этот царь, человек незлобивый, не получил бы в народе прозвища «кровавый». Его мать, урожденная датская принцесса, писала ему: «Люди, которые говорят тебе, что народ надо подавлять, это подлые люди, ты их не слушай». У нее дома, в Датском королевстве, народ не подавляли. Но ее сын слушал этих людей, а мать не слушал. Императрица Мария Федоровна была также против вступления России в первую мировую войну, однако сын ее не послушал. И если бы не все вышеперечисленные события, произошедшие по воле Николая II, то революции в России могло не быть. Роль Ленина и его партии Февральской революции невелика.

Продолжение следует.





  • 1
Спасибо. Буду ждать продолжения. Не хочется высказываться, пока не прочитан весь текст до конца..

о повышении производительности труда – это задача, которую Путин поставил перед правительством как основную

насколько я помню, не путин, а брежнев....
папу сорок лет тому назад спрашивала: а что такое производительность, про которую в программе Время..?

«Я сжег всё, чему поклонялся, поклонился тому, что сжигал»
Одна из главных дискуссий 60-х и в перестроечное время: извратил ли Сталин ленинский курс или был последовательным продолжателем ленинской политики? Для вас признать второе, всё равно что предать своих родителей и их друзей - людей возвышенных и идейных

Спасибо, этот ваш текст очень интересный!
Может быть, стоит спросить в жж, могут ли другие люди помогать вам вести блог? Наверняка найдутся еще желающие.

Очень интересно. И многое для меня ново, несмотря на долгий советский опыт. Энгелина Борисовна, а вы не пробовали пользоваться диктофоном для ведения вашего блога? Вы надиктовывайте, а люди наберут, когда будет время. И действительно, обратитесь к ЖЖ-френдам, наверняка найдутся много желающих помочь вам.

это уже давно не Энгелина Борисовна, неужели Вы не чувствуете? уже давно от лица её ведут блог неизвестно кто

что ж вы пишите такую ахинею! и ещё - ПОД ИМЕНЕМ ТФРАЕЕВОЙ! она бы никогда не смогла такое написать!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Текст действительно позорный .......(( !
-- причём у автора этих бредней суровые непонятки как в историческом образовании ,так и в интеллектуальном осмыслении -------
в частности,- очень нелепы попытки представить социалистический утопизм и теорию классовой борьбы как некий общественный способ развития и практики--- это такие же сказки марксизма-ленинизма как заклинания вуду ---Или Тареева также является
поклонницей культа вуду ? Не планируется ли сжигание и поклонение по вуду-теме?
---
невнятные штрихи по самому образу вождя пролетариата---- это какой-то компот из комплексов и заблуждений автора ! Образованное дворянство-- Русская интеллигенция- Культурное творчество ---- всё намешано в одно
"Упрёки Ленина русской интеллигенции- как самокритика " -- это вообще анекдот ))
В своих статьях Ленин говорит совсем не о той интеллигенции
---
Если сам автор не понимает образ вождя революции и социально-исторические категории ,, то зачем блистать
этим--------------- как сказано " со свойственным мне тупым занудством "??



интересная точка зрения, спасибо

Очень интересно! Продолжайте, пожалуйста.

  • 1