?

Log in

No account? Create an account

tareeva


Интеллигентская штучка

до конца своих дней


Previous Entry Поделиться Next Entry
Разговор с читателем. Продолжение.
tareeva
Дорогие френды, я уже извинялась за своё занудство, но ничего не могу с этим поделать. Раз уж мы заговорили о распаде Союза, о ностальгии по нему и пр., я хочу немного продолжить этот разговор. Когда моя дочь замечает во мне эту ностальгию, то говорит примерно следующее: «Кажется, кто-то жаловался, что ничего крупного не удалось опубликовать? Кто-то говорил, что из-за наличия цензуры самые лучшие мысли даже не приходили в голову, что ничего стоящего не удалось сделать и жизнь пропала зря? Разве это было не в Советском Союзе?» Это было в Советском Союзе, и было кое-что похуже. Но в Советском Союзе было и другое. Были МЫ, свободные, бескорыстные, верные дружбе. Ко всему, что я писала о Советском Союзе, и пишу, и, может быть, ещё напишу, можно взять эпиграфом следующие строки: «А что касается наград, то только не прими за шутку, верни меня хоть на минутку, верни меня в мой прежний ад».



Уважаемый hranitel_drev! Вы как-то написали, что Советский Союз распался по воле лидеров и элит республик из-за их эгоистических желаний, а не по воле народов. Я думала так же. Я уже писала, что согласна с Ю.М. Лотманом, который считает, что история – процесс случайный. Для того, чтобы произошло то или иное историческое событие, нужно, чтобы несколько факторов совпали в одной точке в одно время. Когда событие уже произошло, то причины его очевидны, их можно анализировать, и поэтому событие представляется закономерным и неизбежным. Однако, если бы какие-либо из этих факторов или хотя бы один отсутствовали, то событие могло и не произойти, эту развилку можно было бы проскочить. В этом легко убедиться на примере революции в России. Много факторов способствовали этому событию. Но если бы отсутствовал такой фактор, как особенности личности Николая II, если бы государь-император был другим человеком, революции могло бы и не быть. Другой человек не затеял бы русско-японскую войну, при нем невозможно было бы Кровавое воскресенье, и, следовательно, не произошла бы революция 1905 года. Эта революция не победила, но подорвала основы государства. Мать Николая II, урожденная датская принцесса, умоляла сына не затевать войну. Она же писала ему (эти письма теперь известны): «Люди, которые говорят тебе, что народ нужно подавлять, - это подлые люди. Ты их не слушай». Но Николай II слушал их и не слушал свою мать. Она же была против вступления России в первую мировую войну, тем более, что Вильгельм II был двоюродным братом Николаю II. Кстати, это он спас императрицу Марию Фёдоровну от революции, вывез ее из России. Если бы Россия не вступила в Первую мировую войну, то не было бы революции, и в то время, как другие воевали, Россия сильно бы продвинулась в своём развитии.


И о распаде СССР. Я думала, что важным фактором, способствовавшим этому, было нежелание Б. Ельцина быть вторым человеком после Горбачева. Он хотел быть первым, пусть хоть в меньшем государстве, да и Горбачеву он хотел отомстить.

Но чтение Ваших комментариев убедило меня в том, что я ошибалась. Вы рассказали, как 1989 году на археологическую экспедицию в Узбекистане напали местные жители, чуть ли не линчевали участников экспедиции, и местная милиция не хотела за них заступиться, и они еле ноги унесли. Кто же на них напал? Узбеки, которые мечтали о том, чтобы вечно оставаться с русскими в одном государстве? Выходит, что Союз можно было сохранить только силой. Пример Югославии показывает, к чему это могло бы привести. Я считала, что всерьез хотели отделиться только республики Прибалтики и Грузия, но Ваши комментарии говорят о другом.

Вы написали, что что-то важное кончилось, и не в политике тут дело. Я тоже так думаю. Жаль, что Вы не сформулировали, что же это такое важное, которое кончилось. Я для себя сформулировала. Если бы вы для себя сделали то же, интересно, насколько совпали бы наши формулировки.

Уважаемый hranitel_drev! Большое вам спасибо, что написали о последнем периоде своей жизни в Узбекистане, я хотела об этом Вас попросить, но постеснялась. Для меня это единственное свидетельство из первых рук и очень важное. У меня больше нет знакомых, которые через это прошли. Я примерно так себе все это и представляла, но действительность, все же, оказалась хуже, чем я думала.

Мне вот что показалось интересным. Создается такое впечатление, что русские и узбеки жили на одной земле, но отдельно друг от друга. Неужели у вас не было друзей-узбеков? Что же, в университете было два студенческих сообщества: русское и узбекское? А если были узбеки, которых вы считали своими друзьями, то как они повели себя по отношению к вам в независимом Узбекистане? Мне казалось, что была русскоязычная узбекская интеллигенция. И что случилось с ней после распада Союза? Один из моих любимых русских писателей последнего времени - Тимур Пулатов - по происхождению наполовину узбек, наполовину таджик, жил в Ташкенте, писал по-русски. У меня есть все его книги. Его проза впитала в себя всю русскую литературу, и в ней заметно влияние русской литературы 20-х годов прошлого века. Интересно, слыхали ли вы о нем вообще, и что же он теперь?

Самое страшно даже не то, что происходит со страной, а то, что происходит с людьми. Во время войны в Боснии в телепередаче мальчик-серб рассказывал об этой войне. И он сказал: «Самое плохое, что мой друг застрелил моего дедушку». Действительно, это — самое плохое.




  • 1
Хм, странно. До чтения чьих-то частных комментариев не приходило в голову, что национальные чувства десятилетиями сидят в людях под спудом и передаются от поколения к поколению? И не только национальные, а и многие другие, высокие и не очень, считающиеся в данном месте и в данном времени не комильфо?

Неужели недостаточно было, например, того, что произошло во время войны, на оккупированных территориях?

Ну ладно республики. А Россия? Москва? Неужели недостаточно было того, что САМОЕ ПЕРВОЕ "свободное общественное объединение", возникшее в России с началом "гласности" - общество "Память"? То, которое выглядит мелочью, анекдотом по сравнению с нынешним сонмищем нацистов/сталинистов - сетевых и "оффлайновых", примерно так же, как "коричневые рубашки" по сравнению с черными мундирами СС?

\\Хм, странно. До чтения чьих-то частных комментариев не приходило в голову, что национальные чувства десятилетиями сидят в людях под спудом и передаются от поколения к поколению?

Конечно сидят. Куда ж они денутся?
Раз никуда не делась взаимная пикировка "кацапов" и "хохлов", как и неизбывное недоверие к "жидам", надменность по отношению к "чуркам" и т.п.


\\Неужели недостаточно было, например, того, что произошло во время войны, на оккупированных территориях?

Чего-чего?

на оккупированных территориях "дружба народов" выплеснулась в таких замысловатых формах, что оккупантам и не снились((

"взаимная пикировка "кацапов" и "хохлов", как и неизбывное недоверие к "жидам", надменность по отношению к "чуркам" и"

...и, кстати, тут Энгелину Борисовну можно понять. Отчасти. Она же не служила в Советской Армии 50-х-70-х годов. И ее дети не служили, надо полагать. Вот где вылезало наружу семейно-социальное.

Какая-то странная неопределённость в Ваших рассуждениях !
Разве не очевидно, что распад СССР был обусловлен крахом экономической и политической системы ,центральная Советская власть стала беспомощна и смешна, братским республикам просто незачем стало брататься с умирающим монстром!
И уж потом это стали понимать и местные элиты и местные населения
-
<Выходит, что Союз можно было сохранить только силой>> нападения на русских и прорусских коммунистов в Убекистане в конце 80-х имеют совсем другой смысл и причину --- узбекские "националисты" были не против РФ , а против коммунистической коррупции и кланового беспредела,который
навязывал и поддерживал в Узбекистане ЦК КПСС

В 81-ом году я подъезжала к Баку, и вдруг в вагоне все закурили. - Советский союз кончился, девочки, - объяснили нам курильщики. А потом в Баку мы с подружками хотели купить болгарские сигреты, которые стоили тогда 35 копеек, но в одном месте нам хотели их продать за 70, в другом - за 50, а в третьем мы их купили за 30. Мы решили, что оказались на Марсе:)

"Вильгельм II был двоюродным братом Николаю II. Кстати, это он спас императрицу Марию Фёдоровну от революции, вывез ее из России."
Не пишите глупости.

\\Вы как-то написали, что Советский Союз распался по воле лидеров и элит республик из-за их эгоистических желаний, а не по воле народов. Я думала так же. Я уже писала, что согласна с Ю.М. Лотманом, который считает, что история – процесс случайный. Для того, чтобы произошло то или иное историческое событие, нужно, чтобы несколько факторов совпали в одной точке в одно время.

Нет, не случайный.
Потому что слагается на 99% из совершенно не случайных событий и процессов.
Вам же нужно, есть пить... ну и так далее.
Из этого и слагается итория... и это очевидно.
Если мы и имеем возможность судить о древних греках или там египтянам,
то только по тому материальному что они оставили после себя.
Сухой остаток...


\\Вы написали, что что-то важное кончилось, и не в политике тут дело. Я тоже так думаю. Жаль, что Вы не сформулировали, что же это такое важное, которое кончилось.

Ответ. В экономике.
"Тюрьма народов" только до тех пор может казатся пионерлагерем, пока в ней кормят, поят, горит свет и есть кой-какие развлечения.
Тогда можна одергивать друг дружку и даже доносить на "несогласных".
Но, когда беспросветность и отсутствие будещего становится очевидна всем,
никакие заклинания, пусть даже и о "свободе и гласности" не спасут.

Что кончилось в Советском Союзе: готовность отдавать ресурсы на борьбу за глобальную победу социалистического лагеря во главе с Политбюро ЦК КПСС.
Дело не только в том, что Ельцин и другие не хотели "подчиняться" Горбачеву; дело вообще не только в верхушках. На Украине в 1991 прошел референдум, на котором граждане дружно высказались за выход из-под руки Кремля с его случившимся и будущими ГКЧП, с его могучим аппаратом мобилизации ресурсов для целей глобального противостояния США, НАТО и всему свободному миру.

Уважаемая Энгелина Борисовна! В первых строках ответа на ваш пост позвольте поздравить вас с Новым Годом и Рождеством и пожелать крепкого здоровья вам и вашим близким, и чтобы остальное было бесплатным приложением к здоровью. Поздравляю так же с Праздниками всех читателей этого блога. Друзья, прошу вас, простить меня за столь пространный комментарий. Наверное, вам вся эта Среднеазиатская эпопея не интересна. Просто не читайте, вот и вся недолга.
Начну с того, что ваши слова в передаче дочери меня расстроили: «…из-за наличия цензуры самые лучшие мысли даже не приходили в голову, что ничего стоящего не удалось сделать и жизнь пропала зря?» Признайтесь, вы это сказали сгоряча, не подумав. Это слова творчески не свободного человека. Цензура не может препятствовать появлению в голове лучших мыслей, только самоцензура, а, мне кажется, вы ей не были больны. Подтверждение тот же Ю.М. Лотман или философ А.Ф. Лосев, да сотни учёных умудрившихся «родить» свои самые лучшие мысли, не смотря на «мрачные» советские времена. Распад Союза для многих из нас, вчерашних студентов, планировавших посвятить свою жизнь науке, был связан с потерей этой возможности. Но не факт, что всем нам удалось бы сказать своё Слово в науке. Не из-за цензуры, а из-за отсутствия у кого-то таланта, у кого-то трудолюбия, и т.д. Кстати, немногие из нас преодолели все трудности «переходного периода», занимаются наукой, за них я особенно горд.

Странно, что моё упоминание о происшествии в экспедиции, изменило ваш взгляд на роль личности в истории, да и на саму историю. Конечно, по ленинской трактовке исторические личности являются выразителями нужд и чаяний социальных групп (классов) или целых народов. По этой логике, мы сегодня, спустя двадцать с лишним лет, должны признать, что Ельцин выражал наши с вами неосознанные тогда чаяния, желания, надежды? А ещё чаяния и надежды узбекских крестьян? Думаю, что был он выразителем своих интересов и группы младореформаторов, рвавшихся к власти. А поворот, видно уже произошёл и "развилка" мало что решала.

Теперь о ситуации в Средней Азии. Уточню, что инцидент произошёл в 1992 году, а это меняет дело. Потому что предшествовало всему этому: Ферганская резня турок-месхетинцев (узбеками) в 1989 году, Ошская резня (между узбеками и киргизами) в 1990 году, масса других мелких конфликтов. И всё это на фоне талонной системы, резкого разрыва экономических связей с ликвидацией союзных министерств (которые в перестройку уже работали с перебоями), обнищания и так не богатых кишлаков (большая часть бюджета республики формировалась от вывоза хлопка, в основном в Россию), тотальной безработицы среди местной молодёжи (обеспеченность работой и в советские времена отставала от рождаемости, на селе работа часто носила сезонный характер), безнаказанности преступлений на этнической почве. Лозунгов о независимости, об отделении от СССР не было. До декабря 1991 года об этом никто даже помыслить не мог. Как подтверждение свершившегося факта о независимости было объявлено 31 августа. Наиболее отсталая, малообразованная часть узбеков стала искать и находить причины своего тяжёлого положения в других народах: турках, цыганах, бухарских евреев, киргизах, таджиках, татарах, русских, корейцев и т.д. Но я уверен, что эта часть представляла более агрессивное, но меньшинство народа. К сожалению, такое меньшинство часто бывает более организовано. Знаю много примеров настоящей Дружбы между людьми разных национальностей. А из экспедиции бежали студенты и студентки разных национальностей, в том числе и узбеки по национальности. Под националистическими заявлениями громил ясно проглядывалось желание пограбить и понасиловать.

Ситуация со СМИ и печатными изданиями нас в конце перестройки поражала. Если русскоязычные СМИ и издания всё ещё контролировались и отслеживались на политкорректность, то в изданиях на узбекском языке появилось много националистических статей, иногда содержащих провокационные призывы. Ложилось это часто на вполне удобренную почву. Так называемый «мелкобуржуазный национализм» никуда не девался все годы Советской власти. Его предпочитали не замечать, по завету Ленина, борясь в первую голову с великорусским шовинизмом.

Почему же курс на национальную независимость сформировался поздней подписания Беловежских соглашений? На это предстоит ответить будущим историкам. Вкратце напишу, что государственность республики Средней Азии получили из рук Советской власти в 24-25 году во время национально-территориального размежевания. До этого те же узбеки никогда не жили в составе одного государства, себя единым народом не считали. Например, Узбекистан был «собран» из части Туркестанского генерал-губернаторства, частей Бухарского эмирата, Хивинского ханства, Кокандского ханства. Ферганская долина, например, была разделена между четырьмя республиками. Из многочисленного спектра тюркоязычных народов и племён, как центры этнической консолидации были выделены казахи, киргизы, каракалпаки, узбеки и туркмены. Территория сплошного ирано-язычного заселения была консолидирована вокруг таджиков. Но так как представители разных этносов в Средней Азии жили веками и успели порядком перемешаться, то получить мононациональные республики не получилось. Вот вам и межнациональные конфликты, в основе которых всё же была экономическая составляющая (Фергана – конфликт начался на рынке, Ош – извечный в Средней Азии спор за воду).

Вся эта история очень сложна и не проста, что бы объяснить всё потребуется много места. А писать коротко, значить упрощать, а это опасно – упрощать историю. Знаете, что в истории Узбекистана был свой «Ельцин», а может «Акаев» - Мухаммад Салих, профессор математики, известный поэт, переводчик Кафки на узбекский, диссидент, депутат, основатель партии «Свобода». В декабре 1991 года единственная альтернатива президенту Исламу Каримову (бывший секретарь ЦК КПУз.) на всенародных выборах. На выборах проиграл (по независимым данным выиграл), впоследствии был объявлен террористом, «врагом народа». Бежал, живёт в эмиграции. В январе 1992 году после выборов ввели купоны, которые нужно было прикладывать к бывшим тогда ещё в обороте советским деньгам, таким образом, власти хотели защитить местный рынок, отделить «своих» потребителей от «чужих». Студентам, накануне получившим стипендию, купоны выдать забыли. Стихийно возникшее у иногородних студентов, живших в вузгородке, недовольство переросло в демонстрацию с политическими лозунгами (и ни одного националистического лозунга! На одном из сайтов нашёл свидетельство бывшего студента-журналиста Рауфа Оруджева «Кто-то попытался поднять тему национализма, заорав "Йуколсин уруслар!" ("Долой русских!"), но его быстро заткнули»). Столкновение с милицией. По демонстрации был открыт огонь. Были убитые. Вот тогда я познакомился с Салихом. Позже ему приписывали организацию студенческих волнений. Ничего подобного, он и его сторонники пытались остановить кровопролитие, достучаться до демократической общественности России и мира… Русские студенты не участвовали, нас было ничтожно мало в вузгородке и мы понимали, что это уже не наша борьба. После подавления волнений были объявлены досрочные каникулы. Большинство студентов из областей доучивались в родных местах, для этого даже было срочно создано несколько новых ВУЗов. Олег Шестакевич, бывший студент ТашГУ: «Вузгородок с тех пор обнесен высоченной железной решеткой, в аудиториях и общежитиях «гуляет ветер», а Ташкент, по свидетельству знающих людей, прекратил свое существование, как университетский центр, который создавался десятилетиями».

До этого, году в 1990-91 гг., помню точно, что было это 22 апреля на д.р. В.И. Ленина произошло событие другого порядка. Студенты из национальных групп жестоко избили несколько проституток, одна из них, кажется, казашка. Содрали с женщин одежду, они потом убегали, прячась за жидкой растительностью, не знаю, остались ли живы. Особенно возмутило ребят, что одна проститутка мусульманка по происхождению, а вызвали её негры. Потом потребовали выгнать всех иностранцев, стали нападать на них, бить окна и брать общежития для иностранцев штурмом. Из толпы слышались выкрики, что со временем доберёмся и до евреев (куда же без них) и до русских. Тогда ОМОНу в первый раз пришлось усмирять студентов.

Теперь попробую ответить на ваши вопросы. Большая часть русскоязычного населения концентрировалась в крупных промышленных центрах и, в населённых пунктах вдоль железной дороги. Большая часть узбеков жила в сельской местности и областных центрах.
Протицитирую Дмитрия Аляева, журналиста, бывшего студента ТашГУ: «Ташкентский Вузгородок в советское время был крупнейшим образовательным центром в Центральной Азии и одним из крупнейших центров в Союзе, где получали образование представители стран "третьего мира", в частности, стран Азии и Африки. Кроме этого в вузах училось огромное количество узбекских студентов из областей, а также относительно небольшая прослойка русскоязычных студентов.
Взаимоотношения между ними были сложными. Русскоязычные и ташкентские узбеки в равной степени общались как друг с другом, так и с иностранцами. Студенты из областей, кроме своих одногруппников, имели тесные связи со своими земляками из Карши, Ферганской долины и т.д. Что касается иностранных студентов, то многие из них происходили из зажиточных семей и часто не государства, а их семьи платили за их обучение. Следовательно, и в Ташкенте они были достаточно обеспечены, в то время узбекские студенты из областей, кроме небольшой стипендии, зачастую не имели никаких средств к существованию. Их семьи не могли им помочь, более того, нередко сами студенты помогали своим родителям, зарабатывая какие-то деньги во время ежегодной хлопковой кампании».

От себя добавлю, обучение велось на русском и узбекском языках. К примеру, в 1987 году на истфак было 25 мест с русским языком обучения, в эту группу поступали студенты разных национальностей, в том числе ташкентские узбеки, получившие среднее образование в русскоязычных школах + иностранцы + льготники, набиралось человек 30-35. 100 мест с узбекским языком обучения+ льготники. В эти 4 группы (человек 120) поступали студенты из областей. Для нас это были, часто люди из другого мира, да и не только для нас, для своих столичных соплеменников тем паче, так как те были часто из привилегированных семей, дети местной интеллигенции, партийных функционеров, так называемая «белая кость», как некоторые из них себя называли. Кстати, к нам, не мажорным студентам, они относились так же, свысока. В 1988 году специально для таких студентов была создана группа «История КПСС», туда поступали «позвоночники», т.е. по звонку. Другой язык, другой менталитет, другие преподаватели, другие интересы и приоритеты. Помню, что многие из областных студентов не учились вовсе, сдавали экзамен или зачёт просто – староста собирал зачётки с вложенными деньгами, оценка зависела от суммы, а экзамен ещё заканчивался накрыванием шикарного «дастархана», по нашему «поляны», иногда прямо в аудитории.


На русском отделении царили иные нравы, потому русское обучение было престижным. Выпадая из привычной традиционной среды с её строгими обычаями и традициями, посещая разные сходки, иногда националистического толка, появившиеся тогда во множестве видеосалоны, вкушая прочие прелести цивилизации, простодушные, спокойные дехкане из провинции быстро становились людьми, пропитанными в основном идеями откровенно националистическими, в меньшей степени радикально демократическими. А образования разобраться во всём многообразии бродивших тогда настроений у ребят, как правило, не хватало. И часто эти студенты становились обычными отморозками, прожигающими жизнь в большом городе. Что характерно, не смотря на свою бедность, они не подрабатывали, в отличие от нас. У них была своя самоорганизация, позволявшая держаться на плаву. Хлопок отдельная история, как-нибудь потом. В конце 80-х особым влиянием пользовались студенческие землячества. Особо сильные «ФАН» (Фергана, Андижан, Наманган и «СурКаш» (Сурхандарья, Кашкадарья) люто враждовали. Впервые я увидел тогда настоящие драки, Сильвестр Сталлоне отдыхает. Как-то одна из группировок, мстя за своего избитого земляка, вломилась в общежитие, вытаскивали представителей соперничавшего клана и били так люто, что один из пострадавших в отчаянии выпрыгнул из окна. В то же время, мой друг, русский родом из Бухары был с почётом принят в Бухарское землячество и даже пару раз участвовал в студенческих пирушках. Ой, не всё так просто, что бы понять, надо там прожить.

Друзья среди узбеков были. Археология преподавалась только на русском языке, поэтому с узбеками, специализирующимися по этой кафедре, общались, вместе сидели на лекциях, ездили в экспедиции. Это была та малочисленная группа студентов, которая хоть чему-то вынуждена была учиться. С некоторыми из них остались добрые отношения, некоторые с наступлением независимости показали себя с очень не хорошей стороны. До сих пор у меня осталось много друзей, приятелей узбеков, со школы и университета (правда, они в основном русскоязычные). А в годы независимости, до отъезда из Узбекистана, появились у меня новые друзья-узбеки, коллеги по работе, с которыми работали и жили, душа в душу. Некоторые из них были, как говорится, от сохи.

Что сталось с национальной интеллигенцией, русскоязычной и прочей? Большая часть обслуживают, господствующую ныне в Узбекистане идеологию, меньшая занимается чистой наукой, избегая политики, остальные выехали по разным причинам.
Так что же закончилось? Может с крахом идеологии, во многом убогой, не совершенной, но кое-как сохраняющей зыбкое равновесие, закончилось доверие между народами, отдельными группами, между людьми, пусть не стойкое, полуэффемерное, одна видимость, но доверие. Друзья часто бывают в Узбекистане по работе. От их рассказов у меня сложилось такое впечатление, что большинство узбеков сегодня не помышляют о возвращении Союза или вхождении в Россию, им национальная гордость не позволит так мыслить, как бы трудно не жилось. Но то, что они скучают по нам - это точно.

Тимура Пулатова знаю и читал. С 1992 по 2000 год возглавлял Международное Сообщество Писательских Союзов России и стран СНГ (МСПС). С 1991 года живёт в Москве.


А чтоб кубарем не полететь, душить производительные силы пришлось плавно и нежно, и основательно мороча голову тем, кто являлся частью этих самых производительных сил, по крайней мере до поры до времени.
Великая Октябрьская Социалистическая Контрреволюция (3-4 октября 1993)
Все мы знаем, что такое контрреволющия по Марксу. Это насильственная смена или реорганизация власти, преследующая целью восстановление устаревшего строя. В примитивном
виде это просто переворот, в котором старый правящий класс отбирает обратно власть у нового правящиего класса. Однако, последовательный марксист знает, что такое обычно ненадолго. Или старый класс преобразуется в новый, и станет отбирать прибавочный продукт по новому, или он у власти долго не удержится. За одним исключением. Если он не уничтожит производительные силы, которые сделали старый способ нежизнеспособными. Ну, например, как если бы английский король приказал разрушить все мануфактуры и производство машин для них.
А какие цели должен преследовать социалистический правящий класс, желающий предотвратить приход к власти люденов и патрархов? Да еще вооруженный марксизмом? Верно, обеспечить деградацию производительных сил до уровня, который позволяет сохраниться социализму.
---------------------
Просто правители СССР поставили классовые интересы выше национальных. Не надо называть их ревизионистами, отступниками от дела Ленина-Сталина, они ими не были. Наоборот, они из последних сил отстаивали дело «рабочего класса», то есть пролетарского правящего класса – бюрократического менеджмента. Они не были предателями своего
класса. Они были предателями России, которая в ту пору еще называлась СССР.
------------------------------------------------------
Они просто предприняли меры, чтобы управляемое ими общество, которое под воздействием обьективных экономических причин вызванных развитием производительных сил, не превратилось из социалистического в некое новое, им неподвластное, то самое, которые мы договорились условно называть патрархией. А как называется насильственное обращение исторического процесса, да еще со сменой или реорганизацией власти в марксизме? Верно, это называется контрреволюцией. 3-4 октября 1993-го года произошел конечный этап Великой Октябрьской Социалистической Контрреволюции, целью которой было удержать власть бюрократического менеджмента ценой национальной целостности и независимости.
Реставрация социализма
Ошибаются те, кто думает, что речь шла о реставрации капитализма. Народу дали поиграться в капитализм, это правда, а заодно показали его действительно неприглядное лицо. Ногде сейчас эти «капиталисты», воображавшие, что это к ним в руки плывет власть, определяемая тем, сколько денег они смогли присвоить?

http://chuk-sn.livejournal.com/4175.html

  • 1